Гиперактивность детей – мифы и реальность

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В настоящее время гиперактивность у детей не является редкостью. Ребёнок с нарушениями эмоциональной сферы испытывает сложности во время общения и обучения — ему трудно концентрировать внимание на чем-то одном, усидеть на месте, выполнять инструкции взрослых.

Несмотря на то, что описание синдрома гиперактивности является предельно ясным, зачастую родители подменяют ею детскую эмоциональность, подвижность, любопытство и неусидчивость. К чему нужно быть готовым матери и отцу, если специалисты диагностируют у ребёнка проявление гиперактивности? Каким мифам в данной области не стоит верить? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.

Как сегодня фарминдустрия обеспечивает национальную лекарственную безопасность: отвечают эксперты

Как обеспечить фармакологию активными фармацевтическими субстанциями?

Гиперактивный ребёнок — болен

Гиперактивный ребёнок — болен

Данный диагноз ребёнку может поставить только специалист, опираясь на физиологическое и психологическое исследование его состояния. Термин «гиперактивность» прочно вошел в обиход среди педагогов, учителей, родителей. Взрослые взяли привычку называть так каждого ребёнка, который обладает активностью, не любит выполнять задания, требующие волевых и интеллектуальных затрат. Такое отношение к детям является неправильным и приводит к следующим последствиям:

  • родители переживают за детское здоровье и тревожные мысли не позволяют им наблюдать, как ребёнок растет, развивается, взрослеет;
  • мать и отец перестают помогать ребёнку познавать окружающий мир. Вместо этого, они присматриваются к нему, стараются ограничивать активность;
  • родители ругают детей за то, что те ведут себя шумно или подвижно, и, вместо того, чтобы направлять их энергию в нужное русло, стараются привлечь к спокойным, но скучным и неинтересным занятиям;
  • ребёнок чувствует, что с ним что-то не так, потому что взрослые не принимают его природу такой, какая она есть. В результате такого отношения у детей может сформироваться отрицательное мнение о себе, низкая самооценка, слабый уровень адаптации к детскому коллективу.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания имеют место, когда данный диагноз окончательно поставлен специалистом — неврологом. Он является достоверным и точным, в случае, если:

  • активность мышц ребёнка является избыточной — он никогда не сидит на месте;
  • у него нет интереса ни к одному из дел, которые когда-либо предлагали родители. Даже слишком активный ребёнок, без диагноза «гиперактивность», способен 5-10 минут заниматься делом, которое его по-настоящему увлекает. Гиперактивные дети физически не способны удерживать внимание такое количество времени;
  • он трудно поддается обучению, у него есть проблемы с памятью.

Родители должны показать ребёнка нескольким специалистам, прежде, чем диагностировать у него данное заболевание. Кроме этого, важно изучить наследственность — может быть, он является подвижным, будучи похожим на одного из родителей. Возможно, взрослые не приучили его выполнять интеллектуальные задания, и они ему просто неинтересны. Окружающий мир увлекает его намного сильнее, поэтому он не желает сосредотачивать внимание на буквах, цифрах, разгадывать ребусы и решать головоломки.

Следует задуматься над наличием у ребёнка гиперактивности, если в истории его рождения и раннего развития имели место следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность;
  • кислородное голодание плода;
  • угроза выкидыша у матери;
  • переживание стресса женщиной во время беременности;
  • малый вес ребёнка после родов;
  • трудные, затяжные, стремительные роды;
  • неблагоприятные или опасные условия жизни малыша;
  • переживание психологической травмы в детском возрасте.

Чем скорее родители удостоверятся в том, что у ребёнка есть гиперактивность, тем лучше они смогут помочь ему: обратятся к специалисту и подберут лечение, позволяющее малышу или школьнику чувствовать себя лучше и быть спокойнее, получат рекомендации о том, как правильно общаться с ним, как воспитывать, что можно и что нельзя делать в семье.

Дети должны быть спокойными и послушными

Гиперактивность — это жизнь в постоянном движении и отсутствие контроля над собой. Прежде, чем диагностировать у детей гиперактивность, следует принять то, что ребёнок, развивающийся в соответствии со своей природой, должен быть активным и шумным.

Случай из практики

Родители привели на прием ребёнка — мальчика 5 лет — жалуясь на то, что он доставляет неудобства родственникам и педагогам в детском саду навязчивостью, постоянными вопросами, невнимательностью и непоседливым поведением. Родители поделились своими страхами о том, что они подозревают о наличии у ребёнка гиперактивности и синдрома дефицита внимания. В кабинет также завели старшую сестру мальчика — ей было 7 — и попросили ее тихонько посидеть на стуле. Диагностика и работа с маленьким клиентом оказалась предсказуемой и несложной: он подробно и развернуто отвечал на все вопросы, дополнял их собственными размышлениями, очень интересовался всем, что находится в психологическом кабинете. Мальчик не сидел на месте — его привлекали игрушки на полках и книги, пейзаж за окном «заставил» подойти поближе и рассмотреть все, что там находится. Психолог также очень заинтересовал ребёнка — мальчик спрашивал, сколько ему лет, есть ли у него дети, и во что он больше всего любит играть. Ребёнок, которого привели на прием, подозревая у него гиперактивность и дефицит внимания, вел себя абсолютно нормально и естественно — так, как положено малышу в пятилетнем возрасте. Большую тревогу вызывала его сестра: девочка сидела неподвижно на стуле, так, как ей и сказали, смотрела в одну точку напротив себя, иногда, медленно, двигала пальцами рук. Других движений она не совершала. Все в ней — от выражения лица до неподвижности  тела — свидетельствовало о внутренней «заморозке» чувств, запоздалых физических реакциях, психическом напряжении. В результате последующей работы, догадки о диагнозе девочки подтвердились — она имела серьезные эмоциональные нарушения, которые требовали неотложной психологической коррекции.

Помощь ребёнку и родителям

Помощь ребёнку и родителям

Не все подвижные дети — гиперактивные, а детское послушание и спокойствие совсем необязательно свидетельствует о психологической стабильности и правильном развитии.

Что следует делать взрослым, если они удостоверились в том, что ребёнок страдает гиперактивностью?

  • нельзя ругать его за подвижность и то, что он не в силах контролировать себя;
  • детей с малых лет нужно приучать к четкому распорядку дня;
  • хорошо, если гиперактивный ребёнок найдет такое занятие, которое будет вызывать у него искренний, продолжительный интерес;
  • не стоит отказываться от медикаментозного лечения, если врач настоятельно советует его;
  • психологическая коррекция детям с гиперактивностью помогает адаптироваться в обществе, научиться управлять собой.

Дети очень устают от своей чрезмерной подвижности. Что могут сделать родители, чтобы помогать им расслабляться?

  • научить правильно выражать эмоции, говорить о своих желаниях;
  • записать на массаж, занятия детской йогой;
  • научить отдыхать самостоятельно — с помощью мысленных образов, аудиосказок, медитаций;
  • ввести в жизнь ребёнка курс телесно-ориентированной терапии;
  • развивать мелкую моторику;
  • успокаивать, но не ругать во время истерики;
  • учить ждать своей очереди, соблюдать правила игры.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Подходящая косметика для очищения кожи

Для очищения кожи можно использовать молочко, лосьоны, тоники, мицеллярную воду. Какая косметика лучше справляется с задачей?

Сыворотки для лица: 8 правил использования

Сыворотками для лица нужно пользоваться, соблюдая важные правила. Только тогда косметика принесет коже пользу.

Врач-проктолог: оперироваться можно и нужно в то время года, когда возникла необходимость

Почему важно не откладывать решение об операции вне зависимости от сезона, настроения и других факторов: объясняет врач

Как сегодня фарминдустрия обеспечивает национальную лекарственную безопасность: отвечают эксперты

Как обеспечить фармакологию активными фармацевтическими субстанциями?

Аденома простаты без операции

Высокая вероятность хирургического вмешательства при аденоме простаты страшит многих мужчин. Однако не всегда этот диагноз – показатель для операции.
Опубликовано 25.09.2018 17:15, обновлено 17.04.2020 18:25
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Лечение гиперактивности у детей
Гиперактивность мешает ребенку адаптироваться в социуме. Лечение состоит из ряда мероприятий и правил, соблюдение которых дает устойчивый эффект.
Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, лечение
Проблемы СДВГ: возраст первых признаков, особенности проявления, лечение гиперактивности.
Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?
Дети слишком активны и их сложно уговорить посидеть спокойно? Возможно, это гиперактивность. Что делать в этой ситуации?
Телесноориентированные упражнения для детей с гиперактивностью
Гиперактивные дети – активные, подвижные, неусидчивые. Существуют упражнения, которые через физическое расслабление помогают детям снизить психическое напряжение и расслабиться.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Ребенку поставили диагноз СДВГ? Воспользуйтесь нашими рекомендациями для родителей и выполняйте с ребенком специальный комплекс упражнений.
Гиперактивные дети: проблемы родителей или врачей?
Последние годы ознаменовались возникновением у детей проблем с вниманием и гиперактивностью, мешающей обучению в школе.