Детский сад: за и против

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Еще 20-30 лет назад детский сад считался одним из обязательных элементов социализации детей дошкольного возраста в странах бывшего СССР. Оба родителя были заняты на работе, поэтому дети проводили больше времени в коллективе. Некоторых отдавали в ясли даже в возрасте до года, детей постарше нередко оставляли на так называемую «пятидневку». Ребёнок мог находиться в детском саду в течение всей рабочей недели, и родители забирали его домой только на выходные. Сегодня отношение к детскому саду уже не такое однозначное — существуют его убежденные сторонники и не менее убежденные противники.

Отношение детей и родителей к детскому саду

Отношение детей и родителей к детскому саду

Основной аргумент сторонников детского сада как способа социализации в том, что дети учатся общаться со сверстниками и другими взрослыми: воспитателями, педагогами, нянечками. Таким образом малыши познают отношения между людьми во всем их многообразии. Считается, что в будущем детям будет проще контактировать с одноклассниками и они избегут трудностей с общении.

Противники думают, что дети в детском саду часто болеют, подвергаются плохому обращению со стороны сверстников и воспитателей и тяжело переносят разлуку с мамой. Такие родители считают детские дошкольные учреждения враждебными личности ребёнка, ломающими его психику. Они уверены, что гораздо лучше процесс социализации ребёнка проходит в кружках и студиях раннего развития.

Обе категории родителей правы по-своему. Сегодня в процессе воспитания детей больше внимания уделяется индивидуальности каждого: один малыш ходит в детский сад с удовольствием, другой не любит там находиться по каким-то причинам. Если дошкольнику не нравится проводить время вне дома, то он остается с мамой или другими значимыми взрослыми — бабушками, дедушками, нянями.

Чем сильнее ребёнок привязан к матери, тем тяжелее для него процесс адаптации к детскому саду. Особенно трудно адаптироваться детям, которых чрезмерно опекают, а также тем, чьи родители проявляют излишнюю тревогу по поводу их пребывания. Если привыкание идет слишком тяжело и затягивается, то рекомендуется подождать некоторое время или отдать предпочтение другим методам социализации.

Плюсы и минусы пребывания детей в детском саду

Большинство современных родителей посещало детские дошкольные учреждения. Воспоминания о времени, проведенном в них, не всегда радостные. Многие помнят эпизоды насилия со стороны воспитателей и младшего персонала, тяжесть разлуки с родителями, конфликты со сверстниками. Поэтому в их сознании закрепляется четкая установка: детям в детском саду всегда плохо, поэтому отдавать их туда не стоит.

Тем не менее, среди положительных сторон детских дошкольных учреждений отмечают следующие:

  • обучение детей правильному общению со сверстниками;
  • занятия под руководством квалифицированных педагогов;
  • обучение дисциплине и порядку;
  • развитие самостоятельности;
  • возможность выйти на работу для мамы.

Нередко родители детей, посещающих дошкольные учреждения регулярно, отмечают положительные сдвиги в их развитии. Дети в детском саду становятся более самостоятельными: совершенствуют такие навыки, как пользование горшком или умение есть. Этой категории детей социализация идет на пользу.

Существует и другая категория детей, испытывающих трудности в приобщении к порядкам дошкольных учреждений. Как правило, они покидают стены заведений после череды разочарований, болезней, слез и обид или продолжают посещать детский сад ввиду крайней необходимости.

Почему родители могут быть против посещения садика:

  • они считают данную модель социализации неприемлемой для детей;
  • они уверены, что только «домашний» ребёнок может стать по-настоящему независимым;
  • дошкольное учреждение не учитывает индивидуальные потребности конкретного дошкольника;
  • дети часто болеют и усваивают негативные модели поведения.

Однозначного ответе на вопрос, нужен ли садик, не существует. Каждая семья уникальна, имеет свои традиции и представления о жизни. Если социализация в садике по каким-либо причинам не является успешной, то у родителей есть другие способы социализировать детей. Можно устроить малыша в дошкольное учреждение с лучшими условиями, воспользоваться помощью няни или старших родственников.

Как подготовить ребёнка к детскому саду

Как подготовить ребёнка к детскому саду

К сожалению, не все семьи могут позволить себе нанять няню, и не у всех есть родственники, готовые присматривать за детьми. Если государственное дошкольное учреждение — единственный шанс для матери выйти на работу, то родителям следует приложить все усилия, чтобы адаптация прошла гладко и безболезненно.

В первую очередь следует:

  • научить дошкольника соблюдать элементарные правила гигиены и пользования столовыми приборами;
  • подобрать удобную одежду и обувь. На ней не должно быть лишних застежек и шнурков;
  • установить режим дня, приближенный к тому, который будет в детском учреждении;
  • по возможности посетить дошкольное учреждение вместе с ребёнком;
  • начать посещение дошкольного учреждения с ГКП (группы кратковременного пребывания). Это поможет детям привыкнуть к воспитателям и коллективу;
  • поговорить с детьми о садике, рассказать, чем там занимаются их ровесники и воспитатели;
  • по возможности не показывать свою тревогу и волнение, оставляя дошкольника в садике;
  • избегать рассказов о собственном или чьем-то еще негативном опыте пребывания в садике.

Адаптация к детским дошкольным учреждениям проходит значительно лучше у тех детей, которые не проводят все дни с мамой. Также дети безошибочно считывают настроение взрослых: чем больше тревоги и негативных эмоций испытывают родители, прощаясь у дверей садика, тем больше плачут и беспокоятся дети.

После начала посещения детского дошкольного учреждения поведение детей часто изменяется. И родителям следует с пониманием отнестись к этой особенности детской психики. Новые впечатления могут оставлять свой след — дома дети могут капризничать или испытывать слишком много эмоций. Так же, как и взрослые, они подвержены стрессам, и реакция на новое окружение и новую обстановку может выражаться по-разному.

Чем позитивнее настрой родителей, в особенности мамы, тем лучше дошкольник адаптируется к новой обстановке и новому окружению.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 09.12.2017 12:14, обновлено 17.04.2020 18:40
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Почему малыш не хочет есть в детском саду
Адаптация ребенка к детскому саду – процесс непростой, и очень часто привыкание малыша к новым условиям негативно сказывается на его аппетите.
Знакомство ребенка с дошкольным учреждением: адаптация
Ваш ребенок пошел в детский сад или школу? Педиатр Джамиля Абдурагимова расскажет, как смягчить возможные сложности этого важного периода жизни.
Традиции детских садов за рубежом
Как же проводят день дети-дошкольники в разных странах мира? Читайте подборку MedAboutMe.
Психология детей: привыкаем к детскому саду
Адаптация к детскому саду – важный период в жизни малыша. Что происходит в это время с психологией ребенка? Советы родителям, как облегчить адаптацию к детскому саду.
Детская психология: идем в детский сад
Рассмотрим особенности становления психологии у ребенка. Что советуют психологи? На что обратить внимание?
Первый раз в детский сад: укрепление иммунитета и психологическая подготовка
Переживаете по поводу первого похода вашего малыша в детский сад? Подготовьте его к этому заранее, воспользовавшись нашими рекомендациями.