Домашнее задание школьника: выполняем всей семьей?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Для родителей первоклассников скоро наступит ответственный период. Если в течение первого полугодия в рабочих тетрадях учитель рисовал радостные и грустные рожицы или использовал наклейки, то с наступления нового года на страницах появятся отметки. Школьников постарше оценивают с самого начала, и во многих семьях уже растет напряженность по поводу успеваемости ребёнка. Часто родители недоумевают, как так: домашние задания выполняются на «отлично», а в школе опять двойка? Как привить ребёнку навыки самостоятельной работы, надо ли делать заданные на дом уроки вместе и как правильно это делать, рассказывает MedAboutMe.

Домашние задания для первоклассников

Домашние задания для первоклассников

В программе первого класса домашние задания сначала выполняются на добровольной основе. Учитель не вправе требовать их выполнения, однако проверяет тетради и обычно весьма рекомендует заниматься с детьми дома. Почему?

Первый класс — это не только обучение чтению, письму, основам арифметики, как было раньше. Во-первых, программа сейчас достаточно сложная, и, хотя формально учитель еще не «задает с иксами задачи», но фактически поиск неизвестного числа в примере — это подготовка к пониманию иксов, игреков и всех остальных базовых условий для уравнения. Хорошо, если малыш способен «схватывать на лету», да еще и пишет красиво и чисто, и может сам выполнять все проекты и творческие задания, которыми насыщена сегодня школьная программа. Но это крайне редкий случай.

Во-вторых, первоклашкам приходится адаптироваться к новому статусу, новому ритму жизни, требованиям и ответственности. В детском саду иной подход к образовательному процессу, детей не приучают полностью самостоятельно что-либо делать, задания выполняются группой, есть помощь воспитателей и нет системы отметок. В начале школьного обучения ребёнок еще не знает, чего ожидать, как работать дома одному. Так что общее мнение психологов — в начальной школе детям надо помогать с уроками.

Однако здесь присутствует и психологическая ловушка. Поколение гиперопекающих родителей, в терминологии западных специалистов, «родителей-вертолетов», кружащих над ребёнком и сопровождающих каждый шаг, пытается не просто помогать с выполнением уроков, но и создавать себе и ребёнку образ благополучной семьи отличника. Попытки самоутвердиться за счет или вместе со школьником в глазах учителя, окружающих приводят к тому, что домашние задания выполняются «на пятерку» за счет времени и сил всей семьи.

Часто работа над домашними заданиями начинается у ребёнка только вместе с родителями, а значит — по вечерам. При этом наиболее продуктивное время для таких занятий — с 9 до 13 и с 15 до 18 часов, но никак не с 19 до 23.

Второй отрицательный момент: если взрослые находятся рядом и отслеживают каждую ошибку ребёнка дома в процессе работы, то в школе от педагога такого ожидать не стоит. Ученик не получает навык самоконтроля, выявления ошибок, и школьные отметки входят в значительный диссонанс с оценкой заданного на дом.

Стресс родителей, пытающихся все успеть, приводит к выполнению уроков за ребёнка, что «сводит на нет» сам смысл домашней работы: о самостоятельном ее выполнении речь уже не идет.

Средняя и старшая школа: продолжаем учиться вместе?

Средняя и старшая школа: продолжаем учиться вместе?

Некоторые родители могут позволить себе интересоваться только отметками в дневниках. Дети, привыкшие самостоятельно выполнять «домашку», получившие навыки планирования, распределения нагрузки и проверки, успешно справляются с уроками и в школе, и дома.

В других случаях взрослым приходится сопровождать выполнение домашних заданий, проходить заново школьную программу, потому что ребёнок очевидно не справляется в одиночку. Наступает момент, когда все устают от такой ситуации, «кандидат наук, и тот над задачей плачет», и становится понятно, что среднегодовой результат выравнивается за счет отметок за домашние задания, а в школе ученик по-прежнему далеко не отличник.

Почему?

Причина все в том же: неумение и/или нежелание — а это два взаимосвязанных процесса, как хотеть все сделать самому, если не умеешь? — работать без контроля и давления со стороны.

Да, порой бывает так, что школьник не заинтересован в хороших отметках, знаниях по одному или нескольким предметам. Если это узкая специализация интереса, и человек растет явным физиком-математиком, знающий русский язык весьма средне, то такая позиция вполне понятна. А вот если нет учебной мотивации совсем, то корни все равно лежат в неумении организовывать процесс учебы. Ведь если есть навык, благодаря которому можно усваивать знания легко, то и прилагать усилия к мотивации не нужно.

Как правильно помочь учиться?

Как правильно помочь учиться?

Есть несколько правил, которые желательно вводить в процесс выполнения домашнего задания с первого дня.

  • Правило первое. Домашнее задание — для ученика

Это значит, что школьник выполняет задание сам, без мамы, папы, бабушки, сидящих рядом. Для первоклашек можно ограничивать временные рамки: за 10 минут не разобрался — идешь к взрослому с четким вопросом, что не понятно. Четким вопросом, это важно! Иначе постоянная беготня к маме на кухню будет сопровождаться возмущениями «я ничего тут не понял».

  • Правило второе. Время для учебы

Оптимально стремиться к ситуации, когда ребёнок выполняет домашние задания в течение дня, а не ночи. К приходу с работы родителям остается только проверить все письменное, выслушать устное и помочь с так и не понятым. Если, конечно, школьник об этом просит.

  • Правило третье. Помоги мне это сделать самому

Подробно распишем план выполнения домашних заданий. Для первоклассника этот план важен в каждом пункте, для учеников постарше он скорректируется в процессе самим ребёнком.

  1. Список домашних заданий. Не надо полагаться на дневник, что нужно сделать сегодня — выписывается на отдельный листочек и лежит перед глазами у ребёнка. Если школьник вынужден держать в уме, проверять, что еще надо сделать, а в силу возраста или особенностей концентрации это пока не самое простое занятие, такое напряжение вызывает тревогу и снижение внимания.
  2. Выбор задания. Это может быть первое задание в списке, третье, пятое, самое легкое или самое трудное — процесс выбора остается за школьником.
  3. Прочитать задание. В первом классе можно помогать читать, потом уже совсем не стоит вмешиваться в этот процесс. После прочтения ребёнок должен понимать, что надо сделать. Не как надо выполнять задание, а какие знания от него требуются. То есть если надо подобрать однокоренные слова, то школьник помнит, что такое корень и не путает его с суффиксами.
  4. Собственно выполнение задания. На этом этапе можно (и нужно) не сидеть рядом с учеником. Пусть сделает все сам, при необходимости обратившись с вопросом. А если взрослый тревожится за тетрадку при самостоятельном выполнении — всегда можно воспользоваться черновиком.
  5. Задание выполнено? Ребёнок должен проверить его на наличие ошибок и исправить найденные.
  6. После исправления проверяет взрослый. Если ошибки есть — ребёнок опять исправляет их сам, можно только указать на их наличие. Переписать готовое задание в тетрадь, если работа выполнялась на черновике.
  7. Задание номер 1 готово. Берем лист из первого пункта и ставим галочку, вычеркиваем, обводим, рисуем плюсик — все, что захочет школьник. Он выполнил этот пункт, и теперь это наглядно видно в плане.
  8. Если есть необходимость, то можно сделать маленький перерыв, и приступать к следующему предмету.

Это подробный, но несложный план, понятный ребёнку. Постепенно в каждом пункте надо предоставлять все больше свободы и самостоятельности, помогая школьнику справляться с выполнением и планированием самому.

Навык планирования, проверки и исправления ошибок формируется в школьном возрасте, это тот самый сенситивный период, когда все дается легко. А вот использоваться он будет всю последующую жизнь, и в обыденных занятиях, и в профессиональной деятельности.

Не стоит надеяться, что такие навыки сформируются сами или возникнут под влиянием работы педагога в школе, взрослым в абсолютном большинстве случаев приходится включаться в процесс и помогать детям учиться овладевать знаниями. Но это значительно более эффективный путь, чем попытки все сделать за ребёнка и совместное «высиживание» домашних заданий. Помогите ребёнку научиться делать все самостоятельно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 03.12.2016 12:23, обновлено 17.04.2020 19:02
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Как помочь первоклашке пойти в школу без тревог?
Как определить «уязвимые места» и помочь будущему первоклашке (а также его родителям) быстро и без боязни адаптироваться к школьному процессу.
Дети идут в первый класс. Как подготовить ребенка к школе
Дети идут в первый класс. Как сделать безболезненной и максимально комфортной адаптацию ребенка к новой жизни?
Болезни детей школьного возраста
Болезни детей привязываются к ним неспроста. Первоклассник часто жалуется на головную боль, слабость, сонливость, перепады настроения. А виной всему несколько вполне объяснимых причин.
Школа: первый раз в первый класс
Вам и вашему ребенку предстоит очень важный шаг в новую жизнь? Тогда пригодятся наши советы о том, как облегчить довольно сложный переход из дошкольного возраста.