Готовимся к школе: 8 навыков, которым нужно научить ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Что должен уметь ребёнок, чтобы считаться готовым к школе? Нет, не читать и писать. Узнайте, какие навыки и признаки подскажут, что учеба не принесет ненужных проблем. MedAboutMe рассказывает о критериях психо-физиологической готовности: и они важнее знаний!

Навыки готовности к письму

Навыки готовности к письму

Если зубы с руками тренировками не вырастить, то вот этот навык можно проверять и тренировать регулярно. Более того, упражнение нравится детям – так что это выигрышная стратегия подготовки к школе. Что должен уметь ребёнок?

  • Найдите картинку (или нарисуйте ее сами на бумаге) с «дорожкой», извилистыми линиями с расстоянием между ними не более сантиметра. Попросите ребёнка нарисовать, как между ними «проедет машина», «пролетит самолет» и т. д.
  • Оцениваем, насколько близко к середине пространства между краями «дорожки» находится линия. Если она проходит в основном в центре и нигде не заходит за края – мелкая моторика находится на достаточном уровне для обучения писать.

Все дети рисуют с раннего возраста. Но при письме нужно вырисовывать намного более мелкие элементы. И если такие «дорожки» дошкольнику не даются, готовности к письму нет. И это не только про ужасный почерк.

Мышцы кисти будут быстро уставать, сам ребёнок начнет отвлекаться и потихоньку ненавидеть занятие, в котором у него ничего не получается.

Обратный счет

Сегодня дети могут бойко перечислять цифры по порядку, в два года многие умеют посчитать до десяти, к четырем – до сотни, потом до тысячи. Но это требует только механического запоминания.

А вот обратный счет, хотя бы с десяти до нуля, основан на логическом мышлении. Если у ребёнка получается свободно ориентироваться в числах хотя бы первого десятка, значит, можно приступать к изучению арифметических действий.

Более высокий уровень – считать двойками и тройками в обратном порядке, то есть 10, 8, 6, 4, 2, 0. Если дошкольник на такое способен самостоятельно (только не пытайтесь заучивать ряды наизусть!), то есть вероятность, что и с программами повышенной сложности не будет затруднений.

Факт!

Ученые Бостонского колледжа выявили оптимальный возраст начала занятий арифметикой: три года.

Если с трех начать спрашивать, сколько вилок на столе, сколько взяла мама, а сколько осталось, то к первому классу ребёнок уже точно освоит базовые действия. Эксперты советуют после подсчета вилок (и прочих предметов) играть «в магазин», а потом начинать планировать покупки: сколько яблок мы съели за эту неделю? Сколько осталось, сколько надо купить, чтобы хватило на следующие семь дней.

О том, какие еще навыки действительно нужно развивать у малышей и как это правильно делать, мы рассказываем в статье “Как вырастить Эйнштейна”.

Навык самостоятельного одевания

Хотя завязывание шнурков помогает развивать мелкую моторику, а также зрительную память и логику, но первоклашке это уметь не обязательно. При условии, что обувь у него будет на липучках.

Но вот надевать и снимать одежду, не путаться в штанинах, застегивать куртку и наматывать шарф ребёнок должен уметь «от» и «до».    

Самостоятельно есть

Самостоятельно есть

Вам смешно? Учителям не очень: есть дети, которые в первом классе могут есть только ложкой. Взять и донести тарелку до стола или пользоваться вилкой они не умеют – потому что дома их кормят.

Дома можно кормить как угодно, но к школе надо научить делать все аккуратно и быстро: перемены короткие, а сидеть голодным на уроках или перебиваться перекусами – прямая дорога к «школьному гастриту» и плохой учебе.

Выполнять инструкции и различать взрослых

С этой проблемой чаще сталкиваются «домашние» дети, у тех, кто ходит в детский сад, хотя бы более-менее сформировано понимание авторитета другого взрослого не из членов семьи, и навык слушания инструкций и следования им. «Достали тетрадку. Взяли карандаши» — порой даже такие простые действия вызывают затруднения.

Готовиться к жизни в социуме нужно максимум с пяти лет. Если дошкольник не посещал детский сад и другие учреждения, надо хотя бы в лето перед школой начать ходить на курсы развития, в спортивную секцию, кружок рисования – в любое место, где ему придется делать то, что скажет педагог, и делать это в группе.

Важно!

В первом классе у ребёнка сменяется авторитетный взрослый: вместо родителя им становится первый учитель. Нормально слышать «А вот Елена Васильевна сказала делать не так». Не нормально, если Елене Васильевне приходится выслушивать, что бабушка велела раскрашивать другую страницу.

В научении следовать инструкциям другого взрослого важно выдерживать границы: то, что говорит учитель, нужно выполнять. То, что хочет незнакомый человек на улице – ни в коем случае! К 5-6 годам дети уже могут усвоить эту разницу.  

Постоянные зубы

Постоянные зубы

Это маркер созревания организма. Если ребёнок к предшкольному лету не может освоить описанные выше навыки, проверьте: вероятно, он немного задерживается в психофизическом развитии. Возможно, он нагонит все за полгода или даже за оставшиеся 4-5 месяцев.

Смена зубов считается одним из ключевых в японских школах, и специалисты его поддерживают. Как раз к семи годам у ребёнка сменяется 6-8 молочных зубов на постоянные, как правило, это резцы и два коренных.

Почему этот признак так важен? За партой приходится много сидеть, и если зубы не сменились – значит, кости недостаточно сформированы, и такое длительное сидение навредит позвоночнику, вызвав проблемы с осанкой и сколиоз.

«Филлипинский тест»: достань рукой до уха

Вместе с зубами этот признак указывает на биологический возраст ребёнка. Не тот, что у него по документам, и даже не тот, который показывает интеллектуальное и психическое развитие. Эти три цифры могут не совпадать.

Филиппинский тест очень прост: надо попросить ребёнка вытянуть руку вверх, а затем накрыть ею левое ухо через голову. Хорошо, если ладонью получится закрыть половину уха, отлично – если его совсем не будет видно.

Если же нет, то биологический возраст ребёнка младше семи лет, и он физически не дозрел до школы. Тогда учебная нагрузка, особенно если программа будет интенсивная, приведет к частым болезням и избыточной усталости со всеми ее последствиями.

Поза Ромберга

И третий тест на биологический возраст, зрелость костных тканей и структур баланса. Попросите ребёнка поднять одну ногу и прижать ее ступню к колену другой. Теперь надо вытянуть руки вперед и закрыть глаза.

В такой позе надо простоять 8-10 секунд – это норма семи лет.

А если ребёнок не готов?

Если только по одному признаку есть отставание – например, зубы еще только-только начали меняться, то это частая ситуация, с которой обычно не бывает проблем. Но если ребёнок не может усидеть за столом, выбегает каждые пять-десять минут, не сосредотачивается – надо отложить начало учебы, несмотря на зубы.

Кроме того, есть психологическая готовность к школе: если дети боятся оставаться одни, разлучаться с родными, не могут сами одеваться и забывают, куда дети игрушку минуту назад, и еще есть время – точно стоит подождать со школой.

Дети активно меняются между шестью и семью годами, порой сложно поверить, что это тот же ребёнок, что и полгода назад (и вся обувь стала резко мала). В семь лет учиться намного легче, чем в шесть. Но если уже скоро 7,5, а проблемы все еще есть, посмотрите на школы с облегченной программой, поближе к дому, с небольшими классами. Точно не стоит пока гнаться за престижными сложными программами: это может отбить у ребёнка желание учиться.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 28.04.2021 15:32
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly 2018. May
Методики раннего развития: за и против. Обзор методик раннего развития детей / Сиденко А.С., Яшина Г.А. // Эксперимент и инновации в школе 2013 6
Развитие и формирование мотивации учения. / Никифорова Ф. В. // Эксперимент и инновации в школе 2011 №3

Читайте также

Дневной сон у детей до школы: нужен или нет?
Дневной сон до школы – да или нет? Нужно ли ребенку обязательно спать днем в дошкольном возрасте, если он не хочет ложиться?
В каких случаях ребенку дошкольного возраста нужен психолог?
Ребенок, также как и взрослый, может столкнуться с кризисами и проблемами в жизни. Как понять, что малыш дошкольного возраста нуждается в помощи психолога?
Ребенок перед школой: врачи, подготовка
О подготовке к школе стоит позаботиться заранее, еще в периоде, когда ребенок ходит в детский садик, чтобы потом было легче адаптироваться.
Как помочь детям-первоклассниками адаптироваться к занятиям в школе
Детям в первом классе обязательно нужна помощь взрослых. Однако ее нельзя подменять тотальным контролем.
Советы родителям будущего первоклассника
Ваш ребенок скоро пойдет в первый класс? Узнаем, как родители могут создать условия адаптации к школе.
Как родителям избежать детских истерик?
Ребенок капризничает? Ведет себя так, что за него становится стыдно? Существуют способы, помогающие избежать детских истерик и капризов.