Как говорить, чтобы подростки слушали: тон голоса и особенный метаязык

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Даже если ребёнок вас слушает, то не факт, что он слышит. Хотя психологи утверждают, что родители склонны недостаточно общаться с детьми, сами дети могут поспорить: напоминаний и уговоров им обычно достается столько, что выход – начинать «фильтровать» родительский голос. Понятно, что разговоры по мнению психологов и указания «надень шапку» или «вынеси мусор» – совершенно разные вещи. Но проблемы шапок, мусора и уроков тоже надо решать. Как, если этот тинейджер не реагирует на тон и уверенно сообщает, что он ничего такого не слышал?

У ученых есть ответ. Они не поленились и провели несколько исследований о том, какой тон голоса подростки слышат лучше всего. Он совершенно не зависит от тембра или громкости! MedAboutMe рассказывает, как разговаривать с подростками, чтобы они вас услышали. Спойлер: со взрослыми людьми это тоже работает.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

С грудничками на тон голоса взрослых влияют инстинкты

С грудничками на тон голоса взрослых влияют инстинкты

Представьте, что вы ласково разговариваете с малышом. В 99% из 100 ваш голос сам станет выше, а гласные буквы окажутся протяжными. «Какоое сооолнышко за окоошком. Пойдем же скорее гуляять!»

Это не кривляние или избыточное нежничанье. Такие изменения – следствие интуитивного понимания, как надо обращаться с маленькими детьми. Протяжные гласные помогают им лучше усваивать речь и быстрее начинать разговаривать, замедленное произношение преследует те же цели. Все – ради раннего развития. Ну а высокий тон малыши слышат лучше и не опасаются так, как низкого голоса – это уже влияние врожденного инстинкта, требующего быть ближе к матери.

Забавно, но этот же инстинкт заставляет нас «сюсюкать» при обращении к прочим детенышам и мелким млекопитающим. Но протяжные гласные в таком общении исчезают: те же инстинкты подсказывают, что как кошку ни учи, говорить она не начнет.

Подросшие дети и родительский голос

Когда ребёнок уже уверенно освоил речь, интонации взрослых изменяются: в грамматическом обучении больше нет нужды. Но у детей появляются яркие эмоциональные реакции на тон голоса взрослого. Причем реакции сохраняются даже у взрослых людей, но их, в отличие от подростков в пубертате, намного реже приходится принуждать надевать шапку или делать домашнее задание. Как это все работает?

В исследовании специалистов из университета Кардиффа участвовало более тысячи подростков 14-15 лет, почти поровну мальчиков и девочек. Специально для них были записаны 30 фраз, например, «Пора собираться в школу», «Тебе сегодня надо прочесть эту книгу» и т. д.

Так как исследование первое, использовались только женские, «материнские» голоса посланий. Ученые уверены, что с отцами все будет работать точно также.

Все фразы были записаны с разными интонациями.

  • Первая – командно-контролирующая, доносящая смысл фраз с нажимом. «Тебе сегодня надо прочесть эту книгу» при таком произношении звучит, как «Иди уже наконец сядь и читай! Хочешь-не хочешь, сегодня будешь читать». Это подталкивание и принуждение к действию.
  • Вторая интонация – нейтральная. «Пора собираться в школу» звучит с ней примерно также, как голосовое напоминание.
  • Третья – автономно-поддерживающая. Такие интонации мы используем для поощрения и поддержки: «Слушай, тебе сегодня действительно стоит прочесть эту книгу».

Важно: слова во фразах-инструкциях были неизменными, менялся только тон голоса, интонационная составляющая.

После того, как подростки прослушали сообщения, они заполняли опросы о том, что они чувствовали бы, если бы мама с ними говорила конкретным тоном. 350 человек слушали все в контролирующем варианте, 350 – в нейтральном сообщении, и 350 – в поддерживающих интонациях.

  • Те, кто слышал контролирующий тон голоса, выражали более негативную реакцию на инструкции. Идти собираться в школу или читать книгу мало кто хотел с энтузиазмом. К концу прослушивания часть инструкций терялась, срабатывал «фильтр» на команды.
  • При нейтральном тоне тоже были негативные реакции, хотя несколько реже.
  • Как специалисты и предполагали, лучше всего подростки воспринимали тон поддерживающий. Исследование помогло доказать, что наши субъективные догадки действительно работают, причем со всеми подростками, а не с конкретной парой детей.

Авторы исследования пришли к выводу, что их результаты «свидетельствуют о том, что способ модуляции голоса говорящих при интонировании одних и тех же вербальных сообщений влияет на эмоциональные, реляционные и поведенческие реакции подростков.»

В планах – изучение физических реакций. В следующий раз ученые собираются замерять изменение частоты дыхания и сердцебиения в зависимости от интонаций голоса взрослого. И, скорее всего, опять окажутся правы: команды и указания будут вызывать стрессовые явления, поддающиеся измерению.

Как говорить, чтобы слушали и слушались?

Как говорить, чтобы слушали и слушались?

Это же исследование независимо от ученых Университета Кардиффа проводили на студентах, слушающих лекции, и на взрослых. Им тоже давали прослушивать тексты и инструкции в разных тонах. Результат один – если использовать поощряющий тон, человек вас услышит (учителям и менеджерам стоит взять это на заметку!).

Но есть и иные техники говорения с детьми. Например, известные уже каждому родителю «Я-сообщения». В них нам предлагают выражать детям отношение к ситуации или сказанному через вербализацию своих ощущений. Не «Ты меня с ума сведешь своими двойками», а «Меня расстраивает эта ситуация».

Хотя эта техника довольно научна и не раз подтверждена, но многие не считают ее работающей. Почему так происходит?

Русский язык невероятно богат: мы можем перестановкой пары букв выражать совершенно противоположные смыслы. Сравните только: «Да ну!» и «Ну да». В первом случае реакция может выражать недоверие, пренебрежение, во втором – условное согласие или, опять же, недоверие и скептицизм. Еще интереснее, если все это дополняется интонациями.

Так вот в «я-сообщениях» стоит довольно четко придерживаться схемы фраз. Это помогает подростку услышать именно то, что нужно, без дополнительных смысловых конструкций. А родителю – учиться аккуратно выдавать реакцию и доносить свои мысли по одной, без нагромождения эмоций.

Специалисты по коммуникативной семантике условно называют такой вид речи «рабочим метаязыком».

Подведем итоги: после того, как дети подрастают, наши инстинкты перестают подсказывать, как надо правильно общаться. На помощь приходит многовековой опыт и современные исследования. Их результаты прекрасно иллюстрируют, насколько мощным инструментом может быть наш голос, и что выбор правильного тона общения имеет решающее значение во всех разговорах. И такими данными стоит воспользоваться: если они сработали с тысячей подростков, то могут помочь и в отдельной семье.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 04.02.2020 13:00, обновлено 13.07.2022 01:08
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Listen to your mother: Motivating tones of voice predict adolescents’ reactions to mothers. / Weinstein, N., Vansteenkiste, M., & Paulmann, S. // Developmental Psychology 2019 55(12)
You ‘have’ to hear this: Using tone of voice to motivate others. / Weinstein, N., Zougkou, K., & Paulmann, S. // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 2018 44(6)
Providing students with voice and choice: lessons from intervention research on autonomy-supportive climates in physical education / Peter A. Hastie, Mary E. Rudisill, Danielle D. Wadsworth // Sport, Education and Society 11 Jan 2012

Читайте также

Маленький прыщ и большая трагедия: подростковое акне
Выдавливать прыщи: можно или нет? Какие средства для лечения акне актуальны на сегодняшний день?
Подростки и спорт: когда это вредно даже здоровым
Спорт и здоровье: большие физические нагрузки вредны!
Подростковая любовь: что нужно знать родителям?
Как матери и отцу относиться к подростковой влюбленности?
Подростки и свидания: важные вопросы
Время первой любви и вероятных проблем: несколько советов для взрослых и их больших детей.
11 шагов к чистой комнате подростка: да, это возможно!
Обсуждаем общую проблему подросткового бардака и учимся у опытных врачей и родителей, которые успешно пережили период хаоса в комнате ребенка.
Эти непокорные подростки: как наладить контакт с ребенком
Зачастую наладить отношения с собственным ребенком не так-то просто. Как избежать ошибок и достигнуть компромисса?