Последнее лето перед школой: что надо успеть будущему первоклашке?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

На последние месяцы перед началом учебы у родителей дошколят взгляды различаются. Кому-то дают насладиться «остатком беззаботного детства» и спать до обеда, кто-то часами просиживает за книжками и прописями, чтобы в школу прийти уже подготовленным и учиться было легче. А как надо? MedAboutMe рассказывает, что самое важное надо сделать в последний месяц перед первым классом.  

Приучаемся к режиму

Приучаемся к режиму

Первое, что надо помнить – в школе свой, особый режим дня. После вольготного лета ребёнку (и родителям) придется перестраиваться, ложиться и вставать по часам. А если дошколенок ходил в детский сад, то тихого часа, который помогал переключаться между разными видами деятельности. Август пролетит быстро, и чтобы не подойти к Первому сентября с недосыпом, надо начинать заранее.

Важно!

Мы все существуем в рамках циркадных ритмов, которые отсчитывают наши внутренние «биологические часы». Обмануть их нельзя, за это организм расплачивается здоровьем. Если ваш режим и режим ребёнка устроен так, что на выходных вы отсыпаетесь за всю неделю – прочитайте эту статью.

За 4 недели до начала уроков – и это минимальный период – надо организовывать тот режим, который будет у ребёнка в школе. Не разрешайте поздно ложиться в кровать или спать по утрам до обеда. Помните: по данным ученых, которые получили за научную работу Нобелевскую премию, максимум, что мы можем – это каждый день сдвигать время засыпания на 15 минут. Более значительный промежуток не работает, да и к таким сдвигам организму придется довольно долго привыкать.

Чем надо заниматься?

Не надо пытаться объять необъятное и учить ребёнка сразу всему. И, конечно, нельзя говорить, что он будет учиться хуже всех, потому что ленится сейчас заполнять прописи. А что нужно делать?

  • Лучшая подготовка руки к письму – не прописи. При развитой мелкой моторике прописные буквы получаются без летних тренировок. Оптимальный вариант подготовки руки – штриховка. То есть раскрашивание рисунков, лучше, если это специальные тетрадки-раскраски со штриховкой в разные стороны. Делать можно ежедневно по 20-30 минут. Кроме такой очевидной подготовки прекрасно помогают просьбы перебрать рис или гречку (можно случайно смешать), мелкие конструкторы и мозаика, нанизывание бусинок, пришивание пуговиц, а на пляже – камушки и ракушки.
  • Не требуйте читать, если ребёнку это дается с трудом. Но даже если он сам читает взахлеб – читайте ему сами истории, сказки, стихи. А потом просите пересказать, обсуждайте написанное.
  • Приучайте следить за порядком на письменном столе и в своей комнате в целом. Иначе регулярных потерь сменки и пенала, забытых тетрадок не избежать.
  • Развивайте внимание ребёнка в комбинированных играх: сколько красных машин было на улице, сколько раз только что прокаркала ворона, и разговаривайте: пусть ребёнок как можно больше рассказывает о том, что было днем, что придумалось, что не понравилось. Это – развитие речи.
  • Способность к концентрации внимания и усидчивость помогают укрепить настольные игры, ребусы, раскраски.
  • Знать буквы и цифры важно. Но еще важнее знать, где право и лево, верх и низ, причем не только на теле или в комнате, но на листе бумаги, у дерева, на перекрестке. Эксперты утверждают, что именно пространственная ориентация – самый базовый навык овладения арифметическими действиями.
  • Наконец, помогите точно вызубрить, как зовут маму и папу полностью, свой домашний адрес, в идеале – телефон одного из родителей.

И настраивайте будущего ученика, что в школе главным человеком будет учитель. Он будет и рассказывать, что можно и как нужно, и помогать в случае возникновения вопросов или проблем.

Советы для самих родителей

Советы для самих родителей

Начало посещения детсада тревожило родителей, потому что ребёнок маленький, а условия для него новые. Приходилось доверять малыша незнакомым людям. А это всегда вызывает опасения. В школьные годы к тревогам прибавляется настороженность: оценят ли моего ребёнка по достоинству, не будут ли обижать одноклассники, не появятся ли придирки от учителя, смогут ли развиться способности? Все эти думы влияют на взрослых и неизбежно отражаются на дошкольнике, а он и так опасается новых изменений в жизни.

Важно помнить, что помимо углубления в тревоги стоит задуматься и о других вопросах. Ребёнок-школьник означает, что родителям надо будет общаться с не меньшим количеством новых людей, чем первоклашке. Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Насколько вы готовы к общению с незнакомыми детьми и взрослыми? Какую форму взаимодействия вы предпочтете, насколько сможете быть вовлечены в дела класса и школы?
  • Что вы готовы сделать, чтобы избегать конфликтов? Насколько привычный способ решения конфликтов будет работать в школе?
  • Начало учебы означает также появление новых друзей у ребёнка. И в отличие от прогулок и площадок, где взрослые могут повлиять на то, с кем ребёнок общается, одноклассников не выбирают. Готовы ли вы смириться, если у первоклашки появится друг, которого вы не одобряете, потому что вам что-то не нравится? Сможете ли видеть хорошие черты?
  • Каждому хочется, чтобы ребёнку уделяли особое внимание – но надо понимать, что это внимание не означает похвалу за работу, а умение выявить способности и помочь им развиваться. А способности есть у всех детей – так что работа педагога не может быть направлена только на одного. Сможете ли вы не требовать от учителя особого подхода, не критиковать его, а быть союзником?

То, насколько комфортно ребёнку будет в школе, во многом зависит от настроя взрослых членов семьи. У родителей есть свое представление о годах учебы, свой опыт, который был десятилетия назад. Современные дети живут и учатся в совсем другом мире – ученые Университета Сан-Диего говорят, что за какие-то последние 20 лет личностные характеристики детей серьезно изменились (подробнее об этом – в нашей статье про iПоколение). Так что позвольте будущему первоклашке наживать свой собственный опыт, будьте ему другом и наставником, на время забыв собственные школьные проблемы и обиды.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 31.07.2021 09:31
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Поколение I. почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым - и абсолютно не готовым ко взрослой жизни, и что это значит для всех остальных / Твенге Д. // М. : группа компаний «Рипол классик» 2019
The mammalian clock and chronopharmacology. / Griffett K, Burris TP. // Bioorg Med Chem Lett. 2013 Apr 1 23(7)
Социальная готовность ребенка к школе / Слабко Л. С. // European science 2019 №9 (19)

Читайте также

Интересные идеи для завтрака: простые рецепты для ребенка
Не знаете, что приготовить ребенку на завтрак? Мы подскажем несложные рецепты полезных блюд для утренней трапезы на любой вкус.
Как сделать прически для девочек на средние волосы в домашних условиях
Мы подобрали самые интересные прически для девочек, которые вы легко сможете повторить самостоятельно.
«Детский» тип волос и как за ними ухаживать
Детские волосы: особенности ухода. Что делать, если ребенок принес домой вшей?
Не захвалить: как правильно хвалить ребенка и надо ли это делать?
Не говорите ребенку, что он умный. Хвалите детей правильно: рассказываем, как.
Гид по детской обуви: как ее правильно выбирать?
Выбираем первые туфли и ботиночки: как не навредить малышу?
10 мифов о генетике: что же передается ребенку по наследству?
От привычек до болезней: что на самом деле дети получают от родителей и от кого именно?