Учим ребёнка понимать время и узнавать его по часам

Хотя в обычной жизни мы чаще пользуемся цифровыми обозначениями времени, определение времени по аналоговым часам — нужный и всё ещё необходимый навык. И научить ребёнка понимать время по обычным часам намного сложнее, чем вы можете себе представить до того, как начнёте обучение. Распознавание времени на обычных часах со стрелками требует понимания различных математических концепций и способности синтезировать эти концепции вместе в сложном процессе — что очень полезно. Концептуальное понимание течения времени также очень важно для понимания того, как определять время. И это даже полезнее математических навыков!

Если вы не можете решить, как учить ребёнка определять время, сделайте глубокий вдох. Обучение распознаванию времени на часах — это поэтапный процесс, который начинается с простого понимания того, что такое время на самом деле. Затем медленно, но верно развивается способность читать время с точностью до минуты.

Когда начинать учить ребёнка определять время по часам со стрелками?

Эксперты советуют: примерно в первом классе, когда ребёнку будет 6 или 7 лет, вы можете начать учить его «читать» аналоговые часы. Это возраст, когда дети начинают понимать течение времени и концепции прошлого, настоящего и будущего. Это также возраст, когда дети уже обладают математическими навыками, необходимыми для того, чтобы уметь читать аналоговые часы.

Отечественные педагоги и психологи — Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн — писали, что пространственно-временные представления, которые отражают длительность времени и пространственные отношения, формируются у детей дошкольного возраста к 7 годам, до этого возраста, детям достаточно сложно ориентироваться во времени и пространстве. Так что первый класс может стать оптимальный периодом для обучения распознавать время по часам со стрелками.

Факт!

Российские учёные отмечают, что понятие временной длительности у детей формируется значительно позже, чем представление о последовательности событий во времени («Проблемы современной науки и образования»), и это норма.

Овладение навыком определения времени требует, как ни странно, времени. Сначала дети могут научиться определять время с точностью до часа. К первому-второму классу вы можете научить детей определять время с точностью до пяти минут, а может быть, и по минутам, если они будут готовы. Чтобы освоить определение времени с точностью до минуты, может потребоваться до двух лет.

Лайфхак!

Всё это верно, если в быту вы все используете цифровые часы, а не аналоговые. А вот если в доме висят часы со стрелками, по которым все ориентируются, или у ребёнка есть свои наручные обычные часы, освоение навыка происходит быстрее.

Как подготовить ребенка понимать время по часам?

Прежде чем научиться определять время, детям необходимо иметь базовое представление о течении времени. Им нужно знать, что время делится на такие единицы, как дни, часы и минуты. Используйте сначала «словарь времён», с такими словами, как как утро, день, полдень, ночь, до и позже, и включайте эти термины в повседневную деятельность. Учите детей к тому, что означают пять и 15 минут, например, устанавливайте таймер на пять минут, после которых им надо закончить играть.

Совет!

Чтобы помочь детям понять эту концепцию, вы можете поговорить с ними об их распорядке дня. Можно составлять карточки со списком действий, которые происходят в повседневной жизни. Затем надо разложить карточки по порядку, показывая, что происходит сначала, раньше, позже, потом.

Прежде чем научиться определять время по аналоговым часам, детям также необходимо овладеть некоторыми базовыми математическими навыками. Они должны уметь считать до 60, а также узнавать цифры от одного до 60.

Факт!

Хотя для определения времени в конечном итоге от детей потребуется умение считать пятерками и прибавлять единицы к общей сумме, вначале эти навыки не обязательны.

Этапы обучения определению времени по часам

Определение времени — это абстрактный процесс, поэтому при обучении этому методу маленьких детей необходимо использовать множество конкретных практических средств. Вот как это сделать.

Полезные инструменты для обучения детей включают в себя:

  • работающие аналоговые часы, на которых минуты отмечены единицами или пятерками, от нуля до 60;
  • игровые часы, позволяющие перемещать минутную стрелку, чтобы показывать любое время;
  • и распечатки часов с часами, разделенными на «ломтики пиццы» или кусочки торта в каждом большом числе.

Шаг 1: Определите части циферблата

Первым шагом в обучении определять время является умение определять части циферблата. Сюда входят цифры, часовая и минутная стрелки. Если возможно, избегайте использования часов с секундной стрелкой при обучении определению времени. Это может сбивать с толку и отвлекать детей, пока они не освоятся. Объясните ребёнку части и стрелки, и пусть он потренируется на игрушечных часах указывать, какая часть какая.

Шаг 2. Научите определять общее время по часам

После того, как ребёнок познакомится с частями циферблата, вы можете начать показывать ему, как выглядит время часа. Научите сначала определять час по часовой стрелке, а затем смотреть, находится ли минутная стрелка на отметке 12. Если да, то это ровно час.

Потренируйтесь, спрашивая, сколько времени на часах, и попросите ребенка установить время на время, которое вы ему называете, например, ровно пять часов.

Возможность узнавать время с точностью до часа на цифровых часах также может помочь детям понять, что означает время. Так, если время сна — 20:00, вы можете сказать ребёнку, что, когда часы покажут 8:00, ему пора ложиться спать. Он увидит цифру 8 с двумя нулями, чтобы узнать, когда пора ложиться спать.

Шаг 3: Научите определять время с точностью до получаса

Когда ребёнок хорошо поймет, как определять время по часам, познакомьте его с получасами. Им следует научиться узнавать время, например, 3:30, 6:30 или 11:30, на глаз.

Когда вы начинаете этот шаг, очень важно отметить, что часовая стрелка не всегда указывает прямо на большое число. Скажите ребёнку, что мы всегда смотрим на большое число, сразу за которым находится часовая стрелка.

Один из способов помочь детям понять, что часовая стрелка не всегда указывает прямо на свой номер, — это нарисовать прямые линии на часах, разделив их на кусочки, похожие на пиццу. Пометьте эти «ломтики», указав час, который они представляют.

Например, «кусок пиццы» на два часа будет закрывать всё от двух до трёх часов. Каждый раз, когда часовая стрелка находится в этом «ломтике», час равен двум.

Шаг 4. Научите определять время с пяти минутными интервалами

Как только дети научатся бегло и автоматически считать пятёрками, вы можете начать учить определять время с точностью до пяти минут.

Продолжайте работать только над временем до тридцати минут после часа, например, 5:15, 5:20 или 5:05, но не учите пока что определять время дальше, например, 5:45 или 5:50. Лучше избегать периодов, превышающих тридцать минут, пока ребёнок не будет умственно готов, что происходит ближе к семи годам. Это может быть сложной задачей для детей, и она часто требует дополнительной практики.

Шаг 5. Учите распознавать время, превышающее 30 минут.

Такое время, как 3:45 или 6:55, может вызвать путаницу, поскольку в это время часовая стрелка приближается к следующему часу. Например, когда часы показывают 3:50, маленькие дети часто читают это как 4:50, потому что кажется, что часовая стрелка указывает на 4.

Когда ребёнок будет готов, достаньте игровые часы и позвольте ему наблюдать, как часовая стрелка медленно перемещается от одной цифры к другой, пока минутная стрелка делает свой круг. Затем начните проговаривать такое время, как 40 и 45 минут каждого часа. Наконец, перейдите к 50 и 55 минутам часа.

Поговорите о том, почему часовая стрелка может выглядеть так, будто указывает на цифру 3, когда время 2:55. Если вы разделите часы на кусочки пиццы, чтобы обозначить часы, легко объяснить, что часовая стрелка ещё не совсем в «следующем ломтике».

Ищите разные возможности использовать часы со стрелками в течение дня, и вскоре ваш ребёнок станет мастером в определении времени. А о том, когда и как учить ребёнка распознавать буквы, складывать их в слоги и слова и осваивать скорочтение, читайте в статье «Как помочь ребенку научиться читать

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 02.09.2023 22:20
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

К проблеме формирования и развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Калинина И.Г, Шарик С.М. // Проблемы современного педагогического образования 2020 №66-3
Способы развития представлений о пространстве и времени / Печенкина Ю.В. // StudNet 2022 №5
Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников / Константинова С.А. // Проблемы Науки 2014 №6 (24)

Читайте также

Ребенок на даче: учимся помогать родителям
Отправляясь всей семьей на дачу, родителям имеет смысл позаботиться об организации детского досуга, а также определить круг обязанностей ребенка.
Учим уроки в соответствии с темпераментом ребенка
Можно ли делать уроки с ребенком без слез, капризов и конфликтов? Да, если обратить внимание на особенности его темперамента – это поможет найти правильный подход к обучению.
Учим ребенка кататься на роликовых коньках
При регулярных тренировках с соблюдением всех правил безопасности ребенок довольно быстро научится кататься на роликовых коньках.
Учим малыша бережно относиться к собственным вещам
Как научить ребенка внимательности и бережному отношению к вещам? Почему некоторые дети так часто теряют свои вещи?