6 признаков того, что у ребенка психологическая травма

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнок также, как и взрослые, может пострадать от психологической травмы. По каким признакам в его характере и поведении можно определить, что он нуждается в помощи и поддержке?

Ребёнок не «похож на себя»

Когда родитель хорошо знает своего ребёнка — его привычки, особенности поведения и характер, то его должны насторожить некоторые детские проявления, которые раньше не были свойственны. Например, будучи всегда активным и веселым, он вдруг становится пассивным, отказывается от любимых игр и общения, не хочет выходить к друзьям на улицу, задает странные или «страшные» вопросы. Важно не перепутать периоды взросления и развития ребёнка с наличием психологической травмы.

Все дети иногда пугают взрослых вопросами типа: «Мама, мы все умрем?» или «Вдруг ты уйдешь из дома и никогда не вернешься?» или фразами «Я боюсь оставаться один», «Я не хочу умирать». Каждый ребёнок проходит тот возраст, когда тема жизни и смерти становится для него интересной и даже привлекательной. Это не должно пугать родителей, потому как задавать подобные вопросы является нормальным.

Однако, если ребёнок стал свидетелем смерти или болезни близкого человека и после этого его преследуют навязчивые мысли о том, что нечто плохое может случиться с ним или родителями, то возможно, такие вопросы вызваны не детским любопытством, а психологической травмой.

Ребёнок бывает «сам не свой», когда родители видят, что он словно не находит себе места — больше не радуется новой игрушке, а выбрасывает ее, ломает или рвет вещи, которые были ему дороги, грубит близким людям, бьет их, отказывается от контакта.

Бывает так, что подобное поведение замечают не мать с отцом, а воспитатели детского сада или учителя — они жалуются родителям, что он «не похож на себя». В этом случае взрослым важно прислушаться к их словам, подумать, что могло травмировать детскую психику, возможно, поговорить откровенно, чтобы понять, что его тревожит, пугает, доставляет боль и обратиться за консультацией к детскому психологу.

Страхи и нарушения в поведении

Страхи и нарушения в поведении

Появление страхов и фобий может говорить о наличии депрессии, эмоциональной травмы. Родителям стоит знать, что совсем ничего не бояться так же не является нормой для детской психики.

Все дети когда-нибудь испытывают страх — перед темнотой, водой, незнакомцами — некоторые боятся одиночества, другие — шумной компании. Если вовремя обговорить с ребёнком его чувства, то страх проходит, снижается, не мешает спать и жить.

Ребёнок может иногда вспоминать о нем, однако в общем он не влияет на его развитие и самочувствие. Тревогу нужно «бить» в том случае, если страхи приобретают патологическую форму — регулярные крики по ночам, невозможность оставаться дома одному, патологическая привязанность к родителям и нежелание отпускать их от себя ни на минуту. Дети, пережившие стресс, могут сталкиваться со страхом, когда какие-либо вещи или события напоминают о травматическом опыте. Например, у ребёнка пострадавшего в ДТП, каждый раз случается истерика, когда он видит автомобиль или ему приходится садиться в него. В таких случаях необходима консультация детского психолога и коррекционная работа.

Ребёнок «уходит» в фантазии

Детское воображение — это та сфера, которая не имеет границ. Привычка фантазировать и придумывать является нормальной, однако иногда ее появление может выступать тревожным сигналом. Дети, которые столкнулись со смертью близких людей, могут не принимать факт потери, и начать верить, что бабушка или папа улетели на другую планету, живут там, и пишут письма на землю. Ребёнок может так сильно уйти в своей фантазии, что рассказывает о них всем родственникам и знакомым, испытывая радость и удивление от того, что его родные стали инопланетянами.

Такое поведение свидетельствует о том, что болезненные чувства ребёнка не были выражены, он не принял смерть, не поверил в нее, отрицает то, что близких больше нет. Скорее всего, ему непереносимо больно понимать это, поэтому его психика защищается «уходом» в фантазии.

Детям свойственно придумывать воображаемых друзей, разговаривать и играть с ними. В случае, если в жизни ребёнка больше нет никакого общения — он сознательно отгораживается от него и играет только с придуманными друзьями — стоит «бить тревогу» и везти его на прием к психологу.

Физические изменения

Находясь в стрессе или переживая депрессию, дети могут бессознательно приобрести привычки, свойственные младенцам — начать сосать палец, не слезать с рук родителей, мочиться в постель, раскачиваться в кровати, ложится в позу эмбриона и лежать так часами, потерять речь, начать издавать только звуки. Такое поведение свидетельствует о глубокой травме и требует консультации не только детского психолога, но, возможно и психиатра, с целью решения вопроса о использовании медикаментозного лечения.

Также к физическим изменениям на фоне стресса относится заикание, другие нарушения речи, остановка в развитии, повторяющиеся движения, такие как подергивание глаз, бровей, рук, навязчивые звуки.

Отсутствие эмоций

Ребёнок, если с ним все в порядке, способен как радоваться, так и огорчаться. Если дети переживают стресс или психологическую травму, многие взрослые пытаются оградить их от такого негативного опыта — и совершенно напрасно. Для здоровья психики им нужно проживать болезненные эмоции до конца, главное, чтобы рядом был взрослый, способный поддержать, позаботиться, успокоить, утешить.

Если ребёнок не знает, как выражается боль, он может начать избегать ее — с помощью фантазии, удерживания, самообмана. Такое поведение — прямой путь к усилению стресса и психосоматическим заболеваниям.

О психологической травме говорит полное отсутствие эмоций — он ведет себя так, словно разучился радоваться или грустить и любые попытки родителей или близких людей «расшевелить» его оказываются неудачными. Это говорит о том, что внутри скрыто много переживаний и тяжелых чувств. Их выход наружу — прямой путь к выздоровлению. Ребёнок в этом случае сталкивается с сильной болью, однако, прожив ее, обретает здоровье и становится по-настоящему живым. Помочь выразить эмоции может длительная работа с психологом или психотерапевтом.

Изменяются привычки в общении

Изменяются привычки в общении

О психологической травме свидетельствует то, что ребёнок начинает общаться не так, как он делал это прежде. Он может стать очень грубым с окружающими — сверстниками или близкими людьми, неадекватно реагировать на просьбы, обращение к нему, поучение. Необъективность поведения заключается в истериках, уходе из дома, попытках нанести физический вред себе или другим.

Агрессия детей никогда не бывает без причины. Ее появление сигнализирует о том, что в психике ребёнка произошли негативные изменения, возможно, эмоции и чувства, которые он испытывает, требуют обнаружения, выхода и понимания. Причины, по которым дети ведут себя странным, неправильным образом, поможет установить специалист. Он же составит план работы с ребёнком, во время которого поможет ему избавиться от психологической травмы.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 31.07.2018 13:05, обновлено 17.04.2020 18:29
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Развитие психозов шизофренического спектра в условиях психотравмирующего воздействия / Шмилович А.А. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова 2009 Т. 109 №2

Читайте также

Что делать, если ребенок нервный?
Что делать, если ребенок нервный, несдержанный и капризный? Советы родителям.
Тревожный ребенок – что делать?
Тревожные дети замкнутые, неуверенные и имеют много страха. Как родители могут им помочь?
Чего боятся дети?
У ребенка есть страхи? Узнайте, почему он боится и как его успокоить.
Как уберечь ребенка от зависимого поведения?
Некоторые методы воспитания негативно отражаются на дальнейшей жизни ребенка. Как уберечь его от зависимого поведения?
«Вечно маленький» – как помочь ребенку повзрослеть?
Ребенок несамостоятельный и ведет себя как маленький? Узнайте, как помочь ему стать взрослым и ответственным.
Нервный тик у ребенка – что делать?
Что делать родителям, если ребенок нервно подергивает глазами или издает навязчивые звуки?