Как воспитать в ребёнке нравственность? Этичное отношение к живому — неотъемлемая часть нравственного воспитания детей. MedAboutMe рассказывает, почему мы, люди, в ответе за тех, кого приручили, и не только за них.
Нравственное воспитание детей
В понятие нравственности в разные времена вкладывалось разное значение. Были периоды, когда нравственность не могла не быть связанной с религиозностью, в советское время под нравственностью понимали самоотверженность, альтруизм и верность делу Партии.
В последнее время понятие нравственности все в большей степени наполняется новым смыслом. Нравственность сегодня понимается многими как ответственное и бережное отношение к миру и ко всему, что его наполняет: к людям и животным, к растениям и земле, к водным источникам, воздуху и недрам. Противоположностью такого отношения становится бездумное, жадное потребление, эгоцентризм, жестокость и цинизм.
Все мы родом из детства. И именно в детстве закладываются те черты характера, которые будут потом, в дальнейшей взрослой жизни, определять отношение человека к окружающему его миру, к людям, вещам и природе. Именно в детстве прививается милосердие, сострадание, способность сопереживать, брать на себя и должным образом нести ответственность за тех, кто слабее и меньше.
Для ребёнка более слабыми и нуждающимися в защите и милосердии могут быть только животные и растения. Дети гораздо ближе к природе, чем взрослые, они воспринимают мир иначе, они более склонны к эмпатии, им легче увидеть мир глазами другого существа — бабочки, котенка или даже ромашки, если бы у нее были глаза.
Но вместе с тем ребёнок знает о мире очень мало. Если взрослые не объяснят и не расскажут, малышу может даже в голову не прийти, что некоторые его действия причиняют животному боль, страдания, или даже могут убить. Поэтому на родителях лежит большая ответственность: именно от них зависит то, как станет ребёнок относиться к окружающему миру.
Самые распространенные ошибки родителей
Ребёнок таскает за хвост кота, тычет палочкой в глаз собаке. Поймал бабочку и отрывает ей нежные крылышки. Раздавил ногой улитку, разрезал лопаткой дождевого червяка, не вовремя вылезшему из земли.
Что это — осознанная жестокость или просто непонимание? Надо ли это пресекать, или если ребёнок не понимает, что поступает плохо, так вроде и не виноват?
Для детей растения, насекомые и животные ничем не отличаются от игрушек и прочей неорганики. Собственные приятные или неприятные ощущения, боль или дискомфорт дети не переносят на окружающих, если им не помочь в этом. Ребёнок может знать, что порезаться — больно, но не понимает, что коту, у которого он пытается ножницами отстричь ухо, тоже больно.
«В детстве мне подарили куклу с очень красивыми синими глазами. Глаза закрывались, когда кукла принимала горизонтальное положение. Очень мне нравились эти ее невозможно-синие глаза… Я все время трогала их пальчиком, трогала-трогала, и дотрогалась: глаза внезапно провалились внутрь головы. Это был шок. После этого я некоторое время думала, что у всех, у кого есть глаза, они устроены именно так. И все время пыталась пальцем «утопить» глаза в глубину головы — у мамы, бабушек, у кошки. В конце концов в зеркале увидела, что у меня тоже есть глаза. И надо же — оказалось, что если давить пальцем на глаз, это больно! После этого я, как сейчас говорят, «много думала».
«Он не виноват, он же ребёнок и не понимает»
Первая и самая распространенная ошибка родителей — когда они не останавливают с самого первого раза проявления детской жестокости «по незнанию». Психологи говорят, что так поступают те родители, которых самих в свое время не воспитывали в духе уважения к живым существам. Примеров такого отношения множество — стоит только вспомнить многочисленные видеоролики, на которых дети затискивают, душат котенка, наступают на голову собаке, пинают щенка, а родители не только не останавливают, но снимают это безобразие, смеясь за кадром и побуждая малыша действовать в том же духе.
Как поступать: спокойно, но решительно остановить ребёнка, не запугивая его. Объяснить, что животные испытывают боль точно так же, как и люди. Показать, как правильно взаимодействовать с животными или насекомыми: бережно и уважительно.
Животные — не игрушки!
Вторая ошибка: родители заводят дома питомца в качестве игрушки для ребёнка, относятся к живому существу как к расходному материалу. «Подумаешь — котенок. Этого затискает, другого принесу». Ребёнок приучается относиться к живым существам как к чему-то, не имеющему ценности. Сначала это насекомые и животные, потом безразличие и равнодушие распространяется и на людей. Так проще, чем сочувствовать и сострадать.
Нередко животное берут на лето, когда семья живет на даче. Чтобы детям была забава, прикармливают и приручают котят или щенков, или даже специально покупают их. А когда сезон заканчивается и семья возвращается в город, о животном больше никто не вспоминает, как о ненужной вещи. Волонтеры каждый год собирают по дачным поселкам голодных, тоскующих кошек и собак, брошенных на произвол судьбы. Чему учит ребёнка такое отношение? Тому, что к живым существам можно относиться как к неодушевленным вещам. Тому, что любого из них можно использовать и выбросить — или убить за ненадобностью.
Нередко ребёнок, к которому на даче за лето привязалась кошка или собачка, надеется, что животное поедет в конце лета вместе с ним в городскую квартиру. Но родителям лишние хлопоты не нужны, и питомец, несмотря на детское горе и отчаяние, хладнокровно выбрасывается родителями вон. Какие могут быть последствия от такого стресса? Отчуждение и депрессия — только верхушка айсберга. Ребёнок может получить огромную травму, обнаружив в своих близких жестокость и равнодушие. Даже не к несчастному хвостатому, а к себе самому. К тому, что родители не считают его горе и слезы чем-то, стоящим внимания.
Каждое лето меня отвозили в деревню к бабушке. Однажды во двор забрел щенок, маленький, голодный. Я накормил его молоком, бабушка устроила собачке лежанку под крыльцом. Я назвал его Дружком, и все лето мы были неразлучны. К осени Дружок очень вырос, и я был уверен, что мама и папа с радостью возьмут моего друга к нам домой. Но они только рассмеялись и сказали не говорить глупостей. Что в нашем доме никаких грязных дворняг никогда не будет, вот еще. Что собаки все грызут и портят, а они летом сделали ремонт и купили новую мебель. Что все они, эти кабыздохи, блохастые и с глистами, и в квартире им не место. Мне было сказано собирать вещи и забыть про Дружка. Как я рыдал, как умолял не разлучать меня с моим другом! Я просил оставить меня жить у бабушки, обещал хорошо учиться и слушаться. Надо мной смеялись, а в конце концов отругали и пригрозили надавать люлей. Отец надел на Дружка веревку на шею и куда-то его увел, пока я не видел. Меня буквально силой запихнули в машину и увезли. Это был страшный удар. Я ощущал свою полную беспомощность и бессилие, я с ужасом думал о том, что какой-то диван и новые обои моим родителям дороже живого существа и даже дороже меня и моих чувств. Помню, что после этого случая я больше никогда не относился к родителям так же, как прежде.
Как поступать: помнить об ответственности за каждое свое действие. Не уступайте просьбам ребёнка завести питомца, если не уверены в том, что готовы и сможете обеспечить живому существу достойное существование в любви и заботе на всю его жизнь.
Если детям очень хочется общаться с животными, а завести питомца дома по разным причинам нельзя, лучше предложить им стать волонтерами в приюте. Там дети смогут научиться не только сочувствовать и сопереживать, но и овладеют навыками обращения с четвероногими, поймут, что содержание кошки или собаки — это не только игры и забавы, но и постоянный труд. Иногда нелегкий и неприятный, но необходимый. Волонтерство очень эффективно воспитывает чувство ответственности. Это очень сильное впечатление — видеть глаза того, кто тебя ждет, доверяет тебе и верит.
Фобии родом из детства
Третья, часто совершаемая ошибка заключается в том, что родители нечаянно или специально прививают детям страх перед природой и ее проявлениями. Это проявляется в запугивании тем, что собачка непременно укусит, кошка поцарапает, а толстый пушистый шмель ужалит. Или тем, что от природы следует ждать только неприятностей и угрозы: животные заразят глистами или бешенством, от птиц можно ждать только орнитоза или удара клювом, насекомые все поголовно ядовиты, как и большинство растений. Ветер несет в себе простуду, вода опасна тем, что в ней можно утонуть, огонь жжется, молния убивает. «Брось палку, она грязная, не шлепай по лужам, не ходи по траве, в ней клещи!» Не удивительно, если в результате такого воспитания у детей формируются устойчивые фобии: панический страх перед собаками и кошками, перед пауками или грозой.
Ребёнок начинает представлять идеальный мир, как ровно забетонированное и застекленное пространство, в котором нет ничего живого, кроме него самого и нескольких людей, привычных и нужных для комфортного существования. Все остальные несут в себе опасность, вредны и лучше бы их не было. Воздух из кондиционера, еда из супермаркета, общение через компьютер. С игровыми персонажами, которыми можно управлять.
Как поступать: учить не страху и не бесстрашию, но осторожности и правильному поведению. Нужно учить детей наблюдать за живой природой, замечать детали, находить взаимосвязи. Ребёнок поймет, что если не таскать кота за хвост, он не поцарапает, но сам придет поласкаться и поиграть. Если не кричать на чужую собаку и не кидать в нее камнями, не лезть в пасть или в ее миску, она вряд ли проявит агрессию. Если не отрывать бабочке крылья, можно будет долго любоваться ее прихотливым полетом и игрой света на нежных крылышках.
Мы проводили исследование, в котором принимала участие группа детей и подростков. Опросы и анкетирование выявляли у каждого участника уровень его альтруизма или стремления заботиться только о собственном удовольствии и благе. Параллельно мы просили дать характеристики детям, участвующим в программе, их учителей и сверстников.
Оказалось, что более альтруистичные дети не только имеют больше друзей, что вполне понятно. Они более успешны в формировании социальных связей, не склонны к противоправным поступкам и чувствуют себя более счастливыми в целом.
Не обязательно у всех этих детей были дома питомцы, но все они показывали высокую способность к сопереживанию и сочувствию. Некоторые из них отмечали, что только научившись понимать животных и других людей они стали понимать самих себя.
Одна из участниц исследования, девочка-сирота, сменившая несколько приемных семей, рассказывала, что наладить отношения с приемными родителями ей помогло общение с собачкой. Щенок, взятый из приюта, тоже сначала огрызался, прятался и избегал общения. Но однажды девочка смогла преодолеть его недоверие к людям, и в тот момент поняла, что вела себя точно так же по отношению к приемным родителям. Которые желали ей только добра, как и она этому недоверчивому и несчастному в своем одиночестве щенку.