Чума XXI века: функциональная неграмотность

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Практически все взрослые в России — грамотные люди. Крестик вместо подписи уже никто не ставит, и вывески по слогам читают только дошколята. Неграмотных у нас всего 0,03%. А вот функционально неграмотных, по самым скромным оценкам, 25%. Функциональную неграмотность называют чумой ХХI века, и не просто так. Она — причина большинства техногенных аварий и катастроф, и масштабы ее нарастают. 8 сентября, в Международный день грамотности, MedAboutMe рассказывает, что это за «новая болезнь» и как спасать от нее детей.

А вы грамотны?

А вы грамотны?

Как понять, страдаете ли вы функциональной неграмотностью? Если уже вы осилили введение в статью и дочитаете ее до конца, поняв основные мысли, то диагноз будет ясен: функциональная грамотность налицо.

Выделять из понятия «грамотность» еще и функциональную составляющую начали во второй половине ХХ века. К 80-м годам стало понятно, что в развитых странах неграмотность побеждена, однако люди не стали умнее, более того, со своими профессиональными обязанностями начали справляться хуже, чем раньше. Появился новый тип цивилизационного риска.

Проведенные исследования показали: несмотря на умение читать и писать, смысл текстов от некоторых людей ускользает, а написать логичный и связный текст — задача практически невыполнимая. И речь идет не о старшем поколении, порой перестающем читать из-за падения зрения. Все это относилось к молодежи и к среднему возрасту, наиболее профессионально активным слоям населения.

Тогда появился термин «функциональная неграмотность», неумение извлекать из текста ключевую информацию.

При функциональной неграмотности человек распознает буквы и слоги, может читать длинные слова и сложные предложения, но декодировать текст, найти в нем художественный смысл или технические особенности не способен. Связана ли функциональная неграмотность с грамотностью вообще?

Конечно, да. Полностью неграмотный или малограмотный человек не может быть функционально грамотным. Однако ученые сообщают: если обучить чтению и письму на базовом уровне можно любого здорового человека старше 7 лет, то функциональная неграмотность, вполне возможно, говорит о довольно серьезных нарушениях в механизмах мышления, памяти и внимания.

В чем причины?

В чем причины?

Причин немало.

  • Во-первых, функциональная неграмотность по времени распространения совпадает с появлением в каждом доме телевизора, не требующего восприятия текста ни зрительно, ни на слух, как радио. Навык восприятия текстов оказывается маловостребован.
  • Падение грамотности в России в целом началось в 90-х годах, и связывают это с постперестроечными особенностями образования и повышенной занятостью родителей.
  • Сегодня специалисты говорят о влиянии компьютерных игр на детей раннего возраста как одной из причин нарастания функциональной неграмотности.

Связана ли такая патология с особенностями здоровья, развития ребёнка?

Начнем с того, что функциональная неграмотность может развиваться не только в детстве. Взрослый, чья работа монотонна и не требует работы с текстами, не увлекающийся чтением в целом, имеет шансы на потери навыка функционального чтения безо всяких болезней. Буквы помнит, слова вроде знакомые, смысл ускользает. Прочитать и объяснить инструкцию к стиральной машине приходится просить кого-то другого.

Но чаще всего функциональная неграмотность развивается у детей. Естественно, некоторые отклонения в психоневрологическом здоровье, такие, как дислексия, затрудняют распознавание текста. Но нельзя говорить о том, что все дислексики функционально неграмотны, или что здорового ребёнка эта напасть не коснется. Все не так просто.

Чтобы не привязывать причины патологии к «губительному телевизору» или «вредному» планшету, надо посмотреть на проблему шире. Если родители ребёнком занимаются, а не предлагают отстать и посмотреть мультик в ю-тубе, то вопрос вреда от планшета не возникает. Однако причины развития функциональной неграмотности не только в родителях.

  • Семейное воспитание при развитии функциональной неграмотности обвиняют в недостаточной мотивации к познанию нового и учебе.
  • На системе образования лежит вина в недостаточном внимании к ученикам, развитии ограниченных навыков и «натаскивании» на ответы вместо поиска решения.
  • Окружающая среда «виновата» в отсутствии окружения, которое стимулировало бы ребёнка к развитию.

Кстати, посредством коррекции окружающей среды предлагает бороться с функциональной неграмотностью ЮНЕСКО. Для этого всем развитым странам рекомендованы создание и поддержка школьных и публичных библиотек, своеобразных генераторов инновационной образовательной среды.  

В российском Законе об образовании понятие «школьная библиотека» отсутствует.

Основные симптомы новой «чумы»

Основные симптомы новой «чумы»

  • Повторение одинаковых системных ошибок в работе или в быту. Причина — сложности с пониманием логики процесса.
  • Постоянные попытки избежать сложных задач, требующих следования инструкции сложнее 3-5 шагов.
  • Нелюбовь к чтению в целом (соцсети, комиксы, нарративы не в счет). Сами попытки чтения текстов вызывают фрустрацию, психосоматические симптомы (головную боль, усталость глаз), немедленно возникают «более важные задачи».
  • Необходимость помощи других при чтении текстов заданий, алгоритмов, инструкций, даже если это описание упражнения или схема приема лекарства. У детей — сложности с пониманием задач по математике, упражнений, уравнений, текстов в целом.
  • Восприятие на слух дается намного легче. Если одну и ту же сказку дать прочитать ребёнку с беглыми навыками чтения (или взрослому) самому, а затем прочесть вслух, то в ответ на просьбу пересказать текст можно услышать абсолютно разные версии.
  • Задать вопросы к прочтенному тексту на основании смысла почти невозможно. Вопросы (и ответы) поверхностны и начинаются с «кто», «куда», но не «почему» или «зачем» и т. д.

Мы сегодня живем в мире, где идет возврат к частично неграмотным людям. Именно на них ориентируются маркетологи и рекламные агентства. Так, правила рекламы, которая будет побуждать людей с пониженной способностью к восприятию текстов, сейчас весьма близки к сакраментальным «Ешьте рыбу хек» и «Летайте самолетами Аэрофлота!»

  • Обращение должно быть адресным, императивным, побудительным. «А ты записался добровольцем?»
  • Слова в тексте должны быть понятными, повседневными и короткими (не более 3-4 слогов). Никаких терминов, никаких вводных слов и особенно наречий «скоро», «недолго», «около». Функционально неграмотным людям надо точно знать, когда, сколько и где. Иная информация не воспринимается.
  • В предложении — максимум 20 слов, включая предлоги. Никаких деепричастных оборотов, сложносочиненных предложений и т. д. («И т. д.», кстати, надо расшифровывать, как и все сокращения и аббревиатуры).
  • Заголовок — короткий и емкий.
  • Картинки ясные, четкие, без декоративных завитушек, не отвлекающие внимание.
  • Текст из мелких абзацев, без таблиц и сносок. Идеал — нарративы и комиксы (или иллюстрированные инструкции «иди сюда», «нажми тут»).
  • Самая основная информация — в самом начале. Дальше могут не прочитать.

То есть — формат Твиттера. 140 символов, просто, емко, понятно. И побуждает покупать. Вы хотите, чтобы ваш взрослый ребёнок скупал все, что правильно подали в рекламе? Просто потому, что он не умеет понимать, что скрыто за кадром, или не читает текст по сноскам в договорах? Нет? Тогда, как говорили в рекламе, «мы идем к вам!»

Лечение от неграмотности

Лечение от неграмотности
Ольга Васильева, министр просвещения Российской Федерации

В функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. По разным данным, от 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением. Потери его начинаются в раннем возрасте. Ребёнок читает текст, не понимая прочитанного.

Перед Россией сегодня стоит задача вернуться в «пятерку» стран по навыкам функционального чтения к 2022 году.

Пока Россия пытается возвратить людям грамотность и любовь к книгам, каждой конкретной семье придется действовать самостоятельно. Исследования показывают: если ребёнка к 10 годам не научить правильно читать, не только распознавая слова, но и понимая смысл, то дальше все знания придется осваивать методом зубрежки. Достаточные навыки чтения есть только у трети наших тинейджеров, а справиться с заданием средней сложности может каждый четвертый. Высокий уровень грамотного чтения — у 2% выпускников школ. А читать-писать при этом умеют все. Что делать?

Обучать чтению, как только появились навыки распознавания слов.

  • Тренировать память ребёнка самыми разными способами и играми. Любыми, все варианты хороши, а особенно те, где надо прочесть и запомнить, пусть это даже список продуктов для покупок или расписание на вторник.
  • Учить видеть большие объёмы текста, смотреть в одну точку и замечать слова вокруг.
  • Учиться делить тексты на части. Прочитать параграф и составить план содержания полезно и для чтения, и для памяти.
  • Как можно быстрее переставать проговаривать прочтенное, шевелить губами при чтении.
  • Обучать разным видам чтения: показывать, как можно «пробежать» глазами текст, ознакомиться и выхватить основное или тщательно изучить. Это совершенно разные техники, и все полезны.
  • Учить составлять схемы и таблицы из текста и обратно
  • Обучать задавать вопросы к тексту (надоедливо, но полезно!), искать на них ответы. Причем самые неявные.
  • В качестве текстов не надо замыкаться на школьных учебниках и литературе. Разберите текст песни Монеточки, пост друга из соцсети, опишите стратегию игры вместе. Перевод жизненных интересов в текстовую форму показывает ценность слов. Да и круто похвастаться приятелям новым видением модной стратегии, альбома рэппера или разъяснить, почему текст в ВК — это фейк, и где там «провалы» в логике.
  • ну и сами, конечно, читайте. Много, с удовольствием, и делитесь впечатлениями от прочитанного.
Вывод

Не стоит ждать от школы и социума создания инновационной, интеграционной, образовательной, увлекательной и т. п. среды, которая вдруг сама справится с проблемой. Родители и дети — минигруппа, находящаяся в тесном общении долгие годы. А значит, помогая ребёнку избавиться от функциональной неграмотности, мы не только избавляем его и себя от возможных проблем, но и растим приятного и умного собеседника и родителя будущих внуков. Говорят, наркому просвещения СССР Луначарскому принадлежит «рецепт» выращивания умных и интеллигентных людей. На вопрос «Сколько надо закончить университетов, чтобы стать таким же умным?» редкий эрудит и знаток наук ответил: «Всего три. Один должен закончить ваш дед, второй — отец, и третий — вы». Сегодня базу для этих университетов мы создаем в каждой отдельной семье сами.

Вывод

Не стоит ждать от школы и социума создания инновационной, интеграционной, образовательной, увлекательной и т. п. среды, которая вдруг сама справится с проблемой. Родители и дети — минигруппа, находящаяся в тесном общении долгие годы. А значит, помогая ребёнку избавиться от функциональной неграмотности, мы не только избавляем его и себя от возможных проблем, но и растим приятного и умного собеседника и родителя будущих внуков. Говорят, наркому просвещения СССР Луначарскому принадлежит «рецепт» выращивания умных и интеллигентных людей. На вопрос «Сколько надо закончить университетов, чтобы стать таким же умным?» редкий эрудит и знаток наук ответил: «Всего три. Один должен закончить ваш дед, второй — отец, и третий — вы». Сегодня базу для этих университетов мы создаем в каждой отдельной семье сами.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 07.09.2018 17:45, обновлено 17.04.2020 18:27
Рейтинг статьи:
4,9

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Как научить ребенка читать за 20 минут в день: лайфхаки
Ребенок учится читать до школы. Мы вам расскажем, как можно научить читать за 20 минут в день дома.
Как учить уроки с ребенком с удовольствием?
Ребенок не хочет учить уроки? Узнайте, как помочь ему выполнять домашнее задание с удовольствием.
Как приучить ребенка читать?
Если ребенок не любит читать, то всесторонне развитую личность из него воспитать будет сложно. Советы родителям, как привить любовь к чтению у малышей и детей постарше.
Как научить ребенка одеваться самому?
Рассказываем, как правильно учить детей надевать брюки, кофты, ботинки и другие сложные для малыша вещи без длительных тренировок.
Как правильно учить стихи с ребенком: актерские советы и секреты
Как помочь ребенку легко запоминать стихи наизусть? Какой метод лучше и что нужно знать родителям, прежде, чем приступить к разучиванию стихов.
Если ребенку сложно учиться
Логопедические проблемы сейчас встречаются у очень многих детей, и это не только вопросы произношения звуков. Как логопед может помочь школьнику?