Должен ли ребенок делать домашнюю работу

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Родителям не всегда нужна помощь от детей в домашних делах, они делают ее и быстрее, и эффективнее. Но тогда что же, не привлекать ребёнка к выполнению работ по дому? Отнюдь. Ведь таким образом можно привить ему уважение к чужому труду, умение ценить заботу о себе и приносить пользу близким людям. Как лучше это сделать, читайте на портале MedAboutMe.

Ребёнок не хочет помогать по дому — что делать

Ребёнок не хочет помогать по дому — что делать

Часто родители жалуются на детей: «Совершенно не хотят помогать по дому. Как их заставить?». Обычно к такому результату приходят взрослые, которые маленьких малышей не допускали к выполнению домашней работы, не вменяли им в обязанности ее исполнение. А когда дети повзрослели, родители требуют помощи от ребёнка, не приученного ее оказывать. Можно ли исправить ситуацию и как лучше гасить отрицательную реакцию отпрыска на просьбы помощи? Вот несколько советов.

  • Раз время упущено, то требовать от детей неукоснительного послушания в этом вопросе бессмысленно. Надо постараться перевести все в игровую форму — сделайте шутливые карточки с названиями работ по дому и предлагайте на выбор. В конце недели можно посчитать количество исполненных по ним заданий и даже премировать за определенный объём. Речь в данном случае идет не о денежном вознаграждении, а об обещании какого-либо мероприятия или исполнения давнишней детской просьбы. Заслужил.
  • А вот для старших детей 7-14 лет разместите список дел на кухонной доске. По мере их выполнения они будут их вычеркивать.
  • Не придирайтесь к ребёнку, даже если поручение не выполнено. Просто еще раз напомните: «Проверь еще раз список, все ли сделано?». Можно и не прибегать к словам, а следовать невербальным способам передачи информации. Например, по ранее достигнутой договоренности, вешать или класть красный бант там, где работа не сделана. Таким образом, бант может очутиться на кране раковины, если посуда не помыта, на собаке, если она не выгуляна, на двери комнаты, которая не убрана, на связке носков, если они вовремя не перекочевали в корзину для белья.
  • Не красота спасет мир, а — юмор. Чаще прибегайте к нему. Развесьте таблички на самых «горячих» точках уборки: «SOS!», «Помой меня, мне плохо!», «Протри меня, я задыхаюсь!».
  • Старайтесь обсуждать проблему совместно с детьми, не наказывая их, но ставя в зависимость их удовольствия и развлечения от достигнутого результата. Спросите: «Когда ты сможешь это сделать?», «Как только ты сделаешь, сможешь пойти гулять (играть, в кино, в гости)».
  • Без уважительной причины не выполняйте за них обязанности, даже усталость такой не является, только болезнь. Подождите другое время, когда ребёнок освободит время и будет отдохнувшим. Он четко должен усвоить, что никто его обязанности не выполнит.

Как родителям воспитать в детях любовь к порядку

Чистоплотность и аккуратность не являются врожденными качествами, а только приобретенными. Поэтому не следует надеяться, что малыш с рождения будет ими обладать. И если одни родители ждут, что все само собой наладится и проявится, то другие считают уборку безоговорочной обязанностью, не предполагающей похвалу. А это в корне неверно, поскольку поощрение является неотъемлемым элементом прививания любви к порядку. В приучении ребёнка к чистоте родители должны проявить терпение, доброту и мудрость.

  • С малышами надо совместно убираться в комнате, превращая это в игру. «А кто знает, где эта вещь должна лежать?» или «Мне кажется, машинку надо убрать на самую высокую полку шкафа, там ее место» — и дети с удовольствием включаются в увлекательное занятие.
  • Поиграть можно и в кладоискателей. Кто больше найдет ненужных предметов и вещей на выброс, тот и победил. Поверьте, из-за духа соперничества комната может быть разобрана максимально быстро.
  • Дошкольники отличаются накопительством всего, что можно найти на улице: сверкающие камушки, фантики, перышки, пробки, колесики и т. д. В младшем возрасте они даже не заметят, если родители выбросят все эти «ценности» в их отсутствие. Чего нельзя сказать о 6-7 летних детях, которые строго ведут счет своим сокровищам. Для них надо организовать хранилище: сундук, коробку, бокс. Придет время и они сами расстанутся со своими запасами.
  • Следите за количеством игр и игрушек. Ребёнок должен видеть вокруг себя не более десяти. Лишние лучше убрать на время, чтобы затем постоянно менять ассортимент. Тогда разборка завалов в комнате будет проходить быстрее, и интерес к игрушкам не пропадает.

В каком возрасте дети могут привлекаться к труду

В каком возрасте дети могут привлекаться к труду

Определенного возраста, в котором следует привлекать детей к труду, не существует, потому что всегда есть работа, доступная по силам любому возрасту. Прежде всего малышей младшего возраста учат самообслуживанию (одеваться и обуваться, осуществлять все гигиенические процедуры, принимать пищу и т. д). Одновременно им поручают выполнение заданий, все больше связанных с игрой: рассадить кукол, расставить по местам машинки, сложить кукольное белье, собрать в коробку пазлы и т. д. Затем дети проявляют талант подражательства и пытаются копировать поступки взрослых, например, накрывают на стол, поливают цветы, моют и подметают полы, вытирают посуду, пробуют печь блинчики и т. д. Главное, не отбить охоту этим заниматься. Понятно, что сделать все правильно, чисто и аккуратно у них с первого раза не получится, но не критикуйте и не переделываете за них. А если уж очень хочется поправить результат труда «маминого помощника», то делайте это скрытно.

С трех лет ребёнку вполне по силам выполнять следующие виды работ:

  • Уборка (унести грязные вещи в корзину для грязного белья, разобрать игрушки, развесить постиранные полотенца, носочки, футболки, вытереть грязь от своих сапожек на полу и протереть свою обувь, отнести мусор в ведро, выкинуть мусор в мусоропровод)
  • Приготовление пищи (почистить яйца, размешать салат, разложить ложки, чашки, тарелки, раскатывать и раскладывать заготовки теста на противень, накладывать холодные блюда в тарелки, украшать пирожные и торты)
  • Уход за домашними питомцами (кормить животных, менять им воду, помогать мыть)
  • Прочие виды (пересаживать цветы, собирать ягоды, фрукты, овощи в саду и огороде, проверять почтовый ящик, помогать мыть машину)

А старшие дошкольники дополнительно ко всему перечисленному могут мыть полы, пылесосить, вытирать пыль, сортировать грязные вещи, следить за состоянием своей обуви и обуви младших членов семьи, поливать цветы, покупать простые продукты (молоко, хлеб), выгуливать собаку, застилать свою постель.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 11.11.2017 13:49, обновлено 17.04.2020 18:42
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Школы Голландии: обучение в радость
Голландское образование: без домашних заданий, без тестов, и никто не ругает за отметки. Можно ли учиться хорошо в таких условиях счастливого детства?
Психология детей: здравствуй, школа!
Поступление в первый класс – волнующая пора для всей семьи. Что нужно знать родителям о школьном обучении, и какие возможные проблемы придется решать ребенку?
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в школе?
В период адаптации к школе поддержка родителей особенно важна для ребенка. Чувствуя себя защищенным, малыш быстрее приспособится к новым условиям.
Как защитить детей от хулиганов в школе и на улице?
В школе, на улице, в подъезде собственного дома… Хулиганы могут подстерегать ребенка повсюду. Как защитить детей от неприятных ситуаций? Какие дать им советы?
Популярные мифы об обучении ребенка в школе
Говоря об обучении ребенка в школе, родители сталкиваются с множеством мифов. Некоторые из них могут мешать образовательному процессу. В какие мифы нужно перестать верить?
Как привить ребенку любовь к школе?
Любовь к школе у ребенка – предел мечтаний многих родителей. Можно ли сделать так, чтобы ребенок любил ходить в школу и делать уроки? Или такая любовь – миф?