Глухота у детей — это полное отсутствие слуха или настолько сильное его снижение, что оно не позволяет различать речь и звуки даже с применением слуховых аппаратов или устройств по звукоусилению. Зачастую очень громкий звук такой ребёнок может услышать. Абсолютная 100%-ная глухота регистрируется нечасто, обычно врачи под термином «глухота» понимают все-таки тугоухость разной степени. Поэтому за счет ранней коррекции можно добиться относительно нормального развития речи и социализации. Врожденная глухота обычно провоцируется неблагоприятными влияниями при беременности — инфекциями, токсикозами, проблемами с течением беременности.
Варианты поражений слуха у детей
Глухота у детей может быть трех видов:
- наследственная, передается генетически, аутосомно-рецессивно или доминантно, сцеплено с полом. У глухих родителей с 50% долей вероятности рождаются глухие дети;
- врожденная глухота как результат сильных повреждений во внутриутробном развитии в ранние сроки беременности, когда шла закладка органа слуха;
- приобретенная глухота, возникающая в результате влияния негативных факторов уже после рождения детей.
Причины детской глухоты: роль инфекций, токсикозов
Для врожденной глухоты факторами риска могут быть такие неблагоприятные факторы беременности, как инфекции будущей матери, особенно краснуха, корь, грипп. Не менее опасны интоксикации алкоголем или никотином, некоторые лекарственные препараты (стрептомицин и аналоги, хинин), неблагоприятные факторы среды. Зачастую переносимая в ранние сроки беременности инфекция вызывает сочетанные пороки развития.
Для приобретенной глухоты особенно актуальны такие факторы, как острый отит с осложнениями или хронический, с частыми рецидивами. Негативно влияют перенесенная инфекция (особенно паротит, менингит, грипп, скарлатина, корь) и прием ототоксичных антибиотиков при лечении. Опасна баротравма от перепадов давления, звуковая травма (контузия), радиационное облучение. Может грозить глухотой травма уха или головного мозга с поражением слуховых зон коры и ствола мозга.
Проблемы со слухом, что их может провоцировать?
Для рождения ребёнка, имеющего слуховые расстройства, определен целый ряд факторов риска, в совокупности резко повышающих вероятность глухоты. К ним относятся: неблагополучное течение гестации, токсикозы, риск выкидыша, преждевременных родов, развитие резус-конфликта или гестоза, опухоли матки, инфекция во время беременности. Опасен прием аминогликозидных антибиотиков, особенно в ранние сроки беременности, патологическое течение родов (быстрые, затяжные, использование вакуум-экстракции), что приводит к асфиксии плода или внутричерепным травмам.
Может негативно влиять выраженная желтуха, гемолитическая болезнь новорожденных, сепсис, сильная недоношенность и масса менее 1500 граммов. Больше рискуют дети с врожденными пороками, признаками внутриутробной краснухи или цитомегалии, герпеса. Опасен перенесенный после рождения сепсис, наркоз, лихорадка, судороги, энцефалит, травмы головы, лечение антибиотиками.
Как распознать глухоту у ребёнка?
Различать звуки плод может еще с середины беременности, а новорожденные отличают звуки по частоте, временной характеристике и интенсивности. В течение месяца происходит окончательное совершенствование слухового восприятия, врожденной адаптации ребёнка к восприятию речи. Если ребёнок глухой и это не будет распознано с первых же дней жизни, в дальнейшем попытки исправления слуха будут в основном безрезультатны. Слышать ребёнок возможно и будет, но не сможет полноценно говорить и обучаться. Признаки того, что ребёнок глухой:
- не вздрагивает из-за громкого звука с первых недель жизни;
- не поворачивает голову, не замирает от голосов либо источника звуков, который он не видит;
- не оживляется при голосе матери в периоде до 3 месяцев;
- не поворачивает голову к звучащей игрушке или голосу, не ищет их глазами, не просыпается от звуков, не плачет от громких звуков.
Также ребёнок необычно плачет, никак не реагирует на свое имя и на другую речь, если не видит говорящего (не «читает» по лицу и губам). Далее, по возрасту, проблемы слуха можно определить по таким проявлениям, как отсутствие попыток искать источник звука и вертеть головой в возрасте старше 4 месяцев, отсутствие речевых зачатков — гуления и лепета, произношение нечленораздельных звуков или отсутствие реакции на голос родителя, стоящего за спиной ребёнка.
К основным осложнениям глухоты относят нарушение в развитии речи, возникновение глухонемоты, отставание в развитии, проблемы формирования навыков чтения и письма. Глухота приводит к резкому ограничению ребёнка в развитии и общении, инвалидности. Такие дети обучаются в особых коррекционных интернатах и школах.
Диагностика, действия врача
Прежде всего врач проводит расспрос родителей по выше описанным признакам и подробно выясняет наследственность, течение беременности и родов. В дальнейшем он применяет звуковые игрушки и оценивают реакцию на них ребёнка. Врач проводит аудиометрию особым аппаратом с интенсивностью 90 ДБ и частотой 3 Гц, оценивая реакции ребёнка на звук обоими ушами. У детей старше 9 месяцев можно оценивать также 65 и 40 ДБ и разные частоты.
При подозрении врача на снижение слуха в одном или двух ушах ребёнок направляется в особый сурдологический центр для комплексного и углубленного обследования. В него включают:
- акустическую импедансометрию (тимпанографию) с определением глухоты и ее характера;
- регистрацию вызванной ото-акустической эмиссии в исследовании новорожденных и малышей первых месяцев;
- компьютерную аудиометрию с определением порога слуха.
Сегодня врачи для максимально раннего выявления наследственной и врожденной глухоты применяют скриннинговое обследование всех детей портативным аппаратом ото-акустической эмиссии, что позволяет начать лечение немедленно.
Лечение глухоты у детей, важность развития речи
Консервативное лечение врожденной и наследственной глухоты неэффективно и приводит к потере драгоценного времени, что влияет на развитие речи. Основа терапии — слухопротезирование и имплантация слуховых аппаратов. Для того, чтобы лечение было эффективным, необходимо проведение операций в первые три месяца жизни. Более поздние вмешательства не могут гарантировать полноценное развитие речи и вызывают сложности в обучении письму и чтению. Дети при позднем начале лечения обычно остаются глухонемыми. При приобретенных проблемах слуха необходимо устранение причин, повреждающих слух, и одновременное протезирование, ношение слуховых аппаратов.
Для предупреждения наследственной глухоты необходимо проведение медико-генетического консультирования, особенно если в семье уже есть глухие дети. Необходимо исключение факторов риска — отказ от приема антибиотиков, курения, алкоголя, особенно в ранние сроки беременности.
Чтобы дети не страдали от приобретенной тугоухости, необходимо полноценное лечение отитов, устранение воздействия негативных факторов — сильного шума, вибрации, приема антибиотиков, травм ушей. При наличии факторов риска и угрозы по развитию нарушений слуха дети берутся на диспансерное наблюдение, им регулярно проводятся аудиологические обследования, строго контролируются все основные слухо-речевые линии развития.