Математика и логика неразрывно связаны друг с другом. Чем раньше родители начнут закладывать основательный фундамент для изучения счета, тем меньше мучений математика принесет ребёнку впоследствии — понятия чисел и цифр будут ему уже знакомы! С какого возраста и с помощью каких игр можно начать знакомство ребёнка с миром арифметики? Как сделать это легко и непринужденно, чтобы у малыша математические операции вызывали лишь радость?
Когда стартуем?
Изучение чисел с пеленок большого эффекта, может, и не принесет, а вот с возраста девяти-десяти месяцев вполне можно дозированно подавать малышу информацию о числах: пересчитывать (мама проговаривает вслух) пальчики, игрушки, крупные детали пазла, колечки в пирамиде — все, что угодно! Уже в этом нежном возрасте малыш способен воспринять окружающий его математический мир: наверняка, его привлекают кнопки на мамином телефоне или в кабине лифта; папа может обратить внимание на нумерацию сказочных страниц, номер квартиры/этажа/автобуса/кабинета в поликлинике и так далее.
Итак, чтобы начать прививать малышу любовь к математике, многого и не нужно — лишь энтузиазм, фантазию родителей и, конечно, временной ресурс. Главная задача мамы и папы — не перебить исследовательский интерес ребёнка негативными замечаниями вроде «Ну кому придет в голову это считать?», «Алгебра была моим школьным кошмаром!», «В этих цифрах не разберешься!» Особенно это касается тех семей, где есть старший ребёнок, и его личное отношение к предмету далеко от радужного: тревожный и отнюдь не позитивный настрой может оказаться «заразительным» для малыша.
Возрастная математика
Итак, начинаем знакомить малыша с математикой путем пересчета предметов. Акцентируем внимание родителей: чем более интересна для малыша игрушка или вещь, тем более успешно пройдет и «обучение». Обычно малыши с удовольствием показывают по просьбе матери глазки у игрушки, ушки, лапки хвост. Воспользуйтесь этим — обратите внимание малютки, что есть один глазик, но есть и второй, а всего их два. Многие родители начинают счет со слова «раз», но педагоги-математики рекомендуют всегда оперировать словом «один» — так ребёнку будет проще соотнести такие непростые (абстрактные) понятия, как число и цифра.
Пересчитывайте всех плюшевых зверей, колеса коляски или карандаши в наборе и помните — считать нужно абсолютно все детали, не упуская из виду и не пропуская ни одну. Хорошо, если малыш освоит навык дотрагиваться до каждого предмета пальчиком, «одно касание — одно число». Дублировать (повторять предмет дважды) также нежелательно.
Годовалому малышу уже можно объяснить, что нос «один», а пальчиков у него на руках «много». Когда ребёнок научится шагать по лесенке, считайте вслух ступеньки: здесь, как и везде работает правило «сначала проговаривает мама, малыш слушает, потом он помогает маме, потом делает сам». Сначала кроха будет молча преодолевать ступени и слушать вас, потом он начнет и сам считать вместе с вами. Устный счет будет активно способствовать развитию умственных способностей.
Хорошо иметь под рукой крупные цифры, изображенные на картоне. Посчитали, например, до трех — укажите на картинке цифру «3», обведите ее пальцем по контуру. А когда вы будете читать книжку или клеить наклеечки, рассмотрите повнимательнее картинки и предложите малышу посчитать, сколько изображено цветочков на лугу, пчелок, бабочек или зверей.
В два годика повесьте иллюстрацию с цифрами на видное место. К такому плакату выдвигается непременное пожелание, чтобы рядом с цифрой было изображено соответствующее количество предметов. Так малыш будет не просто запоминать цифры, но и соотносить их зрительно с необходимым количеством предметов. В этом возрасте можно не только проговаривать родителям значения, но и заучивать с малышом считалочки с упоминанием цифр («Один, два, три — на маму посмотри!») — так ребёнок лучше научится произносить их названия.
Несмотря на то, что каждый малыш развивается индивидуально, примерно к двум с половиной или трем годам ребёнок может знать числа в пределах десяти. Обычно счет до пяти не вызывает у малыша особого затруднения, но после пяти бывают заминки в виде перестановки цифр или перескакивания через цифру. Во избежание данной ситуации, учите счет постепенно, прибавляя по одной и только в том случае, когда малыш твердо усвоил предыдущий порядок. Если сын или дочка называет целый ряд цифр до десяти, но пропускает одну, просчитайте «трудное» место самостоятельно несколько раз, выделяя голосом, и попросите повторить ребёнка.
Правила счетной грамоты
Регулярные интересные занятия дома обязательно покажут в будущем положительные результаты: достаточное овладение математической памятью подготовит почву для более сложных математических операций. Терпение и труд, как известно, все перетрут, но для более качественного освоения цифр следует придерживаться некоторых правил.
Где занимаемся? На комфортной для ребёнка территории. Если малыш еще маленький, подойдет напольный коврик, благо сейчас в свободном доступе находятся и специальные напольные покрытия-пазлы с изображением цифр. Если у малыша постарше есть свое укромное место в виде комнатной палатки или зоны под столом, предоставьте ему возможность заниматься и там. Считайте на кухне ложки съеденной каши, резиновых уточек — в ванной, кораблики на речке и деревья/кусты/одуванчики в парке — математикой в таком упрощенном виде можно и нужно заниматься везде. Исключением для детей раннего возраста являются длительное сидение за столом — неокрепший позвоночник (как и орган зрения) легко перегрузить.
Сколько по времени должны длиться занятия? Продолжительность занятия «определяет» сам ребёнок. Если малыш потерял интерес к познаваемому предмету, смените деятельность ненадолго — с тем, чтобы через какое-то время вновь к ней вернуться. Потанцуйте, посмейтесь, подурачьтесь — и вновь к обучению, совершайте следующий математический «заход».
Что главное? Конечно, для малышей от года до тех, о которых мы сейчас говорим, в любом деле предопределяющим моментом будут интерес и мотивация. Если малыш уже познакомился с мультиками, воспользуйтесь этим — яркие изображения «Забавной математики для малышей» и необычные сюжеты «Уроков тетушки Совы» помогут вам в обучении арифметике.
Наталья Жеребилова, редактор сайта IQsha.ru
В дошкольном возрасте счет — это игра. «Раз… два… три… побежали!» — так мы можем собираться в детский сад или бегать за мячом с малышами. Уже с года, рассматривая картинки в книжке, можно считать, показывая пальчиком: «Сколько же утят? Рааз, дваа, трии — много!». Ребёнок познает мир через образ, слово, форму, цвет и количество: счет как средство познания мира не стоит отделять от других видов познавательной деятельности. Поэтому я рекомендую родителям не задумываться о том, когда обучать малыша основам счета. Не нужно делать этого специально и в определенном возрасте. Называйте предметы по счету так же, как вы делаете это с цветом, формой, размером, структурой любых вещей. Счет до 10 можно осваивать с двух лет. Когда ребёнок сможет уверенно считать до 5, постепенно переходите к сложению и вычитанию по единице, опираясь на работу с подручными предметами.