Как добиться послушания детей в раннем и дошкольном возрасте?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Все родители желают того, чтобы дети росли послушными — выполняли указания старших, не шалили, когда их об этом попросят, и не делали поступков, за которые потом может быть стыдно. Ребёнка учат быть аккуратным, следить за своей одеждой, беречь игрушки, не перечить старшим и быть воспитанным. Для достижения этой цели мать и отец, взаимодействуя с ребёнком, пользуются опытом, который имеют в своей жизни — чаще всего и мужчина и женщина воспроизводят модель воспитания, которая была принята, когда они сами были детьми. Исходя из этого, в семье может возникнуть недоумение, когда применяемые средства и методы могут оказаться неэффективными. Почему так происходит?

В этом случае специалисты говорят об индивидуальной природе ребёнка и объясняют это тем, что именно от нее будет зависеть, какие средства к воспитанию нужно применить.

Ребёнок, в зависимости от того, сколько ему лет, проходит соответствующую стадию развития и имеет ряд особенностей. Если не учитывать эти возрастные изменения и воспитывать детей, только потому, что когда-то в примере с матерью или отцом это было эффективно, вряд ли удастся добиться успеха. Каждый рожденный ребёнок — это отдельно взятая личность и подход к нему должен быть индивидуальный.

Кроме того, существуют общие правила возрастной психологии, открывающие секреты эффективного взаимодействия с детьми и позволяющие добиться послушания в раннем или дошкольном детстве.

Послушание детей раннего возраста

Послушание детей раннего возраста

Природа малыша раннего возраста, который длится до трех лет, отличается активным познанием мира. Заставить ребёнка в этом возрасте безоговорочно слушать старших — это значит не понимать того, что ему жизненно необходимо изучать мир, а это не всегда совпадает с родительскими требованиями. В этот период дети еще находятся в тесном симбиозе матерью. Поэтому лучшее, что могут сделать взрослые, чтобы добиться послушания — это создавать условия, при которых они могли бы вместе изучать мир, знакомиться и получать опыт окружающей действительности. Простыми словами это звучит так: если вы хотите добиться того, чтобы трехлетний ребёнок сделал то, что вы ему сказали, вам нужно присоединиться нему в этом действии.

Чтобы добиться послушания, стоит использовать частое отвлечение внимания, эмоциональность в голосе, мягкое, но твердое отстранение ребёнка от мест опасности и совместную деятельность, в которой малыш мог бы учиться убирать игрушки «как мама», заправлять постель, мыть кружку и так далее. Это будет способствовать не только получению нового опыта, но и установки на то, что выполнение обязанностей — это норма.

Возраст до трех лет — ранний возраст — является очень нежным в жизни маленького человека, где каждый приобретенный опыт — будь он материальным или эмоциональным — оказывает влияние на его последующую жизнь.

Кричать на малыша или пытаться ему разумно объяснить, что можно и нельзя, до трех лет — может быть бесполезным и чревато ранними травмами развития.

Ближе к трем годам проявляющаяся независимость детей может стать камнем преткновения в отношениях с родителями. Преследуя цель сделать ребёнка самостоятельным — убирать за собой игрушки, одеваться, уметь себя накормить и напоить — не стоит противостоять желаниям малыша в три года пытаться все делать самому. При необходимости мать и отец могут помогать ребёнку, но не делать за него. Таким образом, формируется навык самообслуживания, а поощряемая активность ребёнка станет залогом будущего послушания.

Дошкольный возраст и ведущая деятельность

Дошкольный возраст и ведущая деятельность

Дошкольный возраст отличается тем, что в нем дети продолжают активно развиваться и познавать мир. Кроме этого, в это время ребёнок уже идентифицирует себя отдельно от матери, имеет собственное мнение, а главной ведущей деятельностью для него является игра. Важно, чтобы мать и отец учитывали эти изменения, поскольку именно от соблюдения возрастных особенностей малыша будет зависеть успех воспитания.

Как сделать так, чтобы дошкольник выполнял поручения родителей и был послушным? Так как основной деятельностью с трех до шести лет является игра, то именно через нее следует воздействовать на малыша. Игра имеет хорошую способность завлечь ребёнка и при правильном к ней отношении родителей, они могут с легкостью добиваться того, чего хотят от детей.

Прежде чем дать поручение или попросить о чем-либо, начните со слов «а давай поиграем…». Внимание малыша мгновенно переключится на сказанные слова, и он будет готов слушать условия новой игры и даже выполнять ее правила. Мудрость родителя в этом случае позволит управлять вариантами: построить яблочную или мандариновую горку (чтобы сложить фрукты в вазу), спрятать всех животных и кукол по домам, потому что летит птица Ночь и в темноте игрушки могут потеряться (чтобы навести порядок), насчет «три» показать, кто самый сильный, ловкий и умелый — Саша или папа? (когда важно быстро одеться). Дети любят играть. Эмоциональность родителей в этом случае — самый главный козырь, позволяющий добиться от ребёнка того, что нужно взрослым.

Бывает так, что ребёнок отказывается принимать в участие в этих играх. Так случается, когда дети не завершили важное для них дело, а им приходится сменить деятельность — куда-то собираться, идти ужинать, убирать игрушки и так далее. В этом случае, внимательному родителю становится понятно, что именно мешает ребёнку выполнить просьбу в игровой форме, и он может дать малышу закончить его дело. Если причина отказа ребёнка от игры не понятна, следует спросить его, чего он хочет. После того, как он даст ответ, родитель может создать условия, в которых будут удовлетворены обе стороны, опять же, в игровой форме.

Мать и отец — позиция «вместе»

Запреты, прямые указания, манипуляции или запугивания претят даже взрослому человеку и не вызывают желания немедленно выполнить просьбу. Дети в раннем и дошкольном возрасте живут своими желаниями и им бывает очень трудно отказаться от удовлетворения собственных потребностей в игре и радости, ради того чтобы выполнить поручение. Самая эффективная модель взаимодействия между родителем и ребёнком называется «вместе». Тем, кто хочет в дальнейшем добиться послушания от детей, важно придерживаться ее с того периода, когда малыш начинает проявлять активность. Для него важным является личный пример взрослых — он будет делать то, что делают или делали вместе с ним папа и мама, и в последующем будет выполнять просьбы самостоятельно, потому что необходимая мотивация уже будет заложена в его сознании.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 21.01.2017 19:48, обновлено 17.04.2020 18:59
Рейтинг статьи:
4,7

Читайте также

Семь распространенных ошибок родителей в воспитании детей
Воспитание ребенка требует большой ответственности от родителей. Ведь опыт, полученный малышом в семье, обязательно найдет отклик в его будущем.
Как воспитывать детей родительским примером?
Часто родители задаются вопросом, какую воспитательную тактику применить к детям? Специалисты создали много теорий, и одна из них – собственный пример.
5 нестандартных методов воспитания детей: как они работают?
Как это – ни разу не сказать ребенку «нет» или разговаривать, как со взрослым? И не надевать подгузник никогда? Изучаем нестандартные приемы воспитания.
Что нужно запрещать детям и как правильно это делать?
Иногда родителям трудно запретить ребенку что-либо. Однако воспитание не обходится без запретов. Какие запреты необходимо перевести в правила, чтобы обеспечить безопасность детей?