Как помочь детям 2-3 лет освоить навыки мышления

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

На каждом определенном этапе взросления ребёнка идет не только изменение его физиологии и психики, но и формирование тех или иных навыков. В этом плане очень значимый период — два-три года. Именно в этот временной промежуток происходит серьезный рывок в развитии детей, в формировании их дальнейшего мышления и эмоционального восприятия мира.

Этот скачок в развитии ребёнка хорошо заметен. Довольно часто взрослые считают двухлеток буквально неуправляемыми, отмечая их своенравие, агрессию и капризы по самым незначительным поводам. 

Психологи считают, что родителям этот период надо буквально пережить, проявляя безграничное терпение и сохраняя правильный подход к воспитанию. Ведь именно после двух лет начинается активное развитие навыков мышления: у ребёнка активизируется воображение, появляются какие-то собственные идеи и мысли. При этом навыки контроля эмоций у малыша еще отсутствуют, он пока не умеет управлять своими новыми ощущениями.  

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Как помочь детям в развитии навыков мышления

Как помочь детям в развитии навыков мышления

После достижения возраста двух лет дети уже в состоянии осознавать значение слова «нет». Они могут применять простейший смысловой анализ как к своим поступкам, так и к действиям других людей. Ребёнок начинает различать эмоции — свои и чужие, а также способен их анализировать и реагировать на них соответствующим образом. За очень короткий период времени наблюдается значительный прогресс в мышлении ребёнка и задача взрослых — помочь, поддержать, скорректировать поведение.

Понять, что ребёнок вступает в полосу такого развития, довольно просто. Как правило, он начинает сыпать вопросами: «Почему? Что? Как?» После двух лет языковые навыки детей существенно улучшаются, они более четко формулируют вопросы и могут связно объяснить свои поступки, желания или страхи.

Родители не должны отмахиваться от маленьких «почемучек». В то же время на их вопросы не стоит давать готовых ответов: для начала попросите малыша высказать свое мнение. Пусть его мозг работает и рождает новые идеи. Ребёнок вполне может проанализировать окружающую обстановку и сделать свой собственный вывод. Если он неверен, объясните ребёнку, в чем его ошибка и дайте правильный ответ — как можно более простой и понятный.

Именно таким образом идет развитие ребёнка. При помощи взрослых он выстраивает цепочки закономерностей и делает логичные выводы. Например, на небе появляются тучки — значит, может пойти дождь (снег). Способность видеть взаимосвязь явлений — это новый этап в формировании мышления. Задача взрослых — ненавязчиво привлекать внимание ребёнка к подобным последовательностям.

Развитие ребёнка с использованием предметов и объектов

Формирование навыков мышления у 2-3-летних малышей может идти с использованием самых простых предметов из домашнего обихода. От родителей не требуется каких-то существенных расходов или усилий. Так коробка из-под обуви может легко превратиться в дом или гараж для игрушечных машинок. 

Чтобы проявить фантазию, дети должны анализировать окружающий мир: например, определить, что обувная коробка благодаря своей форме может стать подходящим гаражом для машинок. Исследование окружающей среды становится более сложным и творческим, что способствует накоплению собственных умозаключений. 

Взрослым следует понаблюдать за малышом в процессе игры — когда он копается в песке, делает фигурки из пластилина, строит стену из кубиков, складывает игрушки по разным коробкам. Чтобы стимулировать навыки мышления, задавайте при этом больше вопросов: что ребёнок ищет в песке, зачем нужна стенка из кубиков, почему он складывает игрушки в разные коробки? Внимание и проявленный интерес со стороны мамы или папы стимулируют как развитие ребёнка, воспитывая в нем интерес к познанию мира, так и формируют благодатную почву для его творческих исследований.

Начинать обучение нужно с простых заданий. Родители могут предложить малышу разложить игрушки по цвету, размеру или выстроить ассоциативные пары: например, зайку положить рядом с морковкой, а кусочек сахара — у чайной чашки. 

Такие упражнения вполне можно совмещать с обычными повседневными делами. К примеру, во время мытья посуды попросите малыша разложить чайные ложки отдельно от столовых. Или другой сценарий — при уборке комнаты от игрушек, дайте ему задание отсортировать части конструктора в один ящик шкафа, а кубики — в другой. 

Абсолютно новый навык мышления — это осознание такого сложного понятия, как время. Маленькие дети не имеют чувства времени, не осознают его течения. На третий год жизни они уже готовы к восприятию такой информации. Чтобы помочь ребёнку понять время, визуализируйте понятие, просто показав ему песочные часы. Тогда малыш сможет своими глазами увидеть, как истекает определенный временной промежуток — пять или десять минут.

Участие родителей должно быть более активным

Участие родителей должно быть более активным

Больше всего малыши любят играть. Это надо использовать для развития ребёнка и его мышления. На самотек процесс пускать не стоит — родителям следует продумывать развивающие игры и активно участвовать в них. Это поддержит ребёнка на правильном пути.

Взрослые часто недооценивают роль игр, видя в них только баловство. Однако именно по играм можно заметить, как происходит скачок в мышлении вашего ребёнка. Если кубик для него превратился в машинку, а несколько выстроенных в ряд коробок — в паровозик с вагонами, значит, малыш начинает понимать символы, может придумывать и разыгрывать определенные ситуации. Навык понимания символов очень важен для дальнейшего познания естественных наук, математики, письма.

Родители должны поощрять детские ролевые игры с использованием принципа «понарошку». Причем ребёнок должен сам придумывать сюжеты, чтобы научиться выстраивать правильные логические цепочки. Чтобы помочь малышу освоить воображение, обеспечьте его нужным «реквизитом» — разноцветными коробками, предметами одежды, подушками, легкой небьющейся посудой. 

В этом возрасте дети часто совершают ошибки. Это естественный процесс, ведь они «проигрывают» разные варианты действий. Такие промахи нельзя высмеивать и, тем более, ругать за них малышей. Терпеливо помогите им найти правильные варианты решения задачи: подберите нужный фрагмент пазла, напомните слова забытой песенки, замените сломавшийся карандаш или подскажите развитие сюжета в придуманной игре.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Питание для очищения организма

Злоупотребление лекарствами, нервные срывы, перекусы налету — все это не дает нашему организму работать в полную силу и самоочищаться. Что делать?

Профилактика инсульта: что нужно знать и выполнять?

Инсульт – тяжелое состояние, поражающее и молодых. Профилактика недуга имеет первостепенное значение.

Псориаз кожи головы: симптомы, необходимые лекарства

Симптомы псориаза кожи головы: рекомендованное лечение, назначаемые лекарства, шампуни, витамины.

Девайсы для домашнего ухода за кожей: дома как в салоне красоты

Хотите самостоятельно поддерживать молодость и красоту? Есть домашние девайсы, которые помогут в этом.

Лифтинг-сыворотка с электролитами: что это и кому нужно

Лифтинг-сыворотка с электролитами может стать важной частью вашего антивозрастного ухода. Что это за косметика и кому она нужна?

Как подтянуть овал лица?

Хотите, чтобы овал лица был подтянутым? Мы подскажем, как добиться упругости и свежести лица, как подтянуть дряблую кожу.

Как правильно выбирать гели для микротоков

Специальный гель для микротоков делает лифтинг-процедуру ещё более эффективной. Как правильно выбрать проводящий гель для микротоков?

На ночь глядя: лучшие средства для ухода перед сном

Регулярно ухаживаете за собой? Узнайте, какую косметику рекомендуется использовать перед сном.

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.
Опубликовано 07.12.2018 19:39, обновлено 17.04.2020 18:21
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Всероссийская научная конференция “современная психология мышления: смысл в познании” (к 75-летию со дня рождения О.К.Тихомирова) / Васюкова Е.Е. // Психологический журнал 2009 Т. 30 №2
Развитие дивергентного мышления младших школьников / Белошистая А.В., Иванов А.Н. // Вопросы психологии 2010 №2

Читайте также

Как помочь ребенку с сенсорным расстройством?
Воспитание ребенка с сенсорным расстройством
Польза рисования и лепки для детей
Занимаясь лепкой и рисованием, ребенок может больше узнать об окружающем мире.
Как развить артистизм у ребенка?
Как разглядеть в ребенке творческое начало? Что делать, если он хочет стать артистом? Перспективны ли подобные профессии?
Девочки-актрисы: непростые судьбы
Всегда ли талантливо сыгранные в детстве роли приводят к успеху в кино и театре?
Школы Чехии
Образование за рубежом для детей выбирают многие родители, но почему чешские школы так привлекательны?
Что надо знать родителям детей-спортсменов: советы психологов
Дети, которые рано начинают заниматься спортом, должны делать это исключительно по собственному желанию!