Как повысить успеваемость ребенка в школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Не так уж часто ребёнок с удовольствием ждет понедельника, чтобы отправиться в школу. Если у дошкольника школьные занятия еще вызывают интерес, потому что благодаря им он станет немного взрослее, то у младшего школьника он зачастую пропадает уже в первом учебном семестре. Причин может быть несколько — слишком строгие требования учителей, сложность с усвоением материала, плохие отношения с одноклассниками. В подростковом возрасте нелюбовь к школе может быть также связана с конфликтами и отсутствием интереса к учебе в целом.

Почему ребёнок не любит школу?

Почему ребёнок не любит школу?

Для ребёнка младшего школьного возраста стресс от нахождения в школе усиливается еще и от разлуки с родителями, главным образом, с мамой. Страшно бывает и самим родителям, которым тяжело смириться с тем, что ребёнок стал чуть взрослее. Они также могут сами не очень любить школу, потому что в детстве воспринимали ее как полное отсутствие свободы. По их мнению, в школе не было ничего хорошего, только скучные ненужные предметы, противные одноклассники и вечно недовольные учителя.

При изначальной нелюбви родителей к школе ребёнок вряд ли полюбит ее сам. Постепенно он начнет бояться плохих отметок. Во многом это происходит из-за страха неудач и негативной реакции взрослых. Если не придавать значения этой проблеме, то со временем она может перерасти в серьезный комплекс.

Школьная программа и неспособность понять некоторые предметы пугают ребёнка ничуть не меньше. Не всякий педагог практикует индивидуальный подход. Более того, учитель испытывает давление со стороны директора школы или высшего руководства, если что-то из учеников плохо успевает. Гораздо проще «усреднить» 30 человек, но все дети разные. Одни быстро усваивают материал, другие — медленно.

Ну, и не последнюю роль в потере интереса к школе играют отношения с преподавателями и сверстниками. Вполне понятно, что при постоянных конфликтных ситуациях уроки также будут вызывать отвращение. Интерес к учебе упадет, так же, как и успеваемость.

Как повысить интерес школьника к урокам?

Если родители начинают замечать, что сын или дочь приносит плохие отметки или успевает по школьным предметам хуже обычного, то самое время разобраться, почему так происходит. Не лучшим решением будет осуждение и критика с их стороны, а также сравнение ребёнка с одноклассниками, которые учатся лучше. Вполне возможно, что ему требуется больше времени на усвоение материала.

Что нужно сделать прежде всего:

  • интересоваться тем, как прошел день в школе. Если дети не рассказывают подробностей, это должно насторожить;
  • хвалить за успехи и не обвинять в неудачах;
  • обсудить проблемы успеваемости с классным руководителем или преподавателем по предмету;
  • поощрять за хорошие результаты, но не «покупать» успеваемость новой техникой или одеждой;
  • обсуждать предмет, его важность для жизни или будущей профессии;
  • стараться понять, почему тот или иной момент был трудным и подумать, как можно облегчить понимание;
  • по возможности пригласить репетитора, который поможет школьнику в освоении предмета.

Многие педагоги и психологи объясняют отсутствие интереса современных детей к школьным предметам слишком большим количеством информации, которую они усваивают с раннего возраста. В результате этого им становится просто скучно на уроках. К сожалению, неинтересная или непонятная подача материала — не всегда вина преподавателя. Он вынужден придерживаться определенных стандартов, которые не ориентированы на пробуждение интереса.

В этом случае, сам школьник и его родители должны определиться, насколько важен конкретный предмет. Возможно, лучшим выходом из создавшейся ситуации будет смена школы или занятия с частным репетитором.

Отношения с учителем и их влияние на успеваемость

Отношения с учителем и их влияние на успеваемость

Немалую роль в интересе школьника к предмету и его успеваемости играет учитель. Именно от его способности объяснять, мотивировать и увлекать детей зависят отношения с классом и учебные результаты учеников.

К сожалению, педагоги российских школ могут уделить внимание далеко не всем. Их частый спутник — профессиональное выгорание. Ведь работа к школе — это не только сами уроки, но и написание и сдача большого количества документации, общение с руководителями образовательных учреждений. Если добавить к этому время, уходящее на дополнительные заработки или семью, то очень немногие способны передать ученикам интерес к школьным предметам.

Первоклассники более открыты для общения с педагогами. У них еще не угасла жажда знаний, поэтому они делают все, чтобы произвести хорошее впечатление. Но если преподаватель делит класс на «любимчиков» и всех остальных, то со временем он рискует навлечь на себя неприязнь тех детей, которые не попали в число избранных.

Ближе к средней школе (5-7 класс) дети и подростки начинают остро чувствовать несправедливость преподавателей — не вызывают, несмотря на готовность активного участия, или вызывают слишком часто. Другая проблема — предметов становится слишком много, и не всегда получается выполнять все задания.

Учащийся 8-11 класса — уже подросток, интересы которого начинают выходить за пределы учебы. Меняющееся тело, интерес к противоположному полу, принадлежность к молодежным субкультурам нередко оттесняют школьные занятия на второй план. Это также может служить причиной снижения успеваемости и конфликтов с преподавателями.

Что следует делать педагогу, чтобы сохранить интерес учеников:

  • по возможности учитывать запросы, устремления и интересы детей;
  • отмечать достижения каждого ученика и не критиковать за неудачу;
  • использовать на занятиях элементы игры. Игровая форма интересна не только младшим школьникам, но и старшеклассникам, и взрослым;
  • поддерживать доброжелательный и позитивный настрой во время занятий;
  • применять новые информационные технологии.

Практика показывает, что не только детям, но и взрослым интереснее заниматься с преподавателем, если он настроен дружелюбно, часто рассказывает интересные истории, шутит. Если он действительно любит свой предмет и уважает учеников, то и они будут отвечать ему тем же.

Случается, что преподаватель испытывает неприязнь к ученику по личным мотивам. С этим ничего нельзя сделать — дети в классе разные, и далеко не у всех жизненные установки совпадают с педагогами. Но профессиональная этика должна предотвращать желание намеренно поставить ученику плохую отметку. Отношения в школе должны строиться на взаимном уважении.

Разумеется, главным фактором высокой успеваемости в школе и дальнейших жизненных успехов школьника должна стать вера близких людей в него и поддержка семьи.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 09.01.2018 17:17, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Каникулы для школьника: триместры или четверти?
Триместры и четверти, что лучше? Какие преимущества и недостатки можно выделить? По какой системе лучше учиться?
Упражнения на развитие внимания у школьников
Ваш ребенок постоянно забывает вещи в школе? Проблемы с учебой из-за рассеянности? В статье рассмотрим упражнения для улучшения памяти и концентрации детей.
Время с пользой: игры с детьми-дошкольниками в дороге
Советы для родителей по развитию детей дошкольного возраста: играем в дороге, в пробке, по пути домой и в детский сад. Весело, полезно, интересно!
Умники и умницы: подготовка детей к школе с раннего возраста
Какими основным навыкам должны обучиться дети в процессе подготовки к учебному процессу в школе. Психологическая подготовка.
Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность
Скоро в школу, а родители не уверены, сможет ли ребенок хорошо учиться? Рассказываем простые «домашние» способы по улучшению характеристик мышления.
Упражнения на развитие внимания у дошкольников
Хотите, чтобы ребенок был внимательным и умел сосредотачиваться? Обучите его этому в ненавязчивой форме при помощи несложных упражнений.