Как защитить первоклассника от стресса?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Стресс — распространенное явление в жизни человека. Не застрахованы от него также и дети. Особенно ребёнок подвергается стрессу, когда у него происходят важные жизненные события — кризисный возраст, переезд на новое место или переход в другую школу, рождение младшего брата или сестры, болезнь, поступление в первый класс.

Дети не понимают, что у них случился стресс так, как это могут понять взрослые. Когда человек вырастает, у него за плечами скапливается определенный опыт общения, отношений, реакций и поведения. Он может управлять ими в соответствии со своими желаниями и потребностями. Люди способны контролировать внутренние и внешние процессы, которые происходят у них в жизни, а ребёнок, в силу возраста, этого делать не умеет. Часто он, подвергшись стрессу, вовсе не понимает, что с ним случилось, поэтому не может себе помочь так, как это на его месте сделал бы взрослый человек. Поэтому эту роль — следить за психическим состоянием и настроением детей и при необходимости оказывать им помощь — должны взять на себя родители.

Стресс у детей проявляется как сниженная активность, подавленное настроение, отказ от пищи и игр, нежелание общаться с друзьями и браться за любимые занятия. Также они могут потерять сон или испытывать трудности с засыпанием. Не всегда дети, на вопрос, что с ними случилось, могут дать четкий ответ и полностью объяснить ситуацию. В младшем школьном возрасте они продолжают жить чувствами, поэтому, чтобы понять, что с ребёнком, могут только родители, если отталкиваются от его эмоциональных проявлений.

Когда стресс связан с обучением, дети, как правило, отказываются вставать по утрам, испытывают напряжение, если речь заходит о школе.

О том, какие стрессы могут быть у первоклассника, пойдет речь в этой статье.

Дети и школа

Дети и школа

Переход от дошкольного детства к школьному должен быть постепенным. Если это не так и родители резко забирают у ребёнка все игры, не позволяют проводить много времени с друзьями, ограничивают его свободу и веселье, то у него может случиться стресс. Такое подход не является бережным и заботливым для детской психики.

В каждой школе знают о том, что существует период адаптации.

Это означает, что прежде чем выставлять к первокласснику новые требования и приучать его жить по незнакомому режиму, ему нужно дать время привыкнуть к тому, что он теперь школьник. Адаптационный период длится от нескольких месяцев до года. В это время дети успевают запомнить и привыкнуть к тому, что вставать и ложиться надо в одно и то же время, выполнение уроков — теперь их основная деятельность, что у них новая социальная роль — ученик — и они должны ей соответствовать. Такой постепенный переход дает детям возможность учиться без стресса и лишних переживаний.

Отношения ребёнка и педагога

Кроме родителей ребёнок сталкивается в своей жизни с другими взрослыми, которые воспитывают его и обучают. В детском саду — это воспитатели, в школе — первая учительница. От того, какие отношения сложатся с ней, будет во многом зависеть школьная успеваемость и настроение первоклассника.

В настоящее время многие родители понимают важность первого учителя, поэтому стараются познакомиться с ним заранее, заботясь о том, чтобы ребёнок получил не только знания, но и был уважаем как личность.

Отношения с учительницей могут не сложиться по нескольким причинам: отсутствие личной симпатии, сложное поведение ребёнка, нарушения в его развитии. Общение между педагогом и учеником в классе может портиться, если они не понимают и не уважают друг друга, ребёнок не слушает, что ему говорят, а учитель не осуществляет индивидуальный подход. Тогда оба могут испытывать враждебность и негативные чувства. В таких случаях дети переживают сильный стресс.

Часто они в таком состоянии отказываются посещать школу, не желают делать уроки, могут испытывать страх перед классом или педагогом. Взрослые, чтобы предупредить подобные случаи, должны знать, что происходит у ребёнка в школе, интересоваться его делами, следить за настроением, поддерживать контакт с учителем — спрашивать, как ребёнок ведет себя, как занимается и какие есть рекомендации и пожелания для его обучения дома. Это позволит сблизиться с педагогом и заниматься развитием в одном направлении, что положительно скажется на развитии и адаптации школьника.

Уроки и стресс

Уроки и стресс

Уроки в жизни ребёнка — следующий травмирующий фактор, который может вызвать стресс. Если взрослые резко приучают его к строгой дисциплине, требуют безоговорочного подчинения, хороших оценок, заставляют много писать и считать против воли, то у него могут появиться не только отрицательные эмоции, но и ненависть к учебе в целом.

Выполнение уроков, как и привыкание к школьному режиму, тоже стоит делать постепенным. Поговорите с учителем — какая нагрузка лучше всего подходит для ребёнка, и не заставляйте его делать больше, чем позволяют возрастные и психические особенности.

Во время выполнения домашнего задания, если ребёнку сложно справляться с ним, делайте перерывы. Первое время находитесь рядом, если есть такая необходимость. Меньше ругайте и больше обращайте внимание на успехи. Поощряйте детей и не сравнивайте их с другими.

Как родителям помочь ребёнку

Как родителям помочь ребёнку

Что делать, если стресс все-таки случился и ребёнок чувствует себя плохо, когда речь заходит о школе, плачет, отказывается посещать занятия, не хочет делать уроки или у него наблюдаются другие проявления стресса? Для начала следует выяснить, в чем причина. Однако, не стоит пытать ребёнка, добиваясь от него немедленного ответа. Спрашивайте спокойно, ровным голосом, лучше сесть рядом, смотреть прямо в глаза. Будьте сами уверены и не тревожны — ребёнок должен понимать, что он может довериться взрослому, а для этого тот должен выглядеть и быть надежным.

Не торопите детей — дайте им возможность довериться вам. Ребёнок должен понимать, что после того, как он признается, что его тревожит, ему не станет хуже, его не поругают, не накажут и так далее. Скажите, что переживаете за него, любите и вам не все равно, что с ним происходит.

Вспомогательные методы для установления причин стресса у первоклассника и помощи ему — это обращение к психологу, откровенный разговор с учительницей и искреннее, доброжелательное отношение к школьнику в семье. Если он будет чувствовать поддержку от родителей, то, во-первых, снижается риск появления стресса, а вторых, дети учатся сами говорить взрослым о том, что их расстроило и вызвало негативные эмоции.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 02.10.2017 16:43, обновлено 17.04.2020 18:44
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Школьные экзамены: как помочь ребенку пережить стресс?
Школьный экзамен является для подростка не просто проверкой уровня знаний, но еще и серьезным психологическим испытанием.
Первопричина детского стресса: перинатальное поражение ЦНС
Перинатальное поражение центральной нервной системы – диагноз может пугать родителей. Как формируется поражение и что делать, если патология выявлена?
Школа и стресс
Стресс – это не только проблема взрослых людей. Школьники испытывают колоссальные моральные перегрузки, зачастую это начинается уже в первых классах.
Опасность стрессов у детей
У детей бывают положительные и отрицательные стрессы, которые по-разному влияют как на физическое, так и эмоциональное здоровье.
Роль болезней и стресса в задержке полового созревания мальчиков
Задержка полового созревания у мальчиков – тема особая. Если на фоне других мальчишек сын кажется совсем ребенком, когда нужно беспокоиться?