О чем молчит реклама лекарств, БАдов и витаминов

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Реклама лекарств по телевизору, в газетах и журналах, сети интернет сегодня многим набила оскомину. Не менее активно рекламируются и различные БАД, минеральные добавки и витамины. И если в отношении лекарств, требующих сертификации и совета врача, закон о рекламе соблюдается более строго, то в отношении сектора биодобавок все сложнее. Хотя их не относят к лекарствам, но многие из этих таблеток содержат в своем составе активные вещества, пусть и растительного или животного происхождении, витамины и минералы. Поэтому четкую границу между ними и лекарствами провести порой невозможно. Но производители рекламируют такие БАД иногда очень агрессивно, чем могут нанести потребителям вред.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Опасность рекламы БАД

Опасность рекламы БАД

Сегодня активно рекламируются и продвигаются БАД в силу того, что производить и продавать такие таблетки дешевле и выгоднее, разрешения на их выпуск получить проще и дешевле, чем на лекарства, которые проходят многолетние клинические испытания и получают многочисленные сертификаты. Хотя по бумагам это будет БАД, но по факту, при изучении состава она может оказываться тем же лекарством, но при этом в рекламе его будут позиционировать как растительное и безопасное средство, которое не имеет побочных действий, негативных эффектов и противопоказаний. И тогда потребители, веря рекламным слоганам, могут существенно навредить подобными БАД своему здоровью.

Кроме того, производители этих биодобавок таким образом строят свои рекламные материалы, что создают впечатление о традиционной медицине и врачах, как о ненужных элементах: «принимайте наши таблетки — будете здоровы без операций и врачей». И такое можно наблюдать сплошь и рядом. Агрессивные рекламные материалы с заведомым искажением фактов направлены в основном на людей среднего и пожилого возраста. Различные проспекты, буклеты и газеты с рекламой биодобавок разносят по почтовым ящикам, а в материалах этих сомнительных изданий порой такое написано, что у любого медика волосы встают дыбом! Публикуется личный опыт и счастливые фотографии людей, приближенных по возрасту к целевой аудитории, которые вещают о чудесном исцелении именно этими таблетками после многолетних мытарств по врачам. Контролировать такого рода рекламу «лекарств» просто невозможно.

Опасность витаминов, рекламируемых в СМИ

Не менее негативное мнение высказывают специалисты и в отношении рекламы витаминов, особенно по федеральным и кабельным каналам, а также в журналах для широкого круга читателей или на сайтах посвященных материнству и детству. Витамины принято считать безвредными, их рекламируют как для приема взрослыми, так и детьми, продвигая и насаждая в умы потребителей мысль о том, что «без наших препаратов вы не получите суточную дозу витаминов». Однако витамины поступают в организм не только из таблеток или капсул, сиропов, но и из продуктов питания, напитков. Рацион у каждого потребителя свой, и обеспеченность витаминами разных групп — тоже. Поэтому продвигать тот факт, что витамины нужно принимать всем — и взрослым, и детям, неверно. Прием витаминов должен быть рекомендован врачом, чтобы не получить передозировку, особенно если речь идет о жирорастворимых витаминах.

Отдельного внимания заслуживают витамины для детей. Поливитаминные комплексы могут вызывать аллергию из-за ароматных добавок и ярких красителей, и тогда их агрессивная реклама нанесет ребёнку существенный вред! Ведь родители слышали в ролике о том, что без препаратов детям будет плохо, они болеют, устают и плохо учатся.

Чем опасна реклама безрецептурных лекарств?

Чем опасна реклама безрецептурных лекарств?

Зачастую препараты из рекламы используют не только абсолютно здоровые люди, но и те, кто страдает от различных заболеваний. Прием некоторых широко рекламируемых средств у них может приводить к побочным эффектам, передозировкам и отравлениям. Лекарства нередко принимают без подробного изучения инструкции, особенно если это выраженное недомогание и хочется, чтобы скорее наступило облегчение.

Разберем данный факт на примере двух препаратов, которые сейчас широко мелькают в рекламных роликах по телевизору. Препараты от простуды «Колдрекс» и «Терафлю Экстра» в своем составе имеют парацетамол в сочетании с фенилэфрина гидрохлоридом. Негативный эффект от передозировки и отравления парацетамолом приводит к поражению печени, но для подобного состояния нужно превысить суточную дозу примерно в 10 раз. А вот в отношении второго компонента — фенилэфрина гидрохлорида все сложнее. Отравление им гораздо более вероятно, особенно у людей с гипертензией, проблемами сосудов и патологиями зрительного анализатора. В составе препаратов содержится 10 мг этого компонента, безопасная доза не превышает 30 мг, а для тех людей, кто страдает гипертонией и патологиями почек она снижается в два-три раза. То есть, эти люди могут получить отравление, приняв всего несколько пакетиков этих средств.

Кроме того, данный компонент нередко у гипертоников приводит к повышению давления, аритмиям и болям в области сердца, возбуждающе влияет на нервную систему, провоцируя головные боли. Если же пациент постоянно принимает некоторые лекарства, прием при простуде данных порошков может давать в сочетании с базовой терапией неожиданные и крайне серьезные побочные реакции, которые могут привести в стационар. Между тем, реклама же этих лекарств сообщает, что они хорошо помогают при простуде и можно без опасения принимать их. А данные о том, что имеются противопоказания и нужна консультация с врачом, указаны внизу мелкими буквами, которые сослепу и не разглядеть!

Принимать ли таблетки из рекламы?

Никто не говорит о том, что таблетки, которые рекламируются по телевизору и в печатных СМИ — плохие. При правильном назначении по показаниям они принесут пользу. Если же практиковать самолечение, тогда данные таблетки могут вместо пользы навредить, и об этом стоит знать. Поэтому не стоит безоговорочно верить рекламе. В домашней аптечке нужно держать средства для неотложной помощи, собранные не по данным рекламных роликов, а по указанию врача.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 03.03.2017 14:50, обновлено 13.12.2019 12:30
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Реклама лекарств: нарушают ли закон ролики БАДов, витаминов и таблеток
Реклама лекарств по телевизору навязчива и внушает пациентам безопасность самолечения. Однако, всегда ли она законна?
Жертвы рекламы: отравления лекарствами
Агрессивная реклама лекарств с экранов телевизора и различных СМИ, включая интернет, приводит к отравлениям.
Реклама лекарств на ТВ – гастрит, цистит, боль
Современные рекламные ролики лекарств приводят в ужас врачей и фармацевтов. Информация в них существенно искажена.