Особенности детей с задержкой психического развития

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Особенности детей с задержкой психического развития определяются в первую очередь видом ЗПР, каждый из которых имеет конкретную симптоматическую картину. На основании этого необходимо выстраивать коррекционную программу, которая поможет ребёнку максимально раскрыть собственные сохранные возможности.

Виды задержки психического развития

В соответствии с данными клинической психологии выделяют следующие виды ЗПР:

  1. Конституциональный. Нарушения поведения, эмоционально-волевой сферы, а также некоторых психомоторных функций, обусловленные генетически или ставшие результатом нарушения обмена веществ.
  2. Соматогенный. Нарушения интеллектуального характера в сочетании с пониженной самооценкой и подобными невропатическими расстройствами, а также задержкой речевого развития. Возникает на фоне длительных заболеваний, влияющих как на состояние здоровья, так и на когнитивные способности.
  3. Психогенный. Расстройства эмоциональной сферы, отсутствие произвольности поведения, патологии личности. Обусловлено проблемной средой, которая окружает ребёнка на ранних этапах развития, в частности – социальным неблагополучием семьи.
  4. Церебрально-органический. Нарушения интеллекта сочетаются с общей задержкой развития, в том числе органическим инфантилизмом. Вызывается поражением центральной нервной системы при беременности или в родах.

Особенности развития детей с ЗПР проявляются преимущественно в начале школьного обучения. От умственной отсталости дети с задержкой психического развития отличаются возможностью решения задач для своего возраста, умением пользоваться помощью и выполнять другие задания. Однако повышенная утомляемость, быстрое истощение сил в сочетании с недостатком познавательной активности приводит к неуспеваемости в школе. Дошкольное развитие ребёнка с задержкой психического развития характеризуется такими же особенностями.

Принципы обучения детей с ЗПР

Особенности детей с задержкой психического развития определяют необходимость создания специфических условий для их обучения. Это дает ребёнку возможность освоить тот уровень знаний, умений и навыков, который характерен для материала, осваиваемого их сверстниками в обычной школе.

Главным фактором, необходимым для организации учебной деятельности детей с ЗПР, является нормализация учебной деятельности. Устранение импульсивности и неорганизованности позволяет повысить эффективность образовательного процесса, помогает детям научиться планировать собственные действия и привести получаемые знания в систему, которой легко пользоваться в конкретной учебной ситуации.

Читайте далее

LED-лучи в косметологии: что могут и как пользоваться?

LED-терапия — это лечение светом, причём разных цветов. Меняя их в девайсе, можно решить различные проблемы кожи.

Жировые ловушки: самые эффективные способы коррекции проблемных зон на лице и теле

Откуда берутся жировые ловушки и как от них избавиться? Эффективные способы коррекции проблемных зон — в нашей статье.

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 07.03.2016 12:03, обновлено 13.12.2019 11:54
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Развитие речи у детей с ЗПР
В чем проявляются особенности речи детей с задержкой психического развития? Как учить малыша с ЗПР? Читайте в нашей статье о речевых навыках детей с ЗПР.
Лечение ЗПР у детей
Неутешительные статистические цифры свидетельствуют, каждый четвертый российский школьник имеет особенности психического развития.
Психическое развитие детей с ЗПР
Как развивается психика детей с ЗПР? Какие существуют виды задержек? Читайте о развитии детей с ЗПР в нашей статье.