Почему дети не любят уроки математики?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Математика — один из самых сложных и интересных школьных предметов. Но далеко не все дети любят ее. Одним математика дается просто, у других же вызывает целый спектр отрицательных эмоций — от скуки до страха. Школьники не могут полюбить математику по разным причинам — считают себя неспособными, а предмет — слишком сложным. Но, как и в ситуации с освоением других предметов, основная проблема школьной математики — отсутствие интереса и мотивации к обучению. Как можно помочь ребёнку?

Польза математики для развития детей

Польза математики для развития детей

«Математика — гимнастика ума» — утверждают многие педагоги. Умение считать — один из базовых навыков, которым должны владеть дети и взрослые. Без знания основ математики невозможно ни посчитать сдачу в магазине, ни рассчитать семейный бюджет. Она также способствует развитию логического мышления — навыка, который пригодится детям в изучении других наук.

Сравнение с гимнастикой не случайно. Подобно тому, как физические упражнения развивают тело, математика развивает мозг. Хорошее знание математики учит детей мыслить логически и понимать закономерности событий и явлений. Без ее понимания невозможно сделать успешную карьеру в бизнесе, сфере точных наук и программировании.

Математика воспитывает в детях и такие важные качества, как ответственность, точность, аккуратность и целеустремленность. Поэтому регулярные занятия математикой не менее важны, чем физическая активность. Также она помогает и в освоении других дисциплин — не только точных наук, но и творческих. Например, некоторые ученые выявляют прямую связь между математическими способностями и умением играть на музыкальных инструментах. Социология, экономика и лингвистика во многом опираются на математические законы познания реальности.

К сожалению, несмотря на важность математики в жизни, у многих школьников она вызывает страх. Если ребёнок не умеет решать задачи или уравнения, то у него не возникает интереса и к другим точным наукам — физике, химии, геометрии. Самый главный кошмар такого школьника — контрольная по алгебре с неизбежной «тройкой» или даже «двойкой». Для многих это означает ухудшение отношений с родителями и неуверенность в собственных академических способностях.

За что школьники не любят уроки математики?

Причины нелюбви к школьным урокам математики могут быть теми же, что и к другим предметам — отсутствие интереса и мотивации у ребёнка, напряженные отношения с учителем или особенности программы. Например, среди недостатков школьной математики, выделяют особенности ее преподавания в школе с использованием методов, которые не пригодятся в реальной жизни.

По мнению многих выпускников школ, уроки математики имеют следующие особенности, не способствующие росту интереса у учеников:

  • недостаточное повторение пройденного материала. Например, тему процентных вычислений проходят в 6-м классе, затем не возвращаются к ней до момента сдачи ЕГЭ;
  • излишний догматизм вместо практических знаний;
  • не вполне правильную организацию информации в учебниках;
  • избыток элементов высшей математики, которая не пригодится в реальной жизни.

Такой подход к изучению математики в школах приводит к тому, что уроки не дают ученику реальных знаний. В результате, у некоторых школьников получается самостоятельно решать задачи из учебников, а другие вынуждены заниматься с репетитором дополнительно. Впрочем, школьники и их родители могут со временем смириться с отсутствием математических способностей и бросить все силы на освоение гуманитарных дисциплин. И для них «тройка» — не приговор.

Тем не менее, серьезная роль математики в школьной программе является для школьников одним из главных источников стресса. Он имеет и свое название — «математическая тревожность». Под ним понимается иррациональный страх и неприязнь к математике. Пока ребёнок учится в школе, он не в состоянии рационализировать свой страх перед контрольной или необходимостью отвечать у доски. Лишь спустя многие годы после окончания школы, люди анализируют методику преподавания и понимают ее недостатки.

«Математическая тревожность» характеризуется страхом и паникой перед необходимостью отвечать у доски на уроке математики или писать контрольную работу, нежеланием выполнять домашнее задание по математике, неуверенностью в своих силах и нежеланием пробовать альтернативные методы изучения предмета. Общественная установка о тех, кто отлично разбирается в математике, как о самых успешных людях, способствует формированию у школьника комплекса неполноценности.

Могут ли родители помочь ребёнку полюбить математику?

Могут ли родители помочь ребёнку полюбить математику?

Отношение ребёнка к неудовлетворительным результатам изучения математики во многом зависит от того, как реагируют родители. В некоторых семьях от школьника ждут только отличных отметок по всем предметам. Поэтому любая неудача может восприниматься болезненно, вплоть до невроза. Другие могут со временем смириться, потому что и сами не очень любили математику или потому что ребёнок — гуманитарий.

Чтобы младший школьник полюбил математику, необходимо главное — личный родительский пример. Мать или отец, хорошо знающие математику, вполне могут помочь ребёнку не бояться ее и научить решать задачи. Но прежде всего, они должны исключить из жизни установки, формирующие страх и отвращение к учебе в целом, и не упрекать ребёнка, если у него что-то не получается.

Во многих случаях боязнь математики не связана с формулами и числами как таковыми, но с родительским отношением к школьным оценкам ребёнка. Утверждение «троечник может рассчитывать лишь на карьеру дворника» не имеет ничего общего с действительностью и обесценивает ребёнка как личность в глазах семьи. В результате школьник не только не полюбит учебу, но и существенно снизит свою самооценку.

Чтобы помочь ребёнку лучше понять математику, мамам и папам следует и самим заинтересоваться предметом. А вот стремление решать задачи не вместе со школьником, а вместо него — это явная «медвежья услуга». Он научиться справляться самостоятельно, если ему логически объяснят ошибку. Другое нерациональное решение — это сборники готовых ответов, где ученик может списать, но не понять логику задачи.

Лучшие разобраться с математикой помогут и многочисленные видеоролики, и дополнительные занятия. Даже если школа не в состоянии привить ребёнку любовь к этому предмету, вполне возможно, что альтернативные методы обучения сформируют другое отношение к нему.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 08.09.2018 15:30, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,7

Читайте также

Как отметить первый день рождения ребенка?
Где отметить день рождения ребенка? Должен ли праздник быть масштабным? О чем стоит позаботиться заранее?
Почему школьники прогуливают уроки?
Почему дети могут прогуливать школу и как с этим бороться?
Почему так важно для ребенка иметь друзей?
Дружба для ребенка и важна, и нужна. Родители должны помочь ему в общении и объяснить, как себя вести с другими детьми.
Стоит ли ребенку купить аквариум?
Достаточно ли просто купить ребенку аквариум? Нужно ли родителям помогать ухаживать за его обитателями?
Первоклассник. Большой? Нет — маленький ребенок!
Школа – начало взрослой жизни ребенка. Потому родителям стоит избегать ошибок, затрудняющих процесс обучения для вчерашнего малыша.
Детский маникюр: что важно знать родителям?
Качественно выполненный детский маникюр не только подарит ребенку массу положительных эмоций, но и сделает его ногти ухоженными и здоровыми.