Причины дефектов речи у детей и пути решения проблемы

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Заикание детей – не такое уж редкое явление. Наиболее часто оно встречается у малышей в возрастной период с двух до пяти лет. Взрослых это обычно пугает, заставляет тревожиться о будущем ребёнка, переживать – сможет ли тот адаптироваться к окружающей среде, свободно контактировать со сверстниками?

Но избыточное волнение родителей, как правило, не идет на пользу их малышу и еще больше нагнетает ситуацию. В тревожном состоянии они часто совершают серьезные ошибки, которые только усугубляют положение.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Как появляются дефекты разговорной речи

При становлении речи заикание может быть частью естественного процесса, но избыточное навязчивое внимание взрослых к этой проблеме зачастую превращает его в постоянный приобретенный навык и фиксирует дефект на долгие годы.

Семья, прежде чем предпринимать какие-то конкретные шаги по преодолению этой проблемы, должна понимать, в чем ее суть. Только так у взрослых получится не навредить нормальному развитию ребёнка.

При заикании нарушается темпо-ритмическая организация речи. И это может быть вполне естественным процессом на пути формировании определенных речевых навыков в конкретные возрастные периоды детей:

  • при первых попытках говорить предложениями – между 2-3 годами;
  • при подготовке к школе в 6-7 лет;
  • в возрасте полового созревания при гормональной ломке организма.

Проявляется заикание в эти периоды в виде повторов слогов, слов или даже целых фраз. А иногда в виде удлинения некоторых звуков, их пропуска или просто нерешительного запинания при составлении и произнесении фразы.

В большинстве случаев ребёнок справляется с этими проблемами по мере развития речевого аппарата и накопления достаточного словарного запаса. Исследования психологов подтверждают, что после шести лет лишь 20% малышей нуждаются в действенной помощи для преодоления заикания. Остальные благополучно справляются с этим сами.

Почему дети начинают заикаться

Исчерпывающий ответ на этот вопрос психологи не дают. Все дети индивидуальны, и на них могут повлиять самые разные факторы. Обычно причины заикания кроются в целом комплексе различных факторов. Но ученые выделили наиболее распространенные из них.

  • Наследственность. Две трети заикающихся малышей имеют таких же родственников среди близкого окружения. В этом случае может сработать простой эффект подражания, когда ребёнок начинает вольно или невольно копировать кого-то из близких.
  • Последствия ранее перенесенных инфекций.
  • Более медленный процесс развития ребёнка – когда формирование речевого аппарата отстает от физического и психологического роста организма. Иногда дети просто не успевают своевременно овладеть всеми необходимыми навыками.
  • Гиперактивность. Родители часто замечают, что у слишком активного ребёнка мысли опережают слова. Он гиперактивен во всем, в том числе и в составлении речевых конструкций.
  • Стрессы и психологические травмы. Заикание у детей может быть реакцией на утрату ощущения безопасности, нарушение привычного образа жизни из-за какой-то травмирующей ситуации.

Развитие ребёнка может также идти с задержками из-за особенностей работы его центральной нервной системы. Взаимодействие разных зон мозга при этом еще не устоялось, что приводит к отсутствию координации между мышцами, которые принимают участие в воспроизведении звуков, слов и фраз. Часто заиканием сопровождается психологическое давление: например, принудительное формирование правши из природного левши.

Что могут предпринять родители

Что могут предпринять родители

В большинстве случаев заикание – это часть естественного процесса формирования речевого аппарата. Однако это не означает, что родители должны игнорировать эту проблему. Нужно внимательно присматриваться к состоянию ребёнка, особенно если дефект наблюдается в течение длительного времени и плохо поддается исправлению.

Задача взрослых – помочь ребёнку справиться с проблемой и ее возможными негативными последствиями. Медикаментозного лечения в этом случае не существует, в основном используется психологическая коррекция. Если заикание отмечается не в тяжелой форме, то многие методики его исправления будут под силу самим родителям: их можно с успехом применять в условиях семьи и дома.

Первый этап – определить причину проблемы. В зависимости от этого выстраиваются все дальнейшие действия. Возможно, ребёнок испугался хищников в цирке, вступил в конфликт с приятелями, услышал ссору членов семьи и т. д. Если же в жизни ничего опасного не произошло, что могло бы негативно повлиять на развитие ребёнка, то источник проблемы надо искать в его индивидуальных особенностях и переходить к следующему этапу.

В этой ситуации категорически нельзя давить на малыша, требовать от него исключительно правильного и точного произношения всех слов. Пусть он говорит так, как ему удобно: не отбивайте у него желание общаться, а в процессе разговора мягко корректируйте и поправляйте речь.

Не акцентируйте внимание ребёнка на неправильном произношении и затягивании звуков. Возможно, сам он этого даже не ощущает, а ваши замечания пробудят у него комплексы, чем значительно замедлят процедуру избавления от заикания. В итоге может произойти фиксация на неправильной манере произношения слов и звуков, после чего уже точно понадобится помощь профессионалов.

Больше общайтесь с ребёнком. В семье, где круг общения состоит из знакомых и любящих его людей, он чувствует себя более раскрепощенным и способным на любые позитивные изменения.

Как заикание влияет на развитие ребёнка

Как заикание влияет на развитие ребёнка

Если заикание приобретает тяжелые затяжные формы, то дети без помощи профессионалов справиться с ним не смогут. Тревожиться следует в случае, если ребёнок заикается в течение нескольких лет, и при этом он уже преодолел 5-летнюю возрастную планку. В этой ситуации консультации с логопедом и педиатром становятся обязательными.

Есть конкретные признаки, которые должны обеспокоить родителей. Одно из первых – старание малыша избежать разговоров с незнакомыми людьми или публичных выступлений.

Также вы можете заметить, что он вдруг во время разговора повышает тональность своей речи или начинает говорить громче. Как правило, это свидетельствует о напряжении, которое он испытывает, проговаривая отдельные слова или фразы. Более того, ребёнок даже может произвольно заменить какое-то слово в разговоре, опасаясь запнуться на труднопроизносимым для него сочетании звуков.

Такие затруднения обычно заметны визуально: слово, которое вызывает приступ заикания, заставляет ребёнка напрягать лицевые мышцы и совершать определенные мимические движения.

У профессиональных логопедов есть отработанные методики для плавного исправления подобных дефектов.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 16.02.2019 14:56, обновлено 17.04.2020 18:17
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Переучивание левшей: причины и последствия
Почему перестали переучивать левшей? О печальном опыте переучивания рассказывает MedAboutMe.
Как увеличить лексикон ребенка?
Зачем расширять словарный запас ребенка? Существуют ли упражнения для обогащения речи?
Когнитивные навыки и их роль в развитии детей
Хорошо развитые когнитивные навыки дают ребенку надежную основу взросления и успешного обучения в школе.
Как научить детей делиться: практически советы родителям
Дети не рождаются щедрым: они такими становятся при помощи взрослых, которым придется обучить их этому.
Нетрадиционные методы рисования для детей
Как сделать рисование с ребенком увлекательным и развивающим занятием?
Как научить ребенка хорошо читать
Для того чтобы научить своего ребенка быстро читать, полезно выполнять некоторые специальные упражнения.