Психологические основы делового общения — это совокупность правил и секретов, которые помогают найти общий язык и с партнерами, и с подчиненными, и с вышестоящими по статусу людьми. Сюда включаются как вербальные, так и невербальные способы передачи информации. Уделять внимание нужно буквально каждой мелочи: особенностям жестикуляции, мимике, дистанции между вами и собеседником.
Как узнать, есть ли аллергия и на какие аллергены?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергияСамые важные моменты делового общения
- Дистанция. Не подходите к собеседнику ближе чем на полметра, иначе, как утверждает социальная психология, он будет чувствовать себя некомфортно и не сможет сосредоточиться на разговоре.
- Мимика и жесты. Жестикулировать во время разговора нужно обязательно, но обойдитесь без резких и широких движений. Ваша мимика также должна быть спокойной. Помните, что цель невербальной коммуникации — помогать вам, а не отвлекать на себя внимание.
- Речь. Необходимо говорить грамотно и четко в среднем темпе, ведь вам нужно быстро и понятно донести свои мысли до собеседника, завладев его вниманием. Еще одно важное правило — умение слушать. Психологические основы делового общения подразумевают взаимоуважение и нацеленность обоих партнеров на конструктивный диалог.
Значение статуса участников общения
- Вы — руководитель. Несмотря на свое вышестоящее положение, никогда не оскорбляйте подчиненных, не говорите с ними пренебрежительно. Напротив, чаще благодарите их и защищайте. Не обсуждайте с подчиненными свои личные темы и проблемы, ставя их и себя с неловкое положение. Словом, относитесь к подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель.
- Вы — коллега. Не пытайтесь показать своим коллегам, что вы в чем-то лучше их, не говорите с ними надменно. Общайтесь уважительно, как с равными.
- Вы — подчиненный. Не старайтесь во всем угодить начальству, не будьте подхалимом, но и от дерзости и панибратства нужно отказаться. Не бойтесь, когда нужно, высказать свою позицию и умейте промолчать.
Некоторые секреты делового общения
Психологические основы делового общения заключаются главным образом в культуре, уважении и постоянной тренировке своих коммуникативных способностей.
- Проявляйте искренний интерес к собеседнику.
- Улыбайтесь. Это мощное оружие, которое поможет расположить к себе партнера.
- Обращайтесь по имени. Это еще один секрет психологии человека, ведь собеседнику будет приятно, что вы запомнили его имя, а вы получите аванс доверия.
- Говорите комплименты. Здесь нужно знать меру и быть искренним, но удачный и своевременный комплимент еще никому не повредил. Как говорил Зигмунд Фрейд: «Когда меня критикуют, я еще могу себя защитить. Но против похвал я бессилен»
- Будьте на одной стороне. Дайте понять собеседнику, что вы с ним за одно и не собираетесь развязывать войну, даже если в чем-то не согласны.