Психологическое развитие и деятельность ребенка дошкольного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Психологическое развитие и деятельность ребёнка неразрывно связаны, и по тому, как действует ребёнок, можно судить о том, как проходит его развитие. В современной психологии считается, что на протяжении всего дошкольного периода ведущим видом деятельности ребёнка является игра, однако на разных этапах она имеет разные особенности.

Развитие игры в дошкольном возрасте

Психологические развитие ребёнка дошкольного возраста проходит последовательную цепочку этапов. Развитие игровой деятельности также происходит поэтапно, от простых действий с предметами к сложным играм с правилами. Выделяют следующие виды игры в дошкольном возрасте:

  • Ознакомительная.

От 2 месяцев и примерно до полутора лет ребёнок исследует игрушки и другие предметы, выделяя какие-то их свойства и пополняя свой запас знаний об окружающем мире. Любые действия, которые ребёнок выполняет с игрушкой, ценны для него сами по себе, а о результате их он даже не задумывается. Родителям стоит знакомить ребёнка с самыми разными предметами: легкими, тяжелыми, мягкими, твердыми, гладкими, шероховатыми. Чем активнее в этом возрасте задействованы все органы чувств, тем больше информации получает мозг и тем эффективнее он развивается.

  • Отобразительная.

К году большинство детей уже не просто исследуют предмет, а уже находят его специфические свойства и используют их в игре. В этот период роль взрослых состоит в пояснении названий предметов, демонстрации способов действий с ними.

  • Сюжетно-отобразительная.

Примерно в 2 года у ребёнка уже достаточно знаний о предметах и их функциях, поэтому в игру включается имитация использования предмета по назначению. Взять ложку для того, чтобы накормить куклу – наиболее яркий пример сюжетно-отобразительной игры.

  • Образно-ролевая игра.

К трем годам основной формой игры становится игра, в которой ребёнок моделирует ситуации с реальными предметами, используя предметы-заместители. Так, палка, найденная на улице, легко может сыграть роль настоящего рыцарского меча.

  • Сюжетно-ролевая игра.

Формируется у большинства детей после 4 лет и демонстрирует, что образное мышление ребёнка, способность его следовать определенным игровым правилам, позволяет ему совместно с другими детьми моделировать разные социальные ситуации. Игры в дочки-матери, в магазин, в школу, отображение каких-то сказочных сюжетов, –  все это сюжетно-ролевые игры, помогающие ребёнку адаптироваться к социальным взаимоотношениям.

Игра как показатель развития дошкольника

Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста можно определить по тому, к какому из типов относится его ведущая игровая деятельность и соответствует ли она норме для этого возраста. Если вы видите, что ребёнок предпочитает хорошо освоенные игры чему-то новому, это может быть следствием повышенной тревожности ребёнка и его сомнений в собственных возможностях, и в таком случае рекомендуется поработать над самооценкой ребёнка. Однако, причиной этого может являться и недостаточная готовность самого ребёнка к выполнению более сложных действий. Когда у вас возникают подобные сомнения, лучше обратиться к детскому психологу для проведения соответствующих тестов – они проходят в игровой форме и легко помогут определить уровень развития ребёнка.

Дошкольное развитие ребёнка во многом зависит от того, как взаимодействуют с ним взрослые, поэтому помните, что новые впечатления и доступность ответов на вопросы ребёнка влияют на эффективность развития психологических процессов. Не менее важно и положительное отношение к ребёнку и его достижениям, поскольку это влияет на его самооценку, а в дальнейшем и на мотивацию в учебной и иной деятельности.

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 16.03.2016 15:09, обновлено 17.04.2020 19:12
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Вредное и здоровое питание ребенка младшего дошкольного возраста
Здоровье малыша во многом определяют условия его жизни и рацион питания. Поговорим о том, каким должно быть питание от рождения до 3 лет.
Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте
Надо ли использовать игру для развития дошкольника? Статья расскажет вам об этом.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Как развивается память у детей дошкольного возраста? Что нужно учесть в процессе обучения малыша? Читайте о детской памяти в нашей статье.
Развитие рисования у детей дошкольного возраста
Как научить рисовать детей дошкольного возраста? Как рисование влияет на общее развитие ребенка? Читайте о пользе изобразительного искусства в нашей статье.
Развитие общения детей дошкольного возраста
Какие этапы проходит малыш в возрасте от года до семи лет? Что важно знать о каждом из них?
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Как помочь ребенку научиться говорить? Какие особенности развития речи существуют на разных этапах жизни малыша?