Развитие ребенка: особенности психики

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста охватывает период от 3-х до 6-7-ми лет, и соответственно делится на несколько этапов:

  • Младший дошкольный — от 3-х до 4-х лет.
  • Средний дошкольный — от 4-х до 5-ти лет.
  • Старший дошкольный — от 5-ти до 7-ми лет.

Отличительной особенностью психического развития ребёнка является момент игры, которая сопровождает все этапы его развития. Игра помогает развиться коллективистским задаткам и гуманному отношению к окружающим, отвлечься от происходящего и построить свой собственный мир. Постепенно от простейших игр с повторением монотонных действий, дети переходят к конструированию и обучающим занятиям. Общение со взрослыми тоже начинает носить познавательный характер, а ребёнок невольно начинает требовать отношения к себе как к равному.

Не менее важны взаимоотношения детей между собой. На разных возрастных этапах они носят разный характер. Для самых младших дошкольников характерен момент подражания, повторения действий вслед за взрослыми. С 3-х лет с помощью подражания усваиваются те или иные нормы поведения, начинаются первые игры с предметами. Часто они носят уже характер совместных действий.

У дошкольников среднего возраста немалое значение начинают играть сложившиеся в детском коллективе отношения. Именно по ним можно судить о степени коммуникабельности или наоборот замкнутости ребёнка. Развитие детей дошкольного возраста отмечено неустойчивостью психики, и часто их реакция на окружающих абсолютно непредсказуема. Воспитательный момент может оказать здесь неоценимую роль и вовремя скорректировать поведение ребёнка, не дав нанести травму его психике. 

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает согласовывать и чередовать свои действия с партнером, он уже может контролировать действия других, исправлять свои и чужие ошибки. Возрастает не только активность действий ребёнка, становится шире набор элементов его труда и деятельности по образу взрослых. Одновременно ребёнок осваивает различные умения и навыки, которые позволяют ему самоутвердиться в коллективе. В итоге в дошкольном возрасте можно достичь такого уровня психического развития ребёнка, при котором помимо всех познавательных процессов будут задействованы речевые, сенсорные, двигательные процессы и ряд интеллектуальных навыков. 

Сенсорное развитие ребёнка

Развитие ребёнка, основанное на ощущениях представляет собой ни что иное как совершенствование наглядных представлений. За счет снижения порога чувствительности у ребёнка обостряется зрение, различение цветовой гаммы и высоты звуков, форм и веса предметов. Обследуя объекты, дети уже способны различить их характерные свойства. К сенсорным функциям подключается наглядно-образное мышление, которое потом перейдет в схематическое и логическое. Умение сопереживать героям сказок постепенно сменяется собственными видами творчества — лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Т.е. постепенно ребёнок от представлений переходит к практике. Развитие детей дошкольного возраста вступает в новую фазу -- наступает момент оценки своих деяний, а значит момент нравственного воспитания. Ребёнку просто необходимо одобрение его поступков и поведения, похвала действий творческого характера. Развитие ребёнка все больше обуславливается воздействием внешних факторов и непосредственным личностным взаимодействием с ними.  

Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

По мнению психологов к 7-ми годам развитие речи у детей становится необходимым средством мышления и общения. Увеличивается словарный запас, ребёнок начинает правильно слышать и говорить. Он старается творчески развивать родной язык, к тому же развитие речи у детей начинает носить осознанный характер и активно включается в познавательный процесс. Рассказывая об увлекательных событиях, ребёнок пытается придать своей речи еще и эмоциональную окраску. В итоге в дошкольном возрасте ребёнок усваивает те же формы устной речи, что и взрослые. Задатки его психического развития раскрываются во всей полноте. Общение со сверстниками в этом случае становится более полноценным и способствует грамотному развитию речи у детей, а вместе с ним и развитому процессу мышления.

Память в развитии детей дошкольного возраста

Несмотря на то, что память в жизни человека проходит долгий путь развития, именно в период детства ребёнок с необыкновенной легкостью запоминает самую разнообразную информацию, тем более, если она находит у него эмоциональный отклик. Не последнюю роль играет образный ряд, который помогает запоминать словесный материал. Включение памяти в развитии детей дошкольного возраста в этот период трудно переоценить. Именно память выводит психические функции и восприятие на новый уровень.

С развитием речи у детей возникает термин «понятия». Все чаще ребёнок начинает связывать внешние признаки предметов с их внутренним содержанием, опять же по типу того, которое в них вкладывают взрослые. Дети начинают осознанно контролировать свои действия, несмотря на то, что до этого у них преобладало непроизвольное поведение. Таким образом в развитии ребёнка наступает переход от предметного мышления к образному, логическому.

Роль игры в психическом развитии ребёнка

Роль игры в психическом развитии ребёнка

До 3-х лет ребёнок способен лишь манипулировать предметами. Затем он получает возможность исполнять в игре свою роль. Появляются правила игры, которым надо следовать и собственные желания отходят на второй план. Сюжет — еще одно из обязательных условий игрового процесса. С возрастом игры становятся все более разнообразными и продолжительными. Благодаря своему воображению дети могут настолько увлечься процессом, что теряют счет времени.

Если для возрастной группы детей 3-5 лет свойственно воспроизводить и следовать действиям взрослых, то дети от 5 до 7 лет воспроизводят действия взрослых чисто условно и делают акцент на их взаимоотношениях, что усиливает психологическую сторону детских игр. В этот период развития ребёнка стоит подключить игры, развивающие фантазию и вызывающие определенный психологический настрой. Понятия психологии восприятия и состояний психики здесь соприкасаются самым тесным образом. 

Особенности психического развития детей

Осознавая свои переживания через положительные и отрицательные эмоции, ребёнок, тем самым, развивает самосознание, оценивает свои умения, качества физического и нравственного порядка. Познавательная и креативная деятельность ребёнка оказывается напрямую связана с развитием эмоциональной сферы, а значит и психики.

Игра, речь, мышление и оценка собственных действий непосредственным образом способствуют формированию и развитию произвольных психических процессов. В каком-то роде старший дошкольный возраст можно назвать «переходным», и он способен преподнести родителям ребёнка определенные сюрпризы. Психическое развитие ребёнка перестраивается от непроизвольных реакций и действий ребёнок переходит к осознанным, более мотивированным. Развитие ребёнка и его деятельности вносит свои коррективы в палитру психических состояний, возникает осознание качеств собственной личности, формируется мировоззрение и система моральных оценок. Развитие детей начинает двигаться от восприятия внешних раздражающих факторов к процессу самопознания. Именно в старшем дошкольном возрасте детская психика очень подвижна и родители должны отнестись к этому моменту в развитии ребёнка с особым вниманием и пониманием.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 24.04.2016 12:17, обновлено 13.12.2019 11:59
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Опыт работы врача-психотерапевта с детьми, прошедшими этап сюжетно-ролевой игры развития психики в условиях виртуального пространства (компьютерных игр) / Андреюк В.А. // Практическая медицина 2009 №6(38)

Читайте также

Психическое и физическое развитие ребенка
Как пальчиковая гимнастика и утренняя зарядка связаны с развитием речи?
Психологическое развитие ребенка до 1 года
Понять психологию ребенка до 1 года очень сложно, ведь сам он не может рассказать родителям, чего хочет. Но для этого хватит и здравого смысла.
Психологическое развитие детей
Как психологическое развитие детей влияет на всю жизнь. Какие факторы положительно влияют на психологическое развитие читайте в статье.
Развитие ребенка: психологические проблемы детей до трех лет

К сожалению, не все дети растут «беспроблемными»: одни, например, часто болеют гриппом, другие шалят, заставляя родителей волноваться по разным поводам. Конечно, советовать взрослым не волноваться из-за шалостей ребенка бессмысленно: как за свое чадо не «болеть душой»?

Психическое развитие детей с ЗПР
Как развивается психика детей с ЗПР? Какие существуют виды задержек? Читайте о развитии детей с ЗПР в нашей статье.
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Кризисы 3 и 7 лет – важные вехи в развитии малыша. Какие еще особенности встречаются в этом возрасте?