Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Активность и жизнерадостность ребёнка — это нормальное явление, которое свидетельствует о том, что он здоров и развивается, как положено в его возрасте. Но некоторые дети, по сравнению со своими сверстниками, ведут себя гораздо более активно. Раньше их называли непоседами и егозами, но современная медицина дала четкое научное определение такому поведению — синдром дефицита внимания и гиперактивность (или СДВГ) — и выработала достаточно четкую стратегию лечения этого диагноза и ряд рекомендаций для родителей таких детей.

Симптомы синдрома дефицита внимания у детей

У детей в раннем возрасте достаточно сложно определить СДВГ, поскольку реакции ребёнка на раздражители индивидуальны и воспринимаются взрослыми как особенности характера или упущение в воспитании. Первые признаки гиперактивности, такие как нарушения сна, бурные реакции на резкое освещение и звуки и повышенная двигательная активность, списываются родителями на различные провокационные факторы и обстоятельства или игнорируются вовсе.

Первые подозрения на гиперактивность обычно возникают, когда ребёнок начинает готовиться к школе. Чтобы поставить или уточнить диагноз СДВГ, врачи-специалисты дают рекомендации для родителей, которые заключаются в наблюдении и фиксации следующих особенностей поведения:

  • резкие перепады настроения и неуравновешенное поведение, проявляющееся в неумении справляться с эмоциями, частых истериках по незначительным поводам;
  • заниженная самооценка, чрезмерно критическое отношение к себе и неуверенность в своих силах;
  • неспособность ребёнка сосредотачиваться и концентрировать внимание долгое время на каком-либо одном предмете или действии, при этом выполнение ряда заданий или комплекса упражнений строго по плану вызывает непреодолимые трудности;
  • ярко выраженная речевая активность (болтливость) у детей старшего возраста и нарушение связной речи на фоне острого желания высказаться у детей младшего возраста, обусловленное нехваткой словарного запаса;
  • дети с СДВГ часто конфликтны и агрессивны, отличаются вспыльчивостью, обидчивостью и раздражительностью по пустякам, любят спорить и проявлять эгоизм;
  • мелкая моторика рук слабо развита, поэтому гиперактивному ребёнку обычно трудно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, а также писать каллиграфически.

Специалисты выделяют несколько самых распространенных причин появления у детей гиперактивности:

  • неправильный и нездоровый образ жизни матери до беременности, трудная беременность или сложные роды;
  • генетическая наследственность;
  • напряженная атмосфера в семье, конфликтная обстановка вокруг ребёнка, стрессы.

Рекомендации для родителей детей с СДВГ

Рекомендации для родителей детей с СДВГ

Воспитывать детей, которым поставлен диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность, непросто. Более того, каждый ребёнок сам страдает от того, что ему сложно выстраивать отношения с окружающими людьми. Поэтому родители должны очень чутко относиться к такому ребёнку, выработав тактику взаимодействия с ним и стратегию реагирования на симптомы гиперактивности.

Чтобы помочь ребёнку справиться со своим состоянием и откорректировать его поведение, специалисты обычно дают ряд таких практических рекомендаций для родителей:

  • учитывая нервозность и повышенную возбудимость ребёнка, задача родителей — обеспечить дома спокойную атмосферу без конфликтов, ругани и криков и организовать ему собственный «угол», где ребёнок мог бы побыть с собой наедине без внешних раздражителей;
  • режим дня, удобный распорядок дел также очень помогают организовать жизнь ребёнка и избавляют его от стрессов, связанных с неожиданностями и непредвиденными обстоятельствами;
  • при гиперактивности часто нарушены причинно-следственные связи, поэтому ругать ребёнка нет смысла — он просто не понимает, за что его наказывают. Поэтому психологи настаивают на выполнении такой рекомендации для родителей — практическое внедрение активной системы поощрений за хорошее поведение;
  • если ребёнок посещает дошкольное учреждение или школу, следует поставить в известность воспитателя или учителя о его особенностях и попросить педагога быть внимательным к его поведению и потребностям. Опытный педагог в силу многолетней практики обычно умеет находить подход к таким детям. Таким образом, взрослые могут объединить усилия, чтобы помочь ребёнку справиться со своим состоянием;
  • выплеснуть эмоции и удовлетворить потребность в движении многим детям помогает интенсивная физическая активность, поэтому родителям следует записать ребёнка в спортивную секцию. Спортивное направление нужно выбрать такое, в котором при выполнении комплекса упражнений ребёнок будет вынужден тратить максимум энергии.

Комплекс упражнений для детей с гиперактивностью

Комплекс упражнений для детей с гиперактивностью

Кроме вышеописанных общих практических советов по организации быта, основам взаимодействия взрослых и нюансам процесса воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, специалисты также рекомендуют родителям использовать специальные методики для нормализации состояния ребёнка.

В комплекс упражнений для детей с СДВГ в возрасте до 9 лет по методике Шульца входят тренировочные элементы, которые ребёнок должен повторять за взрослым:

  • Вытянуть руку перед собой и представить, что в ладони зажат лимон. Сжать ладонь с вымышленным лимоном настолько сильно, чтобы выдавить из него весь сок, а потом расслабить руку.
  • Поднять руки сначала перед грудью, затем над головой и медленно отвести их назад за голову, потянувшись всем телом, а затем резко опустить руки, почувствовав расслабление в верхних конечностях и плечах.
  • Втянуть шею и голову в плечи на полминуты, а по истечении этого времени расслабиться.
  • На несколько секунд максимально сжать челюсти так, чтобы напряглась шея, а затем расслабиться.
  • Напрячь мышцы лица, представив, что на него села муха, которую нужно отогнать усилием мимики.
  • Напрячь мышцы пресса на максимально возможный период времени, а затем расслабить их.
  • Представить, что ноги стоят в грязи, и напрячь стопы так, будто они быстро в нее погружаются. Через несколько секунд выйти из «грязи» и отряхнуть ноги.

Если ребёнок старше 9 лет, то вышеописанный комплекс упражнений следует разнообразить. С этой целью целесообразно применять эффективную технику Алексеева с целью обучения ребёнка качественно расслаблять тело и снимать психологическое напряжение. Согласно этой технике ребёнок должен представить свое тело в виде набора ламп, а сознание — в образе ночника. Для того чтобы расслабиться перед сном, ребёнку нужно представить, что каждая лампочка, символизирующая какую-либо часть тела, выключается, и в результате остается гореть один ночник.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 20.10.2017 13:51, обновлено 17.04.2020 18:43
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Читайте также

Лечение гиперактивности у детей
Гиперактивность мешает ребенку адаптироваться в социуме. Лечение состоит из ряда мероприятий и правил, соблюдение которых дает устойчивый эффект.
Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, лечение
Проблемы СДВГ: возраст первых признаков, особенности проявления, лечение гиперактивности.
Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?
Дети слишком активны и их сложно уговорить посидеть спокойно? Возможно, это гиперактивность. Что делать в этой ситуации?
Телесноориентированные упражнения для детей с гиперактивностью
Гиперактивные дети – активные, подвижные, неусидчивые. Существуют упражнения, которые через физическое расслабление помогают детям снизить психическое напряжение и расслабиться.
Гиперактивные дети: проблемы родителей или врачей?
Последние годы ознаменовались возникновением у детей проблем с вниманием и гиперактивностью, мешающей обучению в школе.
Гиперактивный мочевой пузырь: что можно сделать без таблеток?
Комплексное лечение гиперактивности мочевого пузыря помогает усилить эффект назначенной медикаментозной терапии.