Совместимы ли здоровье и работа в офисе?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

28 апреля — Всемирный день охраны труда, День безопасности и здоровья на рабочем месте. MedAboutMe исследует проблемы организации офисного пространства.

От стресса и депрессии к болезням

От стресса и депрессии к болезням

Работа — значительная и важная часть нашей жизни. Она дает нам не только доход и средства к существованию, но и возможность творческой самореализации, стимул к развитию и личностному росту. Очень хочется идти на работу с удовольствием. Но организация рабочего пространства нередко лишает радости даже самых рьяных энтузиастов и трудоголиков.

Справедливости ради стоит сказать, что даже устроенный по всем правилам офис может оказаться для некоторых людей некомфортным, служить источником постоянного стресса. Многое зависит не от руководства, а от особенностей личности работника, его привычек и характера.

Кто-то отлично чувствует себя в офисе open-spaсe, в окружении десятков коллег, а другие скорее согласятся работать в подвальном помещении без окна, но в отдельном или малонаселенном кабинете. Поэтому, устраиваясь на новое место работы, постарайтесь больше узнать о том, в каких условиях предстоит трудиться.

Дискомфорт на рабочем месте приводит не только к снижению производительности труда. Это постоянный стресс, который рано или поздно негативно отражается на состоянии здоровья. Результатом может стать снижение иммунитета, развитие профессиональных или общих заболеваний, депрессия или невроз.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Факторы производственной гигиены

Освещение

Освещение

Это один из важнейших параметров, влияющих на производительность труда и здоровье персонала. Свет должен быть в меру ярким, не давать резких теней и бликов, максимально приближенным к естественному освещению. Или естественным, если это возможно.

Руководство обязано следить за тем, чтобы лампы не мигали, создавая стробоскопический эффект, от которого головная боль может появиться даже у несгораемого шкафа. Необходимо также своевременно заменять перегоревшие источники света и следить за тем, чтобы на них не скапливалась пыль, которая может снижать уровень освещенности более чем наполовину.

Уровень шума

Это одна из наибольших проблем офисов open-space. По проведенным опросам, более 35% работников больше всего раздражает именно шум в помещении. Это и звуки, издаваемые офисной техникой, и переговоры коллег, и телефонные звонки, и музыка. Чем старше сотрудники, тем более критично они относятся к шумовым раздражителям.

В правильно организованных офисных пространствах проблема шума решается грамотным зонированием. Принтеры и другая оргтехника располагаются в максимально удаленном углу помещения, для работы, требующей уединения и концентрации, создают изолированные кабины или пространства, в которых запрещено разговаривать, пользоваться телефонами или производить любой другой шум.

Важной составляющей снижения уровня шума является культура делового общения. Если каждый из сотрудников будет уважительно относиться к коллегам и стараться свести производимый им шум к минимуму, обстановка в офисе будет значительно приятнее.

Антон, ведущий гейм-дизайнер, Москва.

Мне нравится работать в большом офисе. Это помогает создать командный дух, ощущение общей согласованной работы над одним делом. Я вижу, как идет работа, могу вовремя вмешаться, если где-то возникла проблема или ребята начали двигаться не в том направлении. Максимально упрощены все коммуникации, не нужно ходить по кабинетам, чтобы решить насущные вопросы.

Да, есть свои нюансы, конечно. У нас, например, нет двери в кухню, и если кто-то разогревает что-то пахучее, то это вызывает раздражение. Те, кто сидят у прохода, иногда жалуются на сквозняки. Мешает и шум, но от него спасают наушники. Полагаю, что для нашей сферы деятельности хорошо оборудованный опен-спейс — лучший вариант.

Температура и влажность воздуха

Температура и влажность воздуха

В современных офисах, как правило, действуют централизованные климатические системы. Но это не устраняет проблем, так как всегда находятся сторонники закрытых окон и любители сквозняков. Партия «Жарко и душно» сражается с партией «Холодно и дует» не на жизнь, а насмерть. Пульт управления кондиционером становится яблоком раздора.

Нормой считается легкое движение воздуха при температуре 22-23°С и влажности 40-50%.

Екатерина, муниципальный служащий, Израиль

У нашего отдела небольшой по современным меркам офис: 10 человек работают в помещении площадью около 35 м². Офис условно разделен на отсеки невысокими перегородками, которые фактически ни на что не влияют. Вечно идет война за кондиционер: половине коллег всегда жарко, остальные мерзнут, потому что именно над ними расположены кондиционеры.

Восток — дело не только тонкое, но и очень шумное. Принято говорить громко, по работе или по личным делам — все равно на весь офис. Все в курсе всего: кто поссорился с мужем, у кого как дети учатся, у кого теща болеет, кто сколько заплатил автомеханику.

В дни приема посетителей вообще катастрофа: шумно так, что собственных мыслей не слышно. Наверное, я морально устарела, но мне бы лучше работать в маленькой каморке без окон, чем в общем офисе. Даже таком небольшом, как наш отдел. Не представляю себе, как можно работать в одном помещении с несколькими десятками или, того хуже, сотней людей.

Место для отдыха и питания

Работа идет продуктивнее, если у персонала есть возможность и право сделать перерыв, передохнуть и перекусить.

Кухня и комната отдыха в идеале должны быть отделены от офисного пространства, чтобы не отвлекать работающих посторонними звуками, разговорами и, что очень важно — запахами. Раздражающий запах разогреваемой пищи выводит из себя около 30% служащих, принимавших участие в опросах. Наиболее нежелательными называют запахи рыбы, овощей, чеснока и лука.

Чистота

Чистота

Этот критерий зависит как от качества и частоты уборки, так и от поведения персонала. Пренебрежение чистотой может создавать большие проблемы и вызывать массу конфликтных ситуаций. Большинство людей воспринимает проявление неряшливости и нечистоплотности в местах общего пользования как неуважение к окружающим.

В этой части от руководства зависит многое. Обеспечение качественного клининга должно быть подкреплено строгими правилами по соблюдению чистоты для персонала.

Правильная мебель

Работа офисных служащих — не самая полезная для здоровья. Правильный выбор мебели не только поднимает производительность труда, но и снижает риск развития профессиональных заболеваний у персонала. Стулья должны быть удобными, соответствующими по высоте столам, с возможностью регулирования по росту и в соответствии с привычками. У тех, кто работает за компьютером, производительность труда можно увеличить на 25-40%, подобрав оптимальный стул, стол, монитор и клавиатуру с мышью.

Что делать, чтобы сохранить здоровье в современном офисе?

Что делать, чтобы сохранить здоровье в современном офисе?

При устройстве на работу оценивайте не только предлагаемую зарплату и график, но и рабочее место. Интроверту придется нелегко в офисе open-space, а именно так сейчас работает большинство офисных служащих. Кстати, близкое соседство с одним или двумя неприятными коллегами в маленьком кабинете может оказаться еще проблематичнее.

Даже на обширной территории можно создать для себя относительно комфортное личное пространство. От шума спасут наушники с музыкой, звуками природы или просто с тишиной. Живое растение на столе создаст уют, которого не хватает многим офисным помещениям. Аутотренинг поможет не обращать внимание на раздражители и концентрироваться на задаче.

Чтобы снять неизбежно накапливающееся напряжение, выполняйте время от времени комплекс несложных упражнений, разработанных для офисных работников. Вставайте, чтобы пройтись и размяться. Дыхательная гимнастика тоже очень важна.

По статистике, люди в больших офисах чаще болеют: один чихающий носитель ОРВИ за день поделится своей инфекцией со всем офисом. Не пренебрегайте медицинской маской в период эпидемий. Можно обратиться к руководству с предложением обеспечивать масками весь персонал. Это выгоднее для компании, чем оплачивать больничные половине работников.

Помните о том, что хороший пример так же «заразен», как и плохой. Начните с себя:

  • не разговаривайте громко в офисе;
  • поставьте телефон на виброзвонок;
  • не заглядывайте коллегам через плечо в монитор;
  • убирайте за собой в комнате приема пищи и отдыха;
  • не используйте термоядерный парфюм.

Что поделать, время отдельных кабинетов заканчивается. Приходится либо перестраиваться и приспосабливаться, либо уходить в свободное плавание, открывать собственный офис и обустраивать его по собственному вкусу.

Комментарий эксперта
Иван Дмитрижевич, маркетинг-менеджер, Сербия

Работа в офисе несет в себе как позитивные, так и негативные моменты. С одной стороны, вместе с большой командой единомышленников лучше решать масштабные задачи, в том числе и творческие. Есть возможность развить свои социальные и коммуникационные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

С другой стороны — офисная работа может повредить здоровью. Не знаю, замечали ли вы, но большинство офисных работников носит очки или контактные линзы. Многие страдают от лишнего веса, гиподинамии, болезней сосудов и позвоночника. Дело даже не в плохом оборудовании офисного пространства, а в собственном небрежном отношении к своему здоровью.

Руководство может поставить для персонала самые дорогие эргономичные столы и кресла, дать каждому по новенькому макбуку, но это не спасет ни от ожирения, ни от близорукости, ни от привычки к сидячему образу жизни и лени.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 27.04.2017 17:19, обновлено 17.04.2020 17:22
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Офис и ваше здоровье: 5 неожиданных опасностей
Узнайте, что можно сделать для оздоровления рабочего пространства.
Как офис разрушает здоровье?
Офисная техника опасна для здоровья. Тонер, токсичные пластиковые корпуса, озон в воздухе – как влияют на организм привычные офисные агрегаты?
7 плохих привычек офисных сотрудников
Здоровые сотрудники – залог продуктивной и качественной работы компании. В последнее время значительно вырос процент различных заболеваний среди «офисного планктона». Почему?