Сибирская язва (Bacillus anthracis) знакома многим регионам планеты, и чаще всего она встречается в странах, где развито животноводство. Это острая инфекционная болезнь, которой подвержены животные и люди, и ее проявления всегда ярко выражены: сильная интоксикация, лихорадка, для кожной формы заболевания характерны образования карбункулов, а для легочной и кишечной — сепсис.
Сибирская язва: история открытия
О сибирской язве человечеству стало известно много столетий назад, о ней писали еще ученые мужи и врачеватели древности. В их трудах заболевание обретало множество названий: углевиком (anthrax) ее называл Гиппократ, «священным огнем» — Геродот, «персидским огнем» — лекари персидских стран. В более поздние эпохи сибирская язва именовалась сибиркой, злокачественным или сибиреязвенным карбункулом.
В 1766 г. французский врач С.Ф. Моран представил научному сообществу доклад, посвященный сибирской язве, и это был первый исследовательский труд с наиболее полным описанием инфекции.
Под современным названием инфекция стала известна в 1788 г., когда в Сибири разразилась крупная эпидемия, и русским врачом С. Андреевским в сочинении «О сибирской язве» представлено детальное изображение болезни. Кроме того, в рамках экспериментального подхода Андреевский провел опыт самозаражения, дабы доказать, что инфекция может передаваться от животных человеку. Именно после Андреевского болезнь стала именоваться сибирской язвой.
О кожной форме болезни упоминал еще в 1762 г. отечественный ученый Н. Кожевников. О кишечной форме впервые написал русский исследователь Р.С. Чатыркин, отметивший взаимосвязь заболевания с употреблением мяса зараженного животного.
В 1849 году ученый F.Pollender, исследуя мазки крови мертвых животных, которых погубила сибиреязвенная болезнь, разглядел в них возбудителя инфекции. Но только в 1863 г. французский биолог K.Davaine доказал, что присутствующие в крови крупные палочки с обрубленными концами и есть чужеродный агент смертоносного действия.
В 1863 г. немецкий ученый Роберт Кох делает открытие — путем экспериментов ему удалось выделить чистую культуру возбудителя и отследить процесс образования споров, которые могут длительное время бытовать во внешней среде.
Вакцинопрофилактика сибирской язвы берет свое начало с 1861 г., когда французский микробиолог Луи Пастер разработал прививку от этой инфекции для животных. Созданное им лекарство легло в основу снижения заболеваемости сибирской язвой не только среди животных, но также среди людей.
Инфекция сибирской язвы: этиология
Сибирская язва — зоонозная инфекция, резервуаром которой выступают животные (овцы, верблюды и крупный рогатый скот). В основном она протекает в кожной форме, тогда как другие две — кишечная и легочная — встречаются реже. Бацилла Bacillus anthracis способна к спорообразованиям, которые хорошо приспосабливаются во внешней среде, в частности — активно произрастают в почве, где живут более десяти лет.
Инфицирование людей происходит на основе контактирования не только непосредственно с заболевшими животными, но также и при соприкосновении со шкурой, мясом и кровью инфицированного животного. Кроме того, и почва, где находятся споры возбудителя сибирской язвы, является заразной.
- Вратами инфекции при кожной форме становятся различные микротравмы кожного покрова. После того, как возбудитель сибиреязвенной болезни внедрится в кожу, следует его активное размножение, в ходе которого выделяется экзотоксин, из-за чего наступает некроз тканей и отек.
- Кишечная форма болезни возникает после поедания зараженной пищи (алиментарное инфицирование), в связи с чем споры сибирской язвы оказываются в подслизистой оболочке, а также регионарных лимфоузлах.
- Легочная форма вызывается аэрогенным способом попадания зараженных частичек воздуха в легкие, отчего начинается сибиреязвенная пневмония вторичного геморрагического типа.
Поскольку возбудители инфекции по лимфатическим сосудам проникают в кровь и тем самым поражают органы и системы организма, то, помимо очаговой, возможна генерализованная форма болезни.
В тропических странах инфицирование случается и от укуса кровососущих насекомых.
Симптомы язвы у человека
Симптомы язвы дифференцируются в зависимости от формы заболевания, которое развивается после инкубационного период длительностью не более восьми дней.
- Кожная форма выражена разновидностями: эризипелоидная, эдематозная, буллезная и карбункулезная.
Более всего имеет место быть последняя клиническая разновидность кожного проявления сибиреязвенной инфекции — карбункулезная. Сначала появляется красное пятно с небольшим возвышением над уровнем кожи, затем в схематичной последовательности на этом же месте образуются папула, везикула, пустула и, наконец, формируется язва. Весь процесс преобразования пятна в язву занимает несколько часов. Больные чувствуют в месте инфекционного очага жжение и зуд, что провоцирует расчесывание сыпи и образование язвы с коркой в районе поврежденных пустул. Центральный струп язвы окружен мелкой сыпью (вторичные пустулы), кроме того, в области язвы кожа гиперемирована, имеет отечный вид и практически полностью утрачивает чувствительность. Локализация язвенных проявлений чаще всего отмечается на верхних конечностях, затем на лице, груди, спине, и в редких случаях на нижних конечностях.
Температура тела в первые сутки болезни достигает 40°C, больные чувствуют сильную слабость, головную боль, тахикардию вкупе с резким упадком сил. Такое состояние длится в течение недели, затем температура резко падает, а струп язвы на второй или третьей недели отторгается при заметном заживлении карбункула.
При эдематозной разновидности появляется отек без карбункула, который сменяется некрозом тканей со струпом. Буллезный вариант кожной формы имеет вид больших пузырей на воспаленном участке кожи, наполненных геморрагической жидкостью. Эризипелоидная разновидность характеризуется образованием белесых пузырьков с прозрачной жидкостью. Кожа также красная и припухшая.
Для всех трех форм симптомы язвы имеют схожую основу — всегда наблюдается лихорадка с высокой температурой.
- Легочная форма заболевания имеет все условия для неблагоприятного прогноза. Начало всегда проявляется остро: сильнейший озноб и температура выше 40°C сопровождаются конъюнктивитом, кашлем, одышкой, насморком, колющими болями в груди, цианозом и тахикардией. Смерть может наступить на второй-третий день.
- Инфекционно-токсический шок может стать причиной смерти при кишечной форме заболевания. Симптомы язвы в этом случае: вздутый болезненный живот, высокая температура, понос, дискомфорт в эпигастральной области, рвота с примесью крови.