Что должен знать каждый пятилетний ребенок?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Что должен знать ребёнок к пяти годам? Стихи Барто, как лает собачка и как искать мультики с помощью «окей, гугл»? Список у всех родителей свой, а порой и внутри семьи бабушки могут настаивать на обязательном освоении детьми всего алфавита, а папа — на умении кататься на велосипеде. Однако есть пять основных блоков информации, которыми должен овладеть каждый малыш. Чем раньше — тем лучше, но уж к пяти годам — обязательно!

Кто твои родители?

Кто твои родители?

Как правило, свои-то имя и фамилию ребёнок к пятилетнему возрасту запоминает твердо, особенно, если он уже посещает детский сад (и в группе он не один, к примеру, Дима). Но вот родители — они кто?

Если детей такому явному знанию не учат, то можно столкнуться с тем, что в семье есть только мама и папа, порой с «домашними прозвищами». Как максимум — с полным именем и с общей фамилией. А стоит знать хотя бы имя и фамилию каждого родителя, особенно, если в семье фамилии разные. К пятилетнему возрасту детям не составит сложности выучить имя и отчество нескольких человек, но этому надо учить. Неплохо выучить и официальные имена тех близких родственников, кто активно участвует в жизни ребёнка и, к примеру, ходит забирать его из детского сада.

Домашний адрес — еще один важный базовый аспект. «Мальчик, ты чей? А где ты живешь?» Пусть это знание никогда не пригодится в экстремальной ситуации, но учить данные надо. Родители порой не задумываются о такой информации: дети всегда рядом, дорогу от площадки, магазина и сада до дома выучили, вот кнопочка нашего этажа в лифте… А адрес? При этом на собеседовании в школу домашний адрес — очень распространенный вопрос, и незнание ответа скорее скажет о том, сколько родители уделяли внимания ребёнку, чем о его развитии.

Номер домашнего или мобильного телефона — тоже очень полезное знание. Запомнить ряд цифр и взрослому-то непросто, а детям без базовых навыков запоминания и отсутствия чувства числовых последовательностей и того сложнее. Что делать? Оптимальные методы основаны на поиске облегченных путей: возможно, удастся сложить из номера считалочку, а если нет — поискать мелодию, в которую можно «уложить» цифры, и пропевать ее с ребёнком время от времени. И, конечно, играть в мишек и кукол, которые звонят друг другу, и предлагать самостоятельно позвонить домой и предупредить папу о скором возвращении.

01, 02, 03

Сколько старых советских стихов посвящено пожарным, милиции и скорой помощи? И везде в иллюстрациях, а порой и в тексте были номера телефонов экстренных служб. Дети запоминали, куда в каких случаях надо звонить, и это правильно.

Сегодня для всех служб есть один номер — 112. Его и стоит выучить с ребёнком, а также разместить «напоминалочку» в доступном месте, например, на холодильнике. Однако останавливаться на заучивании номера нельзя: даже взрослые без опыта, звоня в такие службы, порой теряются в сложных ситуациях. И для малыша этот навык не должен оказаться тем, что придется осваивать в экстренном порядке. Поэтому с детьми стоит проиграть, как мишка увидел пожар, позвонил спасателям и сказал… Что сказал? Где пожар? А ему, конечно, ответили и сразу помогли (хэппи-энд очень важен как для понимания смысла звонка, так и для снижения вероятной тревоги у ребёнка).

Такое знание важно не только в ситуациях пожара или иных катастроф, но и если ребёнок остается один дома со старшими родственниками. Вовремя позвонить хоть кому-то — важное умение, и начинать создавать этот навык надо уже сегодня.

Ребёнок на дороге

Начинать обучать правилам перехода дорог можно, как только ребёнок перемещается в сидячую коляску и перестает спать на прогулках. Как правило, уже к полуторагодовалому возрасту дети начинают улавливать связь между зеленым светом и переходом, особенно, если ее подчеркивать. Ну а развивать умение правильно пользоваться наземными пешеходными переходами и светофорами надо, задавая наводящие вопросы: какого цвета мы ждем? Где наш светофор?

Запугивать и нагнетать обстановку страшными историями про мячик, который «лопнул, хлопнул, вот и все» или, тем более, про травмы и аварии, не стоит. А вот давать больше информации и пищи для размышления с возрастом надо. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть вопросы: почему надо переходить по «зебре», смотреть сначала налево, потом направо, наблюдать, как другие люди переходят дорогу. И, конечно, соблюдать все правила самим.

Дети и незнакомцы

Дети и незнакомцы

Нет, речь не о том, что с незнакомыми нельзя никуда ходить, брать конфетки и вести беседы. Ровно наоборот: ребёнок должен знать, к кому из незнакомых людей он может обратиться в случае необходимости. Любой самостоятельно ходящий ребёнок может отстать, заглядевшись на голубей или забежав на секундочку на площадку, потеряться в торговом центре, оказаться за спинами взрослых в транспорте. И вот тут надо знать, кому можно доверять, если рядом нет родителей.

Дети должны знать, как выглядят полицейские (и что они не забирают непослушных малышей, а помогают людям), как отличить сотрудников магазина, и что тетя с ребёнком — тоже хороший вариант попросить о помощи и позвонить маме (по номеру телефона, который уже выучили или который на всякий случай лежит в кармане/рюкзачке/написан на браслете у малыша).

Личные границы

Ребёнок — владелец своего тела. Родители, как и другие родные и близкие друзья, могут гладить, обнимать и целовать, сами и в ответ на детскую инициативу, и это правильно. Однако каждый, большой и маленький человек, должен знать, что терпеть объятия и прикосновения даже любимой бабушки он не обязан. Это его право.

Детям надо объяснять, что прикасаться с медицинской или бытовой целью к нему могут только те люди, которым родители это разрешили: воспитатели при помощи в одевании, медсестра в детском саду, врач в поликлинике. Все остальные должны спросить разрешения и у родителей, и у самого ребёнка. Так начинается понимание собственных границ безопасности, которые в случае опасности помогут детям осознать, что кто-то пытается им навредить, и без опаски рассказать родителям о странном взрослом, поступающим не так, как учили мама с папой.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 15.04.2018 13:01, обновлено 17.04.2020 18:33
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Развитие речи у детей: «бабушкины» советы
Развитие речи у детей: как стимулировать и какими средствами лучше не пользоваться.
Как оставить ребенка дома одного в первый раз
Перед тем, как оставить ребенка первый раз одного дома, родители должны его к этому правильно подготовить.
Когда детям стыдно за родителей
Могут ли дети принять мам и пап со всеми их слабостями? Возможно ли избавиться от стыда за поведение родителей?
Эмоциональный «магнит» для успешной учебы
Как практически применить эмоциональный интеллект для успешной учебы и социализации ребенка в обществе.
К школе готов?
Какими навыками и умениями должен обладать ребенок, хорошо подготовленный к школе?
Как научить ребенка одеваться самому?
Рассказываем, как правильно учить детей надевать брюки, кофты, ботинки и другие сложные для малыша вещи без длительных тренировок.