Эмоции: как научиться не обижаться на оскорбления

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Общаясь, мы стремимся получать от этого положительные эмоции. К сожалению, так бывает не всегда. Есть люди с агрессивным стилем поведения, которые не умеют общаться доброжелательно. Они позволяют себе обижать или даже оскорблять окружающих, тем самым, создают негативную атмосферу.

Общение: психология агрессивности

Мы постоянно вступаем в отношения с людьми, пусть даже кратковременные, например, покупая билет в транспорте, приобретая что-то в ларьке и пр. Это общение не всегда бывает приятным.

Бывает, что кто-то бросает в ваш адрес неприятное или даже оскорбительное замечание. Вы возмущаетесь, вступаете в перепалку, отвечаете тем же. Но даже если вы промолчали и не ответили обидчику, вы переживаете негативные эмоции и не можете понять: почему человек оскорбил вас, за что он вас обидел?

Начнем с того, что чувство, которое вы испытываете, находится внутри вас. Слова обидчика задели нечто в вашей душе, что отозвалось на его слова.

На самом деле человека невозможно обидеть. Никто не сможет этого сделать до тех пор, пока он не примет слова обидчика на себя, не сочтет их правдой. Да-да, не удивляйтесь: мы обижаемся только на те слова, которые глубоко в душе считаем правдивыми.

Допустим, какой-то незнакомец обозвал вас «глупой теткой». Но если вы на самом деле являетесь умной, уверенной в себе женщиной, разве вы обидитесь на эти слова? Конечно, нет. Вы просто улыбнетесь, воспримете этого человека, как чудака, и пойдете дальше.

А вот если вас это задело и вы обиделись, значит, в душе вы не уверены в себе.

Например, взрослое чадо говорит вам: «Ты плохая мать!». Вы расстроились, вам больно. Потому что любая мать, как бы она ни любила ребёнка и сколько бы внимания и заботы ни отдала ему, в душе считает, что можно было дать больше. То есть, какая-то струнка души отозвалась на обидные слова.

Подробнее мы поговорим об этом ниже. А сейчас задумаемся о другом.

Почему люди оскорбляют других

Если кто-то грубо и пренебрежительно с вами разговаривает, знайте, что дело не в вас, а в нем самом.

Люди негативно относятся к окружающим, когда они недовольны собой. Это аксиома. Доброжелательный, счастливый человек не станет никого оскорблять. Ему хорошо, он радуется жизни — зачем ему кого-то обижать? Ему это и в голову не придет. Он делится с миром своей улыбкой, жизнерадостностью, оптимизмом. Про таких людей говорят: светится.

А если кто-то оскорбляет других, значит, ему плохо (какую бы маску он ни носил). Он испытывает негативные эмоции: он недоволен своей жизнью, отношениями, достижениями и т. д. Или, может быть, он плохо себя чувствует, его что-то мучает.

Выплескивая негатив наружу, он пытается освободиться от отрицательных эмоций или хочет показать свое превосходство, повысить свою значимость. Он получает минутное облегчение.

Возможно, подсознательно он стремится отомстить за унижения и оскорбления, которым подвергся в детстве. Но пусть в психологии таких людей разбираются специалисты. Мы повторим лишь одно: потребность выплескивать негатив идет от негативных эмоций и недовольства собой. Человеку не хватает уважения и любви. А вы тут ни при чем, вы просто попались под руку.

Эмоции: как отстраниться от чужой агрессивности

Эмоции: как отстраниться от чужой агрессивности

Негативные замечания могут встретиться практически везде: на улице, в транспорте, магазинах, учреждениях и т. п. Как научиться на них не реагировать?

Почему вы обижаетесь

Как было сказано выше, это происходит потому, что вы принимаете сказанное на себя. Подсознательно вы считаете, что это правда. Иначе бы вы просто посмеялись, как смеются над чудаком, несущим чушь.

Мы уже говорили, что причина обидчивости таится в скрытых комплексах и невысокой самооценке. Вы чувствуете себя недооцененным, считаете, что заслуживаете в жизни большего. Поэтому вас оскорбляет, что кто-то посмел усомниться в ваших высоких качествах.

Если вы счастливы, уверены в себе, оскорбления к вам не пристают. Они отскакивают от вас, вызывая лишь улыбку. Если у вас все хорошо, если вы спокойны и уверены в себе, то стрелы, выпущенные обидчиком, разобьются о вашу внутреннюю защищенность.

Причина чрезмерной обидчивости, готовность переживать из-за чьих-то слов находится в вас. Разберитесь собой, работайте над повышением самооценки, причем, не внешней, а внутренней (речь не идет о маске самодовольства или превосходства).

Хорошая самооценка — это радость жизни, удовлетворенность тем, что вы имеете, любовь и забота, которые вы получаете и дарите.

Отношения: излучайте доброжелательность

Отношения: излучайте доброжелательность

Есть места, где не рекомендуется противостоять обидчику. Например, это госучреждения, куда вы пришли подать заявление, получить какой-то документ или важную подпись. Там отношения строятся по особой схеме, и ваша негативная реакция на неподобающее поведение чиновника или инспектора может выйти боком. Вам могут не выдать документ или затянуть его получение под любым благовидным предлогом.

Поэтому самое лучшее, что можно сделать в таких заведениях — это вести себя дипломатично, то есть, согласиться с тем, что вы допустили промах (даже если вашей вины в этом нет). Не стоит вступать в негативные отношения, тем более, в конфронтацию, есть способ лучше.

Знаменитый российский психолог и психотерапевт Михаил Литвак открыл способ, который помогает вести себя так, что обидчик сразу теряет желание вас обижать. Причем, этот способ остроумный, парадоксальный и неожиданный. Литвак написал об этом книгу «Психологическое айкидо», которая является бестселлером.

Вот пример из этой книги. Допустим, сотрудница какого-то учреждения говорит вам: «Вы что, не соображаете, что я вам говорю? Тяжелый клиент!». Вы равнодушно соглашаетесь: «Вы абсолютно правы». Обидчица дезориентирована, она не может разобраться в своих эмоциях и не знает, как реагировать, поэтому диалог прекращается.

В книге Михаила Литвака приведено еще много интересных примеров, как надо строить общение с чиновниками, начальниками, коллегами по работе, членами семьи и т. д. Эти приемы достаточно эффективны.

Но есть и другие места, где вы можете легко противостоять попыткам оскорбления, причем, делать это корректно и убедительно. Это частные заведения: магазины, парикмахерские, медицинские центры, спортивно-оздоровительные комплексы и пр.

Обычно в таких местах персонал услужлив и старается угодить клиенту. Но если кто-то из сотрудников попытается сказать вам грубость, спокойно ответьте: «Ваш хозяин в курсе, что таким способом общения вы прогоняете клиентов?». Обычно такое замечание заставляет обидчика замолчать, потому что он понимает, что рискует потерять работу.

И все же, лучший способ защиты от нападок и оскорблений — это позитив, который вы излучаете. Даже если кто-то попытается сказать вам обидные слова, улыбнитесь и пожелайте человеку хорошего дня. Это его обескуражит и чаще всего заставит замолчать. Будьте удовлетворены жизнью и счастливы — это самая лучшая защита!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 15.09.2017 14:42, обновлено 13.12.2019 12:53
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Как контролировать эмоции во время конфликта?
Чрезмерная эмоциональность может привести к конфликту или усугубить его. Подавление чувств вредит человеку. Как выразить эмоции, избегая конфликта?
Обида и негативные эмоции: почему нельзя критиковать мужчин?
Что такое критика – желание сделать человека лучше или удар по самооценке? Как делать замечания мужчинам, чтобы не вызвать негативные эмоции?
Самообман и эмоции: как перестать врать себе?
Самообман – распространенная привычка. Люди лукавят, чтобы скрыть свои истинные эмоции и казаться лучше в собственных глазах. Как перестать врать себе?
Как победить стресс и негативные эмоции?
Стрессоустойчивость – полезное качество в современном мире. Но что делать, если эмоции побеждают разум? Как быстро победить стресс?
Эмоции и общение: почему люди кричат и как с этим бороться?
Почему люди кричат? Как научиться сдерживать свои эмоции? Что делать, если собеседник кричит на вас? Полезные техники сделают общение приятным!
Эмоции и чувства: как научиться ими управлять?
Негативные эмоции отравляют жизнь и разрушают внутреннюю гармонию. Специальные упражнения помогут взять эмоции под контроль.