Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?

Статью проверил доктор медицинских наук
Диденко Владимир Андреевич

Раннее развитие стало модным трендом. Большинство считает так: окружающий наш мир меняется очень быстро, следовательно, надо малышу дать как можно быстрее все знания, чтобы он «шагал в ногу», не отставал от остальных. Чтение и математика с пеленок, «после трех уже поздно» и прочие методики только усиливают ощущение, что мы можем опоздать. А еще дают ложную уверенность: чем раньше родители начнут все развивать, тем меньше границ возможного будет у ребёнка. Где правда, а где мифы и маркетинговые истории, разбираемся на MedAboutMe. Начнем с минусов.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Минусы раннего развития: чем оно вредит

Минусы раннего развития: чем оно вредит

Большинство родителей в первую очередь вспомнят о финансовых затратах: модные «развивалки» недешевы, они требуют денег, времени, сил. Но этот минус не основной: в конце концов, известная семья Никитиных вырабатывала свою методику развития вдали от цивилизации, в деревне, без клубов и курсов. Так что при большом желании все можно организовать более чем бюджетно.

  • Первый и самый основной минус: все становится измеримо. Цель – достижение результата, и становится непросто сравнивать своего малыша и других. Если у соседей кроха в полтора года рассуждает о видах доисторических животных, а к трем сам читает детскую энциклопедию, сложно устоять перед попытками найти такой же (или еще более интересный) талант в своем отпрыске. А лучше не один. Пусть выучит несколько языков, высшую математику, а там и Нобелевская премия не за горами.

Нейропсихологи и нейробиологи отлично знают, что избыточная активность одной части мозга (как в примере с доисторическими животными) пагубно влияет на другие. И чаще всего – на процессы саморегуляции и общения . А это основные навыки, которым надо дать развиться в детстве.

И одностороннее, и многостороннее дополнительное развитие, если оно избыточно, мешает. Занятия, кружки не оставляют шанса прожить то самое счастливое детство с играми, дружбой, ощущением счастливой беспечности, которое должно подпитывать человека в течение всей жизни.

  • Второй минус – мало времени. Спонтанная игра – самое важное занятие в раннем детстве. «Глупые игры» в виде залезания и слезания с кресла, пряток за занавесками, попыток построить башенку из кубиков и тут же бросить ради куклы в грузовике – это все естественное развитие ребёнка, и именно у него нет границ.
  • Еще один минус: за попытками начать обучать ребёнка различным навыкам, не соответствующим возрасту, несложно «потерять» самого малыша. Его личные таланты и увлечения раскрываются не сразу. Чтобы исправить этот момент, надо наблюдать за ребёнком, стараться понять, к чему он тянется, общаться с друзьями, родственниками, педагогами – благодаря свежему взгляду можно узнать немало интересного о собственном малыше и понять, в какую сторону действительно стоит направить развитие, оценить природный потенциал и перестать затормаживать интересы.
  • Несвоевременность – основной момент, за который критикуют методики раннего развития специалисты. У каждого возраста есть определенное «окно», зона ближайшего развития, в которой стоит только немного «подтолкнуть» активность, и все произойдет само.

Опытные родители знают: есть период, когда приучить к горшку детей становится очень легко, надо только показать пару примеров. Если приучать раньше, то количество сил и нервов окажется несоизмеримо с результатом.

Также происходит с математикой, чтением и прочими занятиями: можно потратить годы и добиться того же успеха, что и за месяц, если мозг ребёнка «дозрел» до понимания значения символов и арифметических действий.

Если предлагать малышу занятия на опережение развития, легко пропустить получение нужных навыков по возрасту. И тогда ребёнка, который начал учить буквы и арифметику с года, в младшей школе придется водить к нейропсихологам, чтобы восполнить пропущенные навыки освоения пространства и тела. Не стоит идти против природы.

Бонусы раннего развития: что показывают исследования

Минусы вполне очевидны, а что с плюсами? К счастью для современных молодых родителей, методики раннего развития уже не так новы, как 20 лет назад, и есть результаты исследований. Ученые уже знают, как влияет раннее развитие в перспективе.

Джон Процко, психолог Калифорнийского университета, исследовал две группы детей. Одна занималась по методикам раннего развития в возрасте до 3-х лет, а потом прекратила, дети из второй не занимались ничем особенным.

Малыши из первой группы отличались вначале более высокими интеллектуальными результатами, а вот к возрасту в 5 лет их коэффициент интеллекта снизился.

«Эффект затухания», так назвал Процко этот феномен. Однако интерпретировал этот эффект психолог совсем не явным образом. Он считает, что занятия имеют смысл, а снижение IQ происходило из-за прекращения тренировок: интеллект у детей приспосабливался к пониженным требованиям в отсутствие занятий. Его вывод: если уж вы начали рано развивать ребёнка, придется заниматься этим все время.

Этот же факт подтвердили и американские ученые, которые в течение года отслеживали успехи малышей от 1,5 до 19 месяцев. Они находились в яслях-центрах раннего развития под присмотром профессиональных педагогов. К концу эксперимента оценивались навыки игры, общения, эмоциональные показатели в сравнении с детьми из обычных ясельных групп. Исследователи считают, что именно такие навыки позволят детям лучше учиться в будущем. И, конечно, в центрах раннего развития показатели были выше.

Мифы раннего развития

Мифы раннего развития

Среди гуру раннего развития есть не только те, кто действительно занимался разработкой методик в течение десятилетий и отслеживал, как они влияют на детей (среди них, кстати, нет специалистов, настаивающих на раннем чтении или математике). Есть и гении маркетинга, которым многие до сих пор верят. Хотя исследования уже доказали бессмысленность таких методов.

  • Глен Доман, врач-физиолог, работавший с нарушениями центральной нервной системы у детей, предложил использовать карточки с картинками, словами, арифметическими действиями, которые надо показывать ребёнку. Он испытывал методику на своих подопечных, а потом стал популяризировать ее и для обычных детей. Специалисты Американской академии педиатрии уже довольно давно опубликовали результаты исследования: пассивное рассматривание «карточек по Доману» совершенно неэффективно. Но многие продолжают верить, что так можно ускорить детское развитие.
  • Ибука Масару – тот человек, который рассказал нам, что «после трех уже поздно». В плюс к его талантам убеждения – профессиональные достижения Масару, он – один из основателей всемирно известной компании Sony. В минус – он не имеет отношения к психологии и педагогике, а книга написана на собственном опыте воспитания сына с отставанием в развитии.

Что действительно нужно развивать пораньше?

  • Коммуникативные навыки

В университете Вашингтона изучили, что же из ранних навыков действительно влияет на хорошие отметки в школе. И оказалось, что это – уровень владения коммуникацией. Овладеть математикой и чтением в будущем помогает ранняя наработка большого словарного запаса, умения формулировать мысли, вести беседы, диалоги, то есть активно и правильно разговаривать и отстаивать свою позицию.

  • Базовая арифметика

В Бостонском колледже выявили возраст, когда стоит начинать заниматься математикой. И это – три года. Если начать изучать, сколько яблок осталось на столе, с трех лет, то в первом классе арифметические действия будут даваться намного быстрее и результативнее. База занятий – игра, в которой родители говорят, что в «магазине» им надо купить два яблока и три морковки. И эти действия дают основу математики: понимание количества предметов и его изменения.

Факт!

И те, кто «за» раннее развитие, и те, кто выступает против, сходятся в одном мнении: сенсорное развитие важно во всех случаях. Оно помогает развивать и воспитывать ощущения, чувства, функции головного мозга.

Такая методика крайне проста: малыш с первых недель должен иметь доступ к самым разным материалам – гладкой ткани, шершавой бумаге, тяжелым и легким игрушкам, теплым и холодным предметам, играть с песком, водой, тестом, разными фактурами и формами.

В этих играх создается основа для сложнейших психических процессов, тренируется восприятие, память, мышление.

Итак, сделаем выводы. Модные методики и центры – скорее способ потешить родительское самолюбие, облегчить кошелек и занять время. Слишком интенсивное развитие может здорово навредить детям.

После трех не только не поздно: из всего, чем предлагают заниматься в раннем возрасте, доказано полезны только сенсорное развитие и коммуникативные навыки, а остальное должно соответствовать естественной схеме формирования функций мозга. С трех лет стоит вводить немного математики в обычную жизнь. И все это можно делать дома в виде увлекательной игры, а не тренинга по расписанию.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 24.01.2020 11:10, обновлено 07.10.2021 19:19
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

One year of high-quality early education improves outcomes for low-income infants, toddlers / Noreen Yazejian, Donna M. Bryant, Sydney Hans, et al. // Child Development February 8, 2017
Does the raising IQ-raising g distinction explain the fadeout effect? / John Protzko // Intelligence 2016 56
Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly 2018. May
Методики раннего развития: за и против. Обзор методик раннего развития детей / Сиденко А.С., Яшина Г.А. // Эксперимент и инновации в школе 2013 6

Читайте также

Как воспитать детей гениями
Гении — люди, которые, в первую очередь, «горят» своим делом. Поэтому нужно не дрессировать ребенка, а поощрять его заинтересованность и всесторонне развивать.
Грамотный пересказ и благозвучная речь: миссия выполнима!
В День писателя MedAboutMe поговорит с экспертами, как научить ребенка грамотно излагать свои мысли и правильно развивать красивую речь.
Методика Монтессори: особенности альтернативной системы обучения
Метод Монтессори появился еще в 19 веке, но сейчас он снова приобретает огромную популярность среди детей и родителей.
Подготовка к школе: что нужно знать родителям?
Подготовка к школе – важный процесс для будущих учеников и их родителей. Как правильно готовиться к школьному обучению дома и в детском саду?
Основы и варианты творческого воспитания детей разного возраста
Для развития детей важно не только физическое или психологическое состояние, но и творческое начало.
Методики развития мелкой моторики у малышей до года: игры и упражнения
Хотите развить мелкую моторику малыша до года? Рассмотрим значение этого навыка и способы его развития.