«Хронический COVID»: затянувшийся кошмар

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Что такое COVID-19, сегодня наверняка знают все. Это инфекционное заболевание, возбудителем которого является коронавирус SARS-CoV-2. Одни люди заражаются им бессимптомно и зачастую даже не знают о том, что успели побыть распространителями инфекции. Другие – болеют легкой или умеренной формой COVID-19, перенося его как обычное ОРВИ в домашних условиях. Третьи – попадают в больницы, реанимации и даже на аппарат ИВЛ, болеют тяжело и с трудом выкарабкиваются.

Но для некоторой части тех, кто переболел COVID-19 с выраженными симптомами, неприятная история знакомства с пандемическим коронавирусом не заканчивается. ПЦР-тесты у них давно показывают отрицательный результат, антител – «полна коробочка», а болезнь все не отпускает. Это состояние врачи назвали long COVID. MedAboutMe выяснял, что сегодня о нем известно и как жить человеку с затянувшейся коронавирусной инфекцией.

Что такое long COVID?

Термином «long COVID» обозначают проявления COVID-19, которые наблюдаются у переболевших людей в течение недель и даже месяцев после завершения острой фазы болезни. Эксперты из National Institute for Health and Care Excellence (NICE) определяют long COVID как состояние, которое продолжается более 12 недель (специалисты здравоохранения в некоторых других странах ведут отсчет от 5 недель). По крайней мере, согласно данным статистики, симптомы COVID-19 проявляются на протяжении 5 недель у каждого пятого пациента, а на протяжении 12 недель и более – у каждого десятого. То есть, это довольно распространенное явление.

Помимо термина «long COVID», также говорят о «затяжном» или «хроническом» COVID-19. Это не совсем верно, ведь ПЦР-тесты и тесты на антитела показывают, что вирус в организме отсутствует, то есть человек переболел и выздоровел. Тем не менее, он себя здоровым не ощущает.

Симптомы long COVID

По данным исследования, результаты которого были опубликованы в июле 2020 в журнале JAMA Network, спустя 2 месяца после выписки из больницы у 87% бывших пациентов с COVID-19 наблюдался хотя бы один симптом, а у более чем половины сохранялась патологическая хроническая усталость. Это исследование проводилось на довольно небольшой выборке из 143 человек, которые были госпитализированы.

По данным приложения Covid Symptom Tracker, которым пользуются почти 4 млн британцев, через месяц после болезни симптомы сохраняются у 12% людей (вне зависимости от тяжести течения болезни). А по последним данным, у каждого пятидесятого (2%) из всех переболевших COVID-19 людей симптомы long COVID появляются через 90 дней после болезни.

В январе 2021 года в журнале Lancet были опубликованы данные наблюдений за китайскими пациентами, переболевшими COVID-19 в первой половине 2020 года. В среднем за каждым из участников проекта, страдавших от long COVID, наблюдения велись на протяжении 186 дней с момента появления первых признаков болезни. Средний возраст таких больных составил 57 лет. Половина из них (52%) были мужчинами. Всего в исследовании участвовали более 1,7 тысячи пациентов с long COVID.

Большинство из них (63%) жаловались на повышенную утомляемость и мышечную слабость. Проблемы со сном испытывали 26% участников проекта. Тревожность и депрессия развились у 23% больных.

Четверть пациентов также показала результаты ниже нормального диапазона для 6-минутной ходьбы. У людей, страдающих от проявлений болезни, через много недель после ее завершения также выявлялись нарушения легочной функции, проблемы с работой почек и др.

Важно, что далеко не всегда long COVID был уделом людей, переболевшим тяжелой формой коронавирусной инфекции — у них это состояние развивалось чаще, но от него не были застрахованы и те, кто перенес легкую или умеренную форму COVID-19.

Врачи подчеркивают, что нет ограниченного списка симптомов long COVID. Но есть проблема полиорганного поражения, которая возникает во многих случаях.

Полиорганность поражений при long COVID

О полиорганном поражении при long COVID (то есть, когда страдает не один конкретный орган, а сразу несколько органов или систем) в статье, опубликованной в Lancet в декабре 2020 года, сообщают не только обычные пациенты, но и медики, которые сами перенесли COVID-19 и столкнулись с затяжным кризисом здоровья в последующие недели.

Комментарий очевидца
Медики-члены британской группы #longcovid. Журнал Lancet от 21 декабря 2020 г.

Мы получили опыт жизни с long COVID, который в ряде случаев длился более 6 месяцев. Представители NHS по-разному относятся к нам – поддерживают или отрицают факт проявления, а зачастую и ухудшения, у нас симптомов болезни. До COVID-19 мы были здоровы, были в хорошей форме, мы выполняли сложную работу, в том числе были врачами, медсестрами и работниками других медицинских специальностей. Во время или вскоре после COVID-19 у нас появились симптомы, которых мы никогда не имели до болезни. У нас разные модели long COVID и разная степень тяжести симптомов, и все мы сталкиваемся с проблемой доступа к адекватной медицинской помощи, многие из нас получали ошибочные диагнозы и даже лечились от несуществующих болезней. Мы также столкнулись с пренебрежительным отношением к нам со стороны некоторых представителей здравоохранения. Но мы делимся своим опытом с тысячами людей в быстро растущих группах онлайн-поддежки.

В перечень возможных патологий, развивающихся при long COVID, вошли (список составили врачи из группы #longcovid):

  • Миокардит (воспаление сердечной мышцы) или перикардит (воспаление перикарда).
  • Микрососудистая стенокардия (она же сердечный синдром X – уменьшение притока крови к миокарду с сопутствующей депрессией сегмента ST при ЭКГ пробе с нагрузкой на фоне нормальных коронарных артерий).
  • Аритмии, включая трепетание предсердий и мерцательную аритмию.
  • Дизавтономия (дисфункция вегетативной нервной системы), включая синдром постуральной ортостатической тахикардии (патологический скачок пульса при переходе из положения лежа в положение стоя).
  • Синдром активации тучных клеток (внезапный выброс химических веществ, которые могут спровоцировать анафилактический шок), а также впервые возникшие аллергии.
  • Интерстициальное заболевание легких – поражения ткани легких в виде воспаления и изменения структуры альвеолярных клеток, эндотелия кровеносных сосудов легких и окружающих их тканей.
  • Тромбоэмболия (легочной артерии или вен головного мозга).
  • Миелопатия, нейропатия и нейрокогнитивные расстройства.
  • Почечная недостаточность.
  • Первичный диабет (патология поджелудочной железы), тиреоидит (патология щитовидной железы).
  • Гепатит и нарушение выработки ферментов печени.
  • Дисфония (нарушение работы голосовых связок).
  • Нарушения менструального цикла.

По предварительным данным, до 66% людей с long COVID имеют как минимум один пораженный болезнью орган, а у каждого четвертого болезнь захватывает несколько органов или систем.

Почему развивается «хронический COVID-19»?

На этот вопрос пока нет точного ответа.

По одной из теорий, вирус остается в отдельных очагах даже после того, как человек «выздоровел». Он может инфицировать разные клетки тела и вызывать в соответствующих органах или системах сверхактивный иммунный ответ. Это, кстати, вызывает вопрос — заразен ли человек с long COVID? И на этот вопрос нет однозначного ответа. Есть сообщения о единичных случаях, когда у пациентов с длительным течением COVID-19 ПЦР-тесты показывали положительный результат. Но в подавляющем большинстве случаев люди с long COVID активный вирус не выделяют.

По данным ученых из Yale University, у пациентов, перенесших COVID-19, в крови повышен уровень аутоантител, нацеленных на собственные органы и ткани человека. Возможно, именно они становятся причиной развития long COVID.

По еще одной версии, иммунной системе самой по себе требуется намного больше времени на восстановление после перенесенной коронавирусной инфекции.

Возможно также, что еще в процессе болезни происходит поражение различных, обычно более уязвимых, чем другие, органов и тканей человека. Наиболее очевидно это в отношении легких, которые покрываются рубцами – аналогичные последствия наблюдались у пациентов, переболевших SARS-CoV-1 и MERS-CoV. Есть данные об изменении крови и повреждении кровеносной системы – по одной из теорий, во время COVID-19 происходит преждевременное старение кровеносных сосудов.

Болезнь также может влиять на метаболизм человеческого организма. Известны случаи развития диабета после COVID-19. А в одном из исследований прошлых лет описывается случай, как SARS-CoV-1 привел к изменению метаболизма жиров у пациента, которое сохранялось на протяжении минимум 12 лет.

А возможно, что причиной long COVID являются сразу несколько перечисленных причин.

Как решается проблема long COVID в мире?

Существование long COVID уже никто не отрицает. Врачи признают, что данное состояние не является только лишь проявлением особенностей психики пациента. В то же время психосоматический компонент в его развитии вполне может быть. Но пока данный вопрос находится в стадии исследования, надо что-то делать со страдающими от long COVID людьми.

Например, Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS) объявила об открытии 40 клиник, которые будут заниматься людьми со стойкими затяжными проявлениями COVID-19. Ведется разработка клинических рекомендаций по лечению long COVID. ВОЗ также планирует обновить свои рекомендации по клиническому ведению пациентов с коронавирусной инфекцией.

Эксперты подчеркивают, что пока ученые и врачи не придут к более определенному мнению о том, как бороться с проявлениями long COVID, пациентам с постковидными симптомами следует обеспечить долгосрочный доступ к медицинской помощи, к услугам реабилитации и телемедицины, а также оказывать социальную и финансовую поддержку.

Комментарий очевидца
Профессор Пол Гарнер (Paul Garner), глава Centre for Evidence Synthesis in Global Health и координационный редактор Cochrane Infectious Diseases Group

«Все закончилось!» – подумал я. Было начало мая. Я только что пережил 6 самых странных недель болезни, которые у меня когда-либо были: настоящие американские горки изнурения, болей в голове и во всем теле, шума в ушах и затуманенного сознания. Сейчас я чувствовал себя замечательно, и мой разум был ясен.

Нет лучше способа приступить к окончательному выздоровлению, чем онлайн-тренировка по динамичной йоге. Утяжелители, коврик, полотенце и iPad. Первая тренировка за 6 долгих недель. Я даже выучил новое упражнение и был уверен, что скоро вернусь к привычным ежедневным занятиям.

Я так ошибался! Через 12 часов я был полностью сбит с толку. Я ощущал себя более истощенным, чем когда-либо, и 3 дня не мог встать с постели. Вернулись шум в ушах, потливость, туман в голове, головные боли. «Как мне надоели вы – трудоголики», – сказал мне мой друг – специалист по реабилитации. «Не ждите, что вы сможете делать то, что делали раньше». Отлежавшись дома неделю, я отправился на свою первую легкую прогулку. Светило солнце, идти было легко, и я прошел дальше, чем предполагал – всего на 2 мили. Это было ошибкой! На следующий день усталость от COVID-19 вернулась с удвоенной силой, и я еще 2 дня провел в постели.

В прошлом у меня была поствирусная усталость после перенесенной лихорадки денге, но она лишь немного замедлила мою жизнь. В этот раз все было совсем иначе. «Пик и спад» – вы прекрасно себя чувствуете, делаете чуть больше, чем раньше, и на следующий день падаете с ног. В отличие от других болезней, после COVID-19 эта патологическая утомляемость возникает параллельно с другими опасными осложнениями.

Мой совет товарищам по болезни: попрощайтесь с мыслью о быстром перезапуске после выздоровления. Убедитесь, что ваша семья, друзья и коллеги понимают, что вы переживаете. В такие моменты нам всем нужна помощь и доброе отношение. Работодателям следует понять своих сотрудников, посочувствовать и дать им время на выздоровление.

Думаю, что нас таких много, и никто из нас не знает, сколько времени может занять это самое выздоровление.

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 13.01.2021 16:54, обновлено 14.01.2021 05:05
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Persistent Symptoms in Patients After Acute COVID-19 / Carfì A, Bernabei R, Landi F, et al. // JAMA. 2020 Aug 11 324(6)
Covid-19 and fatigue—a game of snakes and ladders / Paul Garner // BMJ Opinion 2020 May 19
Long COVID guidelines need to reflect lived experience. / Gorna R, et al. // Lancet. 2020 Dec 21 S0140-6736(20)32705-7
Facing up to long COVID. / The Lancet. // Lancet 2020 Dec 12 396(10266):1861

Читайте также

Пластиковые экраны vs. маски: выбираем защиту от коронавируса
Сравниваем преимущества и недостатки пластиковых защитных экранов для лица и масок. Как лучше защитить себя?
Скорость ходьбы человека в час и энергозатраты: как рассчитать?
Как рассчитать скорость ходьбы при помощи подсчета шагов, какие затраты калорий будут при ходьбе? Все об основном способе передвижения.
Мизофобия и коронавирус: мы все в группе риска
Симптомы мизофобии: вы часто моете руки, все дезинфицируете и не подходите к чужим людям. В чем разница с профилактикой заражения?
Иммунитет к коронавирусу SARS-CoV-2: есть или нет?
Все об иммунитете к SARS-CoV-2: антитела, В-клетки и Т-клетки памяти
Холестериновые отложения в сосудах – атеросклероз коронарных артерий
Атеросклероз коронарных артерий – это часто встречающаяся проблема. Кто находится в группе риска?
Самодиагностика коронавируса: 5 способов ошибиться
Можно ли самому диагностировать у себя COVID-19 и не ошибиться при этом? Разбираем слабые места самодиагностики.