Нарушения речи у детей разного возраста: причины и признаки

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Родители переживают множество счастливых этапов в развитии своих детей, даже в самом раннем их возрасте. Первая улыбка, первый шаг, первое слово — все это с трепетом ждут в каждой семье и воспринимают с восторгом. Тем тревожнее становится, если маленький человечек не показывает тех реакций, которые от него ожидают.

Для развития малыша общение имеет огромное значение. Вначале это чисто тактильные способы коммуникации, а затем приходит время речевого взаимодействия. Но вдруг вы замечаете, что коммуникативная активность вашего ребёнка существенно ниже, чем у детей знакомых, а развитие речи идет слишком медленными темпами.

Первое, что стоит сделать в такой ситуации, — не впадать в панику раньше времени. Все дети очень индивидуальны в своем развитии. Понаблюдайте за крохой, проанализируйте его поведение, оцените навыки и сравните их с теми нормами, о которых говорят специалисты. Однако надо помнить о том, что возраст имеет огромное значение для корректировки отклонений от речевой нормы. Чем старше ребёнок, тем сложнее обычно идут эти процессы.

Признаки речевых отклонений в разном возрасте

Признаки речевых отклонений в разном возрасте

Чтобы не упустить момент, когда уже необходимо приступать к речевой коррекции, надо очень внимательно отслеживать признаки возможных отклонений. Некоторые из них могут проявиться уже буквально с пеленок. Потенциальные проблемы с речью в разном возрасте можно определить по следующим симптомам:

  • до первого месяца: крик малыша слабый и монотонный, иногда свое недовольство дискомфортом он вообще не выражает криком, просто кряхтит;
  • до четырех месяцев: кроха не реагирует улыбкой на разговор с ним;
  • до шести месяцев: ребёнку не удается произнести простейшие звуки или слоги;
  • до восьми месяцев: малыш не пытается привлечь внимание взрослых при помощи определенных звуков;
  • до десятого месяца: нет произношения даже простых слов из повторения одинаковых слогов типа «ма-ма» или «па-па»;
  • до одного года: нет осмысленного произношения никаких слов и реакции на озвученные просьбы родителей (например, «Дай руку!»).

Если родители отмечают подобные признаки, значит, в развитии речи уже наблюдаются отклонения. Тем более, если эта негативная тенденция продолжает наблюдаться и в возрасте постарше. Скажем, в год малыш не понимает значения простых фраз.

Подобные проявления у маленьких детей — это повод для консультации у специалистов. Прежде всего следует обратиться к отоларингологу, чтобы проверить слух. Обязательным также является визит к невропатологу. Этот врач выявит возможные патологии ЦНС, включая речевые центры коры головного мозга. Окончательно поставить диагноз, а после определить методы лечения помогут детский психолог и логопед.

Причины нарушений в развитии речи

Причин, по которым происходят отклонения в развитии речи, существует довольно много. Достаточно распространенными являются, например, внутриутробные патологии, особенно в первый триместр беременности. В этот период как раз идет развитие центральной нервной системы, включая речевые зоны коры головного мозга.

На развитие речи у младенца может повлиять, почти любая инфекция, которую во время беременности подхватила будущая мать, или полученные ею травмы. Негативное влияние также оказывают аномальные сроки вынашивания плода (недоношенность или переношенность). Дети могут пострадать из-за курения или употребления будущей мамой алкоголя, а также из-за приема некоторые медицинских препаратов (особенно без контроля со стороны лечащего врача).

Существенным негативным фактором может стать наследственность. Как правило, дети наследуют от родителей неправильное строение артикуляционного аппарата и склонность к заиканию. Ребёнок может начать говорить с задержками, если то же самое наблюдалось в развитии речи у кого-то из его родителей. Проблемы могут принести и тяжелые роды, которые сопровождаются асфиксией и родовыми травмами.

Предпосылками к задержке в развитии речи могут стать и сложности с окружением или неблагоприятные социально-бытовые условия. В семьях, где взрослые ведут асоциальный образ жизни или из-за особенностей здоровья не могут поддерживать речевую коммуникацию, дети могут быть начинать говорить намного позже из-за недостаточно практики речевого общения или пониженной мотивации к речевому взаимодействию.

Какие дефекты речи наблюдаются у детей наиболее часто

Какие дефекты речи наблюдаются у детей наиболее часто

Чтобы эффективно устранять аномалии в развитии речи, надо знать точный диагноз, поставленный ребёнку. Ведь существуют самые разные нарушения, и у каждого из них свои особенности лечения.

Если в возрасте до двух лет у ребёнка проявляются лишь некоторые из признаков, то это может быть лишь незначительная задержка речевого развития, обусловленная индивидуальными особенностями малыша. Она легко исправляется при небольших усилиях и консультациях у логопеда. Как правило, уже к трем годам детиизбавляются от подобного дефекта.

Алалия — это более серьезная проблема, которую точно установить может только невролог. При такой аномалии наблюдается либо отсутствие речи вообще, либо очень сильное ее недоразвитие. Происходит такое из-за серьезного поражения некоторых центров головного мозга.

Когда у малыша наблюдается разлад в функционировании центральной нервной системы, то его речь становится нечеткой. При произношении звуков он не может в достаточной мере управлять положением губ и языка. Одновременно дети сталкиваются с проблемами в развитии мелкой моторики. Все это признаки такого нарушения, как дизартрия. В наиболее тяжелой форме она проявляется у малышей с детским церебральным параличом.

Очень распространенной (вне зависимости от того, каков возраст ребёнка) является ситуация, когда малыш стойко, несмотря на занятия, не выговаривает какие-то звуки — либо один (скажем, «р»), либо целую группу (например, шипящие). Это речевое нарушение называется дислалия. Его самая тяжелая форма — это невозможность произнести сразу несколько групп звуков, из-за чего речь становится невнятной и малопонятной. Часто малыш начинает просто пропускать в словах те звуки, которые не может выговорить. Эффективными для исправления указанного недостатка являются занятия с логопедом при достижении ребёнком возраста 4-4,5 года и курсы терапии от врача-невролога.

Чаще всего у детей встречается такая проблема, как заикание. Оно проявляется обычно в процессе активного психического развития ребёнка, то есть в 2-4 года. Чтобы преодолеть это речевое нарушение, нужно регулярно заниматься не только с логопедом, но и с неврологом.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.
Опубликовано 24.08.2019 21:05, обновлено 17.04.2020 18:06
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. // Дефектология 2010
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С. // Дефектология 2009
Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / Левина Р.Е. // М.: АРКТИ 2005

Читайте также

Интеллект в наследство или что скрывает ваш IQ​
Как измеряют интеллект человека и может ли его высокий уровень повлиять на достижение успеха в жизни людей?
Как научить детей жевать: советы и рекомендации родителям
Ваш малыш не умеет жевать твердую пищу? Разберем причины возникновения проблемы и методы ее решения.
Виды спорта для детей: обзор разных направлений
Зимние и летние виды спорта для детей и подростков: в какую секцию записать ребенка? В каком возрасте?
Новый формат образования: кочевая школа и виртуальный детсад
Насколько успешно выполняются образовательные программы дошкольного и школьного обучения в условиях кочевых школ?
Иностранный язык для детей: когда начинать и как учить
Реально ли ребенку освоить иностранный язык с раннего возраста? Успех достигается совместными усилиями.
Эйдетика для детей: упражнения для развития для образной памяти
Лучшие упражнения из уникальной методики эйдетики помогут ребенку развить воображение и улучшить память.