Развитие общения детей дошкольного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Развитие общения детей дошкольного возраста происходит поэтапно и имеет определенные особенности как в случае взаимодействия со взрослыми, так и со сверстниками. При этом внимание родителей к проблемам в общении у своего ребёнка и своевременное их преодоление окажет существенное положительное влияние на социализацию ребёнка в дальнейшем.

Формы общения дошкольников

Особенности развития общения детей предполагают поэтапный переход от одной формы общения к другой в зависимости от возраста. Психология развития выделяет три этапа общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками:

  • Эмоционально-практический.

Характерен для младшего дошкольного возраста и отличается абсолютной привязкой к конкретной ситуации. Ребёнок относится к сверстникам преимущественно доброжелательно и ставит целью своего общения получение эмоционального отклика от другого ребёнка. Сверстники интересны малышу, однако новый предмет, введенный в игру, легко может переключить его внимание на себя.

  • Ситуативно-деловой.

С 4 до 6 лет, когда основная масса детей посещает детский сад, интерес к сверстникам и взаимодействию с ними повышается, тогда как роль взрослого постепенно отходит на второй план. Это период ролевых игр, когда дети играют уже не рядом, а вместе, учитывая действия другого для того, чтобы достичь некоторого результата. Из негативных явлений для этого периода характерно возникновение таких проявлений, как обида, ревность или зависть.

  • Внеситуативный.

Тип общения, который проявляется к 6-7 годам и отличается большим вниманием к партнеру по общению, а также повышению доброжелательности. Уже в этом возрасте большинство детей обзаводятся друзьями, выказывают определенные эмоциональные предпочтения к другим детям. Образ сверстника в глазах ребёнка не привязан к конкретной ситуации, дети чувствуют других детей как отдельные личности и принимают их значимость.

Это общие для большинства этапы, которые могут различаться в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Возможные проблемы общения

Развитие общения детей дошкольного возраста может быть сопряжено с определенными сложностями. Дошкольное развитие ребёнка может проходить на фоне его повышенной обидчивости, агрессивности, застенчивости или демонстративного поведения. Все эти межличностные проблемы являются следствием излишней фиксации ребёнка на себе и острого аффективного переживания отношения других к собственной персоне. Возможная оценка других становится центром переживаний и заслоняет другие важные аспекты общения. Для того, чтобы устранить подобные проявления, способные вызывать затруднения в общении дошкольника со сверстниками, родителям необходимо осознать проблему и принять возможные меры для ее разрешения. Игнорирование или перенос причины проблем в общении вовне вместо принятия факта необходимости работы с ребёнком не исправят ситуации.

Читайте далее

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 07.03.2016 12:44, обновлено 17.04.2020 19:12
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Как развивается память у детей дошкольного возраста? Что нужно учесть в процессе обучения малыша? Читайте о детской памяти в нашей статье.
Развитие рисования у детей дошкольного возраста
Как научить рисовать детей дошкольного возраста? Как рисование влияет на общее развитие ребенка? Читайте о пользе изобразительного искусства в нашей статье.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Как помочь ребенку научиться говорить? Какие особенности развития речи существуют на разных этапах жизни малыша?
Методики развития детей дошкольного возраста
Как заниматься с детьми дошкольного возраста? Как привить им любовь к знаниям? Рассмотрим самые популярные методики развития детей.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Как развивать речь детей старшего дошкольного возраста? Как должны разговаривать дети в 5-6 лет? Читайте об этом в нашей статье.
Этапы развития ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст принято делить на три основных этапа. Читайте в нашей статье, как развивается ребенок в каждом возрастном периоде.