Развитие связной речи у детей с ОНР

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Развитие связной речи у детей с ОНР является основополагающей, но вместе с тем, самой сложной задачей обучения. Общее недоразвитие речи в 90% случаев поддается корректировке, однако выбор метода и интенсивности обучения должен обуславливаться уровнем ОНР.

ОНР первого уровня

Первый уровень нарушения характеризуется высокой ограниченностью речевых средств. Ребёнок владеет небольшим словарным запасом, хотя понимает названия практически всех предметов и явлений. Малыш с ОНР первого уровня испытывает трудности в воспроизведении речи, которые проявляются в невозможности произношения некоторых звуков (в основном, р, з, с, ч, ц, щ), перестановке слогов и использовании лепетных звукоподражаний. Ребёнок практически не говорит фразами, заменяя процесс повествования активной мимикой и жестикуляцией.

Развитие связной речи у детей с ОНР первого уровня невозможно без полноценного овладения речевыми средствами. В данном случае первоочередной задачей обучения является устранение дефектов произношения. Кроме того, необходимо уделить особое внимание мыслительным способностям ребёнка, развивая его всесторонне.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

ОНР второго уровня

В отличие от нарушения первого типа ОНР второго уровня характеризуется речевой активностью. Словарный запас ребёнка не отличается или отличается незначительно от возрастных норм. Малыш умеет строить предложения, описывать простые картинки и пересказывать небольшие тексты. Однако ребёнок не владеет грамматическим строем, не понимает принцип использования падежных форм, не умеет согласовывать прилагательные с существительными, практически не использует местоимения и т.д.

Развитие связной речи у детей с ОНР второго уровня должно начинаться с освоения элементарных грамматических форм и морфологических элементов. Обучение ребёнка необходимо строить на развитии фонетического восприятия, которое поможет малышу научиться анализировать и синтезировать звуки. Кроме того, следует постоянно заниматься с малышом упражнениями на развитие навыка монологического повествования.

ОНР третьего уровня

Ребёнок с третьим уровнем нарушения владеет развернутой фразовой речью, а также основными грамматическими и морфологическими элементами. Нарушения данного типа чаще всего проявляются в недифференцированном произношении, когда близкие звуки сливаются воедино либо путаются местами. Также ребёнок часто переставляет слоги в словах и «съедает» окончания.

Поскольку ребёнок с ОНР третьего уровня может изъясняться развернуто и подробно, испытывая неудобства только в вопросах звукоподачи, для развития связности повествования в первую очередь необходимо устранить речевые дефекты. Регулярные занятия с логопедом помогут малышу повысить уровень развития языковых средств.

Читайте далее

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Аллергия на стиральный порошок у детей: симптомы, лечение и профилактика

Одним из наиболее распространенных «виновников» возникновения бытовой аллергии у детей и взрослых является содержащий вредные компоненты порошок для стирки белья

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.
Опубликовано 01.02.2016 20:01, обновлено 13.12.2019 11:47
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012
Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Ляксо Е.Е., Фролова О.В. // Психологический журнал 2013 Т. 34 №3

Читайте также

Развитие образной речи детей
Как поспособствовать развитию образной речи у детей? Как заниматься с ребенком для укрепления речевых навыков? Читайте об этом в нашей статье.
Развитие речи у детей с ЗПР
В чем проявляются особенности речи детей с задержкой психического развития? Как учить малыша с ЗПР? Читайте в нашей статье о речевых навыках детей с ЗПР.
Фонематическое развитие речи детей
Что такое фонематический слух? Как он влияет на развитие речи детей? Читайте о нормах фонетико-фонематического восприятия в нашей статье.
Развитие связной речи детей
Как развить связную речь у детей? Какие упражнения способствуют развитию связной речи дошкольников? В нашей статье вы найдете ответы на эти вопросы.
Методика развития речи у детей
Какие существуют методики развития речи у детей? Как заниматься с ребенком, чтобы улучшить его речь? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Развитие монологической речи детей
Как развить красивую монологическую речь у детей? Какие упражнения использовать в обучении? Читайте об этом в нашей статье.