Речь ребенка до года: норма и отклонения

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Хотя само сочетание слов «речь» и «ребёнок до года» довольно удивительно, не каждый малыш до первого дня рождения радует родителей первым словом, но нормы речевого развития есть и для грудничков. Ориентируясь на различные интонационные, слоговые имитации лексических единиц, можно определять, насколько правильно развивается кроха, проходит ли в речевых центрах его головного мозга необходимая для будущего полноценного общения программа. MedAboutMe рассказывает, на что стоит ориентироваться, оценивая речевое развитие у самых маленьких детей.

Грудничок от рождения до полугода

Грудничок от рождения до полугода

Интонационную разницу в «речи» ребёнка можно услышать еще в первый месяц жизни. Многие считают, что только матери способны распознать причину плача, основываясь на своих наблюдениях, знаниях о том, когда малыш ел, когда спал и как он реагирует на различные раздражители. Однако именно на распознавании интонаций в плаче младенцев основано действие различных устройств, помогающих «переводить» речь грудничка в понятия «я голоден», «мне больно», «я хочу спать» и т. д. Отличия в высоте, длительности, интенсивности звуков описываются и специалистами, опытный педиатр точно также, как родная мать, определит, плачет ли ребёнок из-за голода или боли.

На втором месяце малыш «включает» эмоции в виде мимики. Наличие мимических составляющих процесса общения выражается у грудничков в улыбках, поднятых бровках, гримасах. В активную мимику при бурной радости или недовольстве вовлекается и все тело: движения рук и ног также могут передавать и радость при комплексе оживления, и негодование при голоде или боли.

Между третьим и четвертым месяцем малыш начинает гулить, и это первые и очень важные составляющие речи. Этот этап особенно важен: ребёнок начинает осваивать речевой аппарат, использовать его для звукового выражения осознанно и по собственному желанию. Удивительно, но какой бы национальности не были папа с мамой, «гулят» дети всего мира совершенно одинаково.

Практически одновременно с началом гуления дети начинают активно интересоваться окружающим миром и искать способы с ним взаимодействовать. Для правильного развития необходимо поддерживать этот интерес и «помогать миру» отвечать на запросы малыша. Игрушки должны качаться при толкании, переворачиваться, издавать звуки, ну а родители — максимально часто отвечать на первые попытки контакта словами, мимикой, первыми играми. Если на данном этапе ребёнка погрузить в ситуацию социальной изоляции, ограничивая его мир кроваткой и манипуляциями по кормлению и переодеванию, то способности к самовыражению и продуктивному общению затухают. Дети, изолированные от семьи в возрасте 3-4 месяцев, например, по болезни в стационаре, позже нуждаются в дополнительной терапии из-за задержки эмоционально-личностного развития и нарушений речевой функции.

Как понять, что развитие речи у ребёнка нарушено?

Конечно, в течение первого полугодия сложно правильно оценить речевое развитие малыша, и нередко мамы на приеме у доктора успокаиваются, так как описанные ими тревожные симптомы оказываются временным явлением из-за болезни крохи, усталости самой мамы и т. д. Однако в некоторых случаях тревога оказывается не беспочвенной, и тогда чем раньше начата терапия — тем больше возможностей на излечение.

Какие признаки нарушения речевого развития можно обнаружить у грудничков в этом возрасте?

  • отсутствие интонаций в плаче, крике. Звуки однообразные, не различающиеся при голоде, усталости, коликах и т. д. Даже при максимальном внимании матери к ребёнку сложно понять, чем он недоволен;
  • гуление однообразное, не развивающееся, звуковые паттерны немногочисленны и повторяются неделями;
  • малыш не улыбается, отсутствует комплекс оживления, реакция на эмоционально окрашенные фразы окружающих.

Эти признаки — совсем не повод для постановки какого-либо диагноза. Как правило, это временные явления переходного периода, особенно, если они замечены впервые. Однако если ситуация не меняется, тревога нарастает, необходимо проконсультироваться у врача на предмет выявления возможной патологии.

Речь малыша от 6 до 10 месяцев

Речь малыша от 6 до 10 месяцев

Это — период бурного развития и освоения новых навыков, в том числе и речевых. Именно в это время появляется так называемая лепетная речь, в которой слова состоят из слогов «ба-ба», «та-та» и т. д. По характеру лепет может быть отраженным, когда грудничок произносит слоги, услышанные от близких, и самостоятельным, при котором малыш сам складывает новые звуковые сочетания и бурно им радуется.

Как понять, есть ли у детей речевые нарушения в этом периоде развития? К специалисту надо обращаться, если:

  1. лепетная речь не появилась совсем или она скудная, невыразительная, включает пару слогов и не развивается;
  2. грудничок не повторяет слоги и «лепет» за родителями, не имитирует их действия (не пытается также потрясти погремушку, поднести ложку ко рту, откатить мячик, поиграть в «ку-ку» и т. д.);
  3. не реагирует на фразы: «А где кошечка? Смотри, кошечка бежит» и прочие простые и понятные команды.

Дети перед днем рождения

По усредненным нормам к концу первого года жизни ребёнок должен сказать первое слово. Нормы довольно расплывчаты, кто-то в 9 месяцев уже пытается сообщить, где на картинке корова с молоком, кто-то ждет с первым «дай» до дня рождения. Но средняя норма — это первое слово в 11 месяцев.

Понятно, что мы не ждем рассуждений о политике или сказок Пушкина в таком юном возрасте, первые слова — самые важные: мама, папа, баба, дай. Лексический запас минимальный: одним словом грудничок выражает множество эмоций и требований. Но и это — большое достижение и признак правильного формирования речи. Не стоит требовать от малыша больших умений, пока он учится использовать всего одно-два слова и наращивать активный словарь.

Признаки нарушений? На данном этапе он один: если переход от лепета к первому слову никак не происходит.

К какому доктору обращаться в случае сомнений? В первую очередь, разумеется, к педиатру. Второй специалист для детей с нарушениями речи — невролог. Ну а стоматолог или логопед смогут оценить, нет ли нарушений в развитии речевого аппарата, например, короткой уздечки, мешающей речи развиваться вовремя.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 25.06.2018 18:00, обновлено 17.04.2020 18:30
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Развитие речи у детей от года: помощь родителей
Развитие речи у детей первых двух лет жизни. Как помочь малышу в развитии речи, какие действия родителей запрещены. Что поможет развитию?
Упражнения с язычком или как сделать речь ребенка красивой
Развитие речи у ребенка индивидуально. Расскажем вам, с помощью каких упражнений можно улучшить произношение.
Развитие речи у малышей: все, что нужно знать родителям
Что нужно для полноценного и правильного развития речи у ребенка? Стоит ли прислушиваться к народным советам и поверьям, и причем тут хвост селедки?
Развитие речи у детей от 0 до года: как, зачем, почему?
Родителям будет интересно узнать о речевом развитии детей с рождения и до года. Можно помочь ребенку «разговориться», и мы расскажем, как это сделать.
Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь
Секреты воспитания детей раннего возраста для правильного развития речи. Как? Зачем? Почему?
Стимуляция развития речи у детей и признаки задержки
Как разговаривать с малышом в начале формирования речи, чтобы скорее услышать ответ, как слушать детей и как не пропустить признаки отклонений.