Школы в США: демократия с 12 лет, развлечения — постоянно

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Систему образования в Соединенных Штатах Америки относят к наиболее прогрессивным и нацеленным на практические потребности в быстро развивающемся обществе. Европейские системы формировались изначально на базе религиозных образовательных учреждений (церковно-приходских школ), а Америка всегда отличалась практицизмом. Основные цели образования — самостоятельный выбор возможностей и направлений обучения еще в средней школе, воспитание в духе демократии, патриотизма и формирование навыков отстаивать свою точку зрения, активно проявлять свою личность. Это в теории, а как на практике обстоят дела в школах США, рассказывает MedAboutMe.

Куплю дом рядом с престижной школой

Куплю дом рядом с престижной школой

Школьное образование в США действительно может удовлетворить практически любые желания. Правда, при паре условий: с особыми запросами надо или иметь одаренного ребёнка, или хорошую финансовую «подушку». За хорошее образование с прекрасными учителями, набором самых разнообразных курсов и оборудованием школы (а также ее территории) надо платить.

Это не означает отсутствия выбора в бесплатных, государственных школах. Есть прекрасные общеобразовательные учреждения, которые подойдут под потребности конкретного ребёнка (и возможности родителей), и к их выбору относятся весьма ответственно.

Так, при зачислении в школу (первый класс начинается в 6 лет) родители имеют право выбирать из 3 школ, относящихся к их микрорайону. И если район не богат в буквальном смысле слова, то вероятность наличия хорошей школы будет достаточно невысока. Почему?

В финансировании школ задействован государственный бюджет и муниципальный, составляющий большую часть. То есть буквально: налоги на недвижимость людей, проживающих рядом, влияют на уровень школы. При этом уровень школы оказывает обратное воздействие: чем лучше образование в данной местности, тем дороже недвижимость. Известны ситуации, когда даже бездетные жители голосовали за повышение отчислений из муниципальных фондов в счет образования, так как это повышает привлекательность локальных школ и, соответственно, поднимает цены на землю.

Многие родители выбирают место жительства в зависимости от уровня школы, при этом нередко оказывая предпочтение небольшому, но дорогому дому в «хорошем» районе перед большим, но относящимся к местности с образовательными учреждениями невысокого рейтинга. Переезд перед первым классом или началом среднего этапа обучения — далеко не редкость.

В выборе частных заведений место проживания значения не имеет: есть в том числе и boarding school, школы-интернаты с полным проживанием воспитанников.

Общая схема образовательного процесса

Общая схема образовательного процесса

Три условия распространяются на все типы школ: количество лет (и возраст поступления) на каждом этапе обучения, количество часов и наименований базовых предметов, и количество дополнительных курсов. Все остальное может варьировать.

В процессе обучения дети проходят через несколько этапов, 12 лет в школе делятся следующим образом:

  • 5 лет начальной (elementary) школы с 6 лет;
  • с 11-12 до 14-15 лет — средние (middle, junior high или intermediate) классы;
  • старшие (high school) классы — до 17-18 лет.

В начальной школе схема преподавания весьма схожа с российской: все предметы, кроме музыки, искусства и физкультуры, ведет один учитель. Дети изучают основы математики, учатся читать, писать, рассказывать, им преподаются начальные знания по истории и географии Америки. Обучение проходит больше в формате развлечения: проекты, экскурсии, игры, получение опыта в различной деятельности и осознание ее последствий.

В средних классах уже включается небольшой фактор выбора: есть обязательные предметы (математика, английский, «наука» — основы химии, биологии, физики и социальные предметы — география, история), а также нужно дополнительно изучить 1-2 предмета на свой вкус. Как правило, предлагаются иностранные языки (испанский, французский), что-то из искусства, его теория или практика, курсы технологии.

В старших классах существует сочетание диктатуры и демократии. Минимальные требования для успешного получения свидетельства о среднем образовании таковы:

  • в течение трех лет надо изучать естественные науки (по одному году на биологию, химию и физику);
  • три года — на различные разделы математики (обычно изучают год алгебру, год геометрию и возвращаются к усложненной алгебре);
  • четыре года — на литературу;
  • от 2 до 4 лет, в зависимости от установок школы и штата, на блок социальных наук (обществознание, история, аспекты политического устройства Соединенных Штатов);
  • 1 или 2 года физкультуры.

Это минимум базовых предметов. В дополнение к ним каждый студент (а все школьники в США — students) по желанию и в зависимости от требований школьного совета может или должен изучать дополнительные науки.

Сюда могут включаться «продвинутые» курсы базовых предметов, различные направления изобразительного искусства, курс театра, физкультура или игра в оркестре, кулинария, труд, журналистика, программирование, дополнительные иностранные языки. Выбор, предлагаемый ученикам, ограничивается возможностями школы и наличием желающих: например, если на курс «продвинутой» физики не наберется группы учащихся, такого предмета не будет. И наоборот, если желающих будет слишком много, то часть из них «отсеют» в зависимости от предыдущих показателей успеваемости.

Но в целом все зависит от школы: чем выше финансирование, тем более широкий выбор предоставляется ученикам. При этом никто не диктует, чем заниматься: хочешь — изучай керамику, хочешь — генетику, хочешь — играй на тромбоне. Все в рамках бесплатного образования для ученика и в соответствии с его (и родительскими) возможностями и целями на будущее. И идет в зачет выпускного диплома.

За прохождение курса по каждому предмету начисляются баллы: выше всего оценивается английский, 4 балла. За математику и историю дают 3 балла, за иностранные языки 2, физкультура «тянет» на 0,5. По итогам обучения надо набрать определенное количество баллов: на эту цифру смотрят при переводе в другую школу, поступлении в колледж, университет. Большинство ВУЗов ориентируют абитуриентов на порог в 20-25 баллов.

Кроме обязательных и дополнительных предметов есть еще «продвинутые», усложненные курсы, право посещать которые зарабатывается успеваемостью по тем же предметам на более простом уровне, а при успешном завершении курсов их могут засчитывать как часть высшего образования.

Поступление в ВУЗы при этом проходит без экзаменов и стрессов: отметки за основные регулярные тесты в старших классах суммируются и ежегодно отправляются в колледжи штата, где учится настоящий (и будущий) студент. Таким образом, когда еще довольно задолго до выпускного школьники отсылают запросы в университеты, там уже накоплена база по каждому из них. При этом scholarship, стипендия или дотация на обучение в колледже, также зависит от показателей успеваемости в школе.

No child left behind: публичные школы

No child left behind: публичные школы

Публичные (public) или общеобразовательные школы примут любого и каждого, относящегося к их району. Для обучения не надо денег, за исключением финансирования некоторых «излишеств» типа дополнительных экскурсий все оплачивается за счет налогоплательщиков. Учебники (хотя в некоторых школах они отсутствуют, их заменяют листки с теорией и заданиями, складируемые школьниками в свои папки) выдают на учебный год с возвратом. При этом никто не запрещает иметь свои учебники, но, благодаря мелованной бумаге, обилию иллюстраций, схем и качеству печати в целом стоимость одной книги составляет около 100 долларов. Могут выдавать также и карандаши, которыми 80% учеников предпочитают пользоваться вместо ручек.

О государственном школьном образовании США генерализованно говорить сложно: множество аспектов зависят от штата, муниципалитета и совета управления школой. Могут различаться — и значительно — уровень преподавания, программы дополнительных предметов, оборудование, количество (и наличие в целом) экскурсий, в школе может отсутствовать столовая, и школьники будут во время перерыва на обед поддерживать местную экономику в ближайшем магазине или кафе. Школы могут быть небольшими или огромными, на несколько тысяч учеников, но при этом начальные классы всегда располагаются в отдельном здании.

Об уровне преподавания стоит поговорить отдельно: заработная плата учителя напрямую зависит от финансирования школы. Чем меньше денег получает учреждение, тем меньше в кармане у преподавателя. Соответственно, учителя более высокого уровня стремятся в школы с лучшим финансированием, а в «бедных» районах остаются или те, чья квалификация не позволяет другой опции, или настоящие энтузиасты. Дети в таких школах также не сильно мотивированы на процесс получения знаний, что сказывается на общем рейтинге учреждения в целом.

Комментарий эксперта
Айрат Димиев, преподаватель химии в США

В начале учебного года я, по совету коллег-американцев, попросил своих учеников написать на листочке о том, как они представляют себе мой предмет и что помнят из предыдущего школьного года. Две очень примерные девочки написали следующее: «Мы не помним ничего. Наша учительница была niсе (хорошей, милой), но она постоянно отвлекалась от урока, чтобы усмирять хулиганов и сопровождать их к директору. Поэтому мы практически не занимались».

Дисциплина на уроках — отдельная тема. В течение 45-90 минут дети могут разговаривать, сидеть по-турецки на стуле, на парте, на полу, вставать, петь, танцевать, это ненаказуемо и регламентируется только авторитетом учителя, которому позволено попросить студента так себя не вести, в крайнем случае — вывести в коридор и попросить лично и настойчиво, но исключительно в корректной форме.

Личный опыт
Марк Собжак

Должно ли обучение быть развлечением? Да, а как же иначе ребёнок будет ходить в школу? Заставлять и обязывать — значит, убивать все желание учиться. Дисциплина поддерживается самим преподавателем, который должен добиться уважения и сам уважать студентов, а еще — показывать, почему он любит свою работу. При этом любовь к учителю строится часто не на уровне преподавания — дети редко способны оценить этот фактор, а на личном отношении, умении показать, что он тоже человек, и человек активный и умеющий радоваться.

Например, у нас был преподаватель французского, совершенный «сухарь», нудный и строгий. Но умел совершать неожиданные поступки: подкрасться, к примеру, к ученику и со словами “Le corbeille à papier” высыпать на него бумажки из корзины. Попробуйте не запомнить после такого «корзину для бумаг» на французском.

Биолог на препарации лягушек мог особым образом ткнуть в сухожилие уже мертвого земноводного так, чтобы лапка задергалась, и закричать «Смотри, она ж еще живая!». Химик мог показать опыт с двумя жидкостями, а на лабораторной заменить жидкости так, чтобы при смешении они изменяли цвет, чего быть не должно, или начинали дымиться. Это и весело, и помогает запоминанию, и заставляет детей с интересом ждать следующей лабораторной. Понятно, что людей, которые помогают учиться через развлечение, студенты стараются не огорчать, и слушаются их просьб вместо приказов.

В целом считается, что задача учителя — позитивно мотивировать на получение знаний, организовывая сам процесс в ненасильственной и развлекательной манере. Учиться должно быть весело, и в некоторых ситуациях «веселье» подменяет образовательный процесс. Однако считается, что это также свободный выбор и ответственность ученика — не будет высоких баллов, значит, одним мойщиком посуды в стране станет больше. Они тоже нужны.

В случаях сурового нарушения дисциплины, обмана преподавателя, прогулов, драк, инцидентов с наркотиками к ситуации подключается школьная администрация, социальные службы, полиция. Студента могут оставлять в школе после занятий, назначать общественные работы, в критических случаях — принудительно отправлять в публичные школы-интернаты, которые, в отличие от частных, принадлежат к армейскому ведомству и отличаются военными порядками.

Плачевное положение с дисциплиной в основном характерно для школ с низким финансированием: у детей нет интереса к обучению. И преподавать там сложно, и тем студентам, которые хотели бы получить знания, в подобной атмосфере непросто. Поэтому родителям приходится изыскивать другие варианты: чаще всего за негативным опытом следует перевод после начальных классов в другую публичную школу, а каждый 5-6 студент начинает или продолжает обучение в частной школе.

Где учатся дети нефтяных магнатов и надо ли быть католиком, чтобы поступить в католическую школу

Где учатся дети нефтяных магнатов и надо ли быть католиком, чтобы поступить в католическую школу

Если родители и ребёнок не довольны доступными публичными школами и не хотят переезжать, то остаются еще две опции: частные школы и домашнее обучение.

Обучение на дому считается выбором либо вынужденным, когда в семье, например, по религиозным причинам не могут подобрать соответствующую школу в регионе и протестуют против обычных классов, или выбором тех, кто хочет и может предоставить ребёнку более качественное образование, чем предлагает рынок.

Личный опыт
Марк Собжак, США

После переезда в Колорадо мы стали выяснять, как в ближайшем городе обстоит дело со школами. Публичные не предоставляли достаточного уровня в разнообразии курсов, а единственная частная мне не понравилась квалификацией преподавателей. Поэтому для детей была выбрана домашняя форма обучения.

Не стоит думать, что можно просто так посадить ребёнка дома и выдать ему учебники. Каждый homeschooler прикрепляется к особой школе — центру домашнего образования, где ему выдают пособия, задания, контролируют выполнение, организовывают консультации по интернету и лабораторные работы у себя в центре. Дети, обучающиеся дома, встречаются там примерно раз в месяц с педагогами и другими учениками, обсуждают процесс, общаются, проводят совместные мероприятия, праздники.

Родители при этом должны подтвердить право на сопровождение домашнего обучения ребёнка: чтобы дитятко, к примеру, могло пройти курс средних классов, родитель должен иметь образование на 1 ступень выше, то есть колледж. При несоответствии придется посещать школу, а не сидеть дома, или же нанимать ребёнку учителей соответствующей квалификации, что обходится довольно дорого.

В нашем случае образование родителей позволяло продержать детей в домашних стенах до университета, но сами дети решили иначе: в 12-14 лет они заскучали без компании и отправились «на пробу» в частную школу, где и проучились до выпуска. Тем не менее, мы сохраняли принцип дополнения образования на дому: у детей остался репетитор по английскому языку, ставящий произношение и развивающий речь. В США это важно: иметь правильный английский. При обилии различных региональных сленгов и вариантов языка классический английский без искажений открывает намного больше возможностей для карьеры. В публичных школах, а порой и в частных, за такими «мелочами» не следят.

Частных школ в США около 15% от общего количества общеобразовательных учреждений. Структура обучения и возраст начала соответствуют государственным стандартам, а различия не только в стоимости, но и в выборе дополнительных предметов. Многие частные школы дополняют название словом Preparatory, означающим, что тут студенты в обязательном порядке пройдут все курсы, требующиеся для поступления в престижные университеты.

Частные школы, так же, как и публичные, могут быть с религиозным уклоном: на деле это не означает, что студенты будут изучать Слово Божие или сдавать экзамен на знание библии. Есть особые предметы, которые можно выбирать для изучения, если ребёнок заинтересован в них или собирается продолжать духовное образование, если нет — принуждать не будут. Крестик или иную символику никто носить не обязывает.

Более того, если студент принадлежит к другой конфессии или религии, то ему может быть позволено изменять даты каникул в соответствии со своими праздниками. Как правило, в религиозных школах практикуется мини-собрание с утра с короткой молитвой и рассказом новостей: кто выиграл конкурс, кто заболел, когда планируется футбольный матч с соседним колледжем. Общешкольные мероприятия могут быть более ориентированы в сторону благотворительных акций, будут, конечно, и праздники, приуроченные к религиозным датам, но в большинстве случаев этим все и ограничивается.

Стоимость частных школ зависит, разумеется, от уровня: в среднем от 2 000 до 12 000 долларов в месяц. При этом не всегда цена означает более высокий уровень образования, но всегда — предоставление более широких возможностей выбора и индивидуального подхода, это факт. В таких школах могут учиться дети из различных семей: нет определенного ценза, кроме взноса за обучение. Так, в одной из известных обучением детей нефтяных магнатов школ Cascia Hall на родительском собрании можно встретить и шеф-поваров, и инженеров-геофизиков, и российских программистов, приехавших на время контракта. Есть и самые престижные школы: Eton, Georgetown, славящиеся несколькими поколениями выпускников из деловой и политической элиты, например, семьи Кеннеди.

Известно изречение про Америку как страну больших возможностей. Это действительно так: в сфере образования детям предлагается выбор практически с самого начала. Будешь хорошо учиться — получишь возможность перейти в другую школу или шанс на стипендию для одаренных в частном заведении, а затем и в престижном университете. Не хочешь изучать право, программирование или молекулярную биологию — учись лепить вазы, ремонтировать машины или ухаживать за престарелыми в качестве школьной практики. Никто (кроме возможно, родителей) не будет настаивать, стыдить, вызывать к доске (ответы у доски вообще не приняты) и проверять уровень знаний.

От американского студента зависит его американское будущее, и он волен следовать своим целям. Даже если ему пока что всего 12 лет.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.
Опубликовано 28.10.2017 18:19, обновлено 17.04.2020 18:43
Рейтинг статьи:
4,2

Читайте также

Социализация в школе или домашнее обучение: есть ли выбор?
Как сочетаются школа и социализация, какие важные социальные навыки прививают школьникам за 10 лет в классе и что думают родители хоумскулеров и сами дети.
Школы Голландии: обучение в радость
Голландское образование: без домашних заданий, без тестов, и никто не ругает за отметки. Можно ли учиться хорошо в таких условиях счастливого детства?
Психология детей: здравствуй, школа!
Поступление в первый класс – волнующая пора для всей семьи. Что нужно знать родителям о школьном обучении, и какие возможные проблемы придется решать ребенку?
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в школе?
В период адаптации к школе поддержка родителей особенно важна для ребенка. Чувствуя себя защищенным, малыш быстрее приспособится к новым условиям.
Как защитить детей от хулиганов в школе и на улице?
В школе, на улице, в подъезде собственного дома… Хулиганы могут подстерегать ребенка повсюду. Как защитить детей от неприятных ситуаций? Какие дать им советы?
Популярные мифы об обучении ребенка в школе
Говоря об обучении ребенка в школе, родители сталкиваются с множеством мифов. Некоторые из них могут мешать образовательному процессу. В какие мифы нужно перестать верить?