Важность первой учительницы в жизни ребенка

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Когда ребёнок идет в первый класс, вся семья сталкивается с жизненными переменами. Радостное волнение в предвкушении новой самостоятельной жизни сменяется учебными буднями, которые порой наполнены трудностями. Специалисты называют данный период кризисным. Психологи и педагоги издают множество трудов на тему, как подготовить не только детей, поступающих в первый класс, но и их родителей, к школьной жизни.

Кроме изменений на физическом и психическом уровнях ребёнка, изменению подвергается также и его сфера отношений с окружающими. Подрастая, он обзаводится новыми знакомыми — как взрослыми, так и сверстниками, пробует новые способы поведения и общения, осознает себя в новых ролях. Ребёнок растет, понимая, что является теперь не только сыном или дочерью, но также другом, товарищем, учеником большого класса, частью коллектива и общества.

Первая учительница — человек, который в буквальном смысле берет его за руку и ведет в новый и незнакомый мир — знаний, способностей, достижений, общения. От отношений ребёнка с педагогом во многом зависит то, как станет развиваться его психика, сможет ли он проявить свои таланты, научиться общаться, преодолевать препятствия, обучаться.

Отношения с педагогом могут стать своего рода фундаментом новой жизни вчерашнего дошкольника. Что нужно знать родителям, когда они отдают ребёнка в первый класс? Как правильно построить отношения с учительницей? И почему важно, чтобы она была для детей не только наставником, но и другом? Ответы в этой статье.

Как меняется психика детей перед школой

Дошкольники — радостные, эмоциональные, подвижные — живут игрой. Ребёнок перед поступлением в школу должен обладать психологической готовностью к обучению. Она заключается в способности психики понимать и перерабатывать информацию, уметь строить общение с разными детьми, воспринимать инструкцию от педагога и владеть навыками самоконтроля.

Дети, поступающие в первый класс, еще вчерашние шалуны. Они не теряют своей эмоциональности и подвижности, так же восприимчивы, любознательны и активны. От ребят дошкольного возраста они отличаются тем, что приобретают навык самообладания, могут лучше управлять процессами своего поведения, вовремя останавливаются, легче переключаются с одной деятельности на другую.

Психика ребёнка в младшем школьном возрасте запускает развитие таких процессов, как повышение концентрации внимания, способность заниматься одним делом продолжительное время, стремление не только познавать новое, но и выносить из него собственный опыт.

Развитие ребёнка в первом классе

Развитие ребёнка в первом классе

Поступление в школу — стресс для ребёнка. Еще вчера в его обязанности не входило каждый день интенсивно получать знания, выполнять домашнее задание, брать на себя ответственность за свои действия в полной мере. Поэтому, чтобы развитие ребёнка проходило благополучно, важно делать переход из дошкольного детства к школьному плавным. Педагоги, которые работают в начальной школе, понимают это. Поэтому уроки в первом классе носят многоуровневый характер, отличаясь игровыми моментами, расслабляющими и подвижными упражнениями. Это позволяет детям сохранять сосредоточенность на занятиях и не уставать.

Развитие ребёнка в первом классе — это не только его интеллектуальная готовность учиться, но также и формирование отношения к окружающему миру. И тот, и другой процесс во многом зависят от того, как ребёнок будет взаимодействовать с первой учительницей.

Ребёнок и первая учительница

Ребёнок и первая учительница

Первая улыбка, первые слова взрослого ученику, эмоциональная реакция на его поведение, внимательное отношение являются основой формирования самооценки первоклассника.

Отсутствие авторитета у учителя не будет способствовать запоминанию детьми обучающих и дисциплинарных правил. Авторитет зарабатывается личным примером и твердостью требований.

Соблюдение принципов индивидуального подхода к каждому ребёнку, эмпатические навыки, баланс поощрения и порицания, объективная оценка знаний ученика, любовь к детям, забота об их здоровье — главные составляющие личности педагога, который в силах помочь обеспечить полноценное развитие ребёнка.

Школа — это то место, где дети приобретают навыки социализации, получают опыт общения, не всегда положительный. От того, как грамотно учитель сумеет разрешить детские конфликты, зависит их общение между собой и отношение каждого к своей личности.

Первоклассник, по сути, еще маленький ребёнок, который не все проблемы может решить самостоятельно. Важно, чтобы педагог отвечал на вопросы детей, когда они нуждаются в этом, умел снять тревогу и страх, успокоить, поддержать, вселить уверенность.

Как родители могут помочь детям

Важность первой учительницы в жизни первоклассника не преувеличена. Родители перед поступлением детей в школу должны не только обеспечить организационные вопросы, но и позаботиться о том, чтобы спрогнозировать хороший контакт ребёнка с педагогом заранее. Для того чтобы это сделать, можно воспользоваться рядом рекомендаций.

  1. В настоящее время во многих школах действуют подготовительные курсы, где дети и учителя имеют возможность познакомиться друг с другом, наладить контакт.
  2. Хорошо, если не только ребёнок сблизится с учителем, но и родители — расспросите педагога об образовательной программе, по которой будет учиться первоклассник, основных требованиях или поделитесь своими опасениями. Так вы получите возможность не только познакомиться поближе с учителем, но и снизить собственную тревожность.
  3. Будьте открыты и откровенны — не скрывайте личностных и психологических проблем ребёнка от педагога. В тандеме с ним удастся найти самый оптимальный и эффективный путь для воспитания и развития первоклассника.
  4. Когда имеет место ситуация конфликта, избегайте в присутствии школьника отзываться об учителе в негативном ключе. Если ребёнок станет свидетелем таких разговоров, авторитет учителя в его глазах потеряется безвозвратно и качество обучения тоже может пострадать.
  5. Расскажите ребёнку о важности первого учителя в его жизни. Он должен знать о том, что к педагогу можно и нужно обращаться по любому вопросу, в процессе обучения. Это не только поможет сохранить безопасность ребёнка в школе, но и позволит ему выстроить доверительные отношения с учителем.
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 13.07.2017 11:57, обновлено 17.04.2020 18:49
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Что делать, если у детей конфликт с учителем?
Для детей любого возраста учитель – очень важная и значимая фигура. Но как помочь ребенку, у которого складываются проблемные отношения с учителем?
Обзор неуместных и бесполезных подарков Учителям
Надоевшие, бесполезные и даже оскорбительные – многие родители не подозревают, что они выбирают совсем не желанные подарки учителям. О чем речь?
12 секретов воспитания детей от школьных учителей
Воспитывать одного ребенка непросто, но еще сложнее, если детей в 20, а то и в 30 раз больше – у учителей есть чему поучиться. Делимся практичными школьными методами воспитания.