Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и их образовательные возможности определяются самой структурой нарушения, которые могут затрагивать как физическую сферу, так и психику ребёнка. Поскольку не всякий дефект приводит к отклонениям в развитии, к группе детей с ограниченными возможностями здоровья относят тех детей, чьи психофизические особенности определяют необходимость создания специальной образовательной среды для их обучения.

К каким специалистам можно обратиться?

Методы развития детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются от тех, которые можно использовать при работе с обычными детьми. Для того, чтобы получить профессиональную помощь, родителям необходимо обратиться к дефектологам – педагогам, которые специализируются на проблемах детей с отклонениями в развитии. Так, для детей, имеющих проблемы со зрением, будет актуально обучение у тифлопедагогов. Сурдопедагоги помогут ребёнку, испытывающему сложности в развитии из-за нарушений слуха, а логопеды помогут улучшить речь ребёнка.

Специалисты также могут помочь выбрать дополнительную терапию, например, когда ребёнок активно взаимодействует с животными (пет-терапия). Или арт-терапию, куда входит лепка, рисование и другие занятия. Современная психология накопила большой опыт в помощи детям с ОВЗ.

Как помочь родителям?

Развитие ребёнка с ОВЗ зависит не только от выбора специального образовательного учреждения, но и от того, как ведут себя его родители. Психология развития рекомендует придерживаться следующих принципов в работе с ребёнком вне зависимости от типа и выраженности нарушений:

  • Вам не нужно сравнивать развитие собственного ребёнка с успехами других детей. Более правильным будет ориентироваться на то, каких успехов достиг ваш ребёнок по сравнению с тем, что он умел раньше.
  • Найдите сообщество родителей таких же детей с ОВЗ – опыт других семей, получение практической информации и их помощь в преодолении трудностей развития помогут вам справиться со многими проблемами.
  • Проявляйте активность в поиске информации. Методы и принципы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня являются общедоступными, поэтому изучайте пособия и не стесняйтесь консультироваться со специалистами.
  • Специальные образовательные учреждения, центры реабилитации и отдельные специалисты должны быть доступны вашему ребёнку как можно раньше, ведь именно так он получит больше возможностей для развития и компенсации своих нарушений.
  • Постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Любой ребёнок чувствует эмоции своих родителей. Если в них будет преобладать злость, обида, непонимание, это не лучшим образом скажется на его психологическом комфорте.
  • Не забывайте об отдыхе. Хотя дети с особыми потребностями требуют больше внимания, чем обычные дети, отсутствие собственного личного времени может стать причиной эмоционального истощения родителей. Постарайтесь найти возможность проводить хотя бы несколько часов в неделю для себя и ни в коем случае не вините себя за желание отдохнуть – оно абсолютно естественно, а положительные эмоции родителей подарят комфорт и их ребёнку.

Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья строится на определении типа нарушения на максимально раннем этапе. Если помощь такому ребёнку будет оказана в раннем дошкольном возрасте, в ряде случаев к 7 годам эффективное дошкольное развитие ребёнка подготовит его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Сегодня есть несколько моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы. Чаще всего это выделение в общеобразовательной школе отдельных коррекционных классов, для которых предусмотрена специальная программа. В других случаях дети с ОВЗ могут обучаться и в классах с обычными детьми, однако данная модель интеграции внедряется только в некоторых регионах страны и является экспериментальной. 

Любой тип интеграции избавляет родителей от необходимости помещать ребёнка на длительное время в специализированные интернаты, таким образом сохраняя общение в семье. Кроме того, обучение ребёнка в обычной школе обеспечивает его контакт с другими детьми, у которых отсутствуют отклонения в развитии, создавая необходимые предпосылки для дальнейшей социальной адаптации.

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 19.03.2016 19:42, обновлено 17.04.2020 19:11
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Читайте также

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка
По мере взросления ребенка изменяются и особенности развития его психоэмоциональной сферы.
Развитие речи у детей с ЗПР
В чем проявляются особенности речи детей с задержкой психического развития? Как учить малыша с ЗПР? Читайте в нашей статье о речевых навыках детей с ЗПР.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
От чего зависят особенности развития? В чем проявляются? Как помочь ребенку научиться говорить?
Лечение ЗПР у детей
Неутешительные статистические цифры свидетельствуют, каждый четвертый российский школьник имеет особенности психического развития.
Психическое развитие детей с ЗПР
Как развивается психика детей с ЗПР? Какие существуют виды задержек? Читайте о развитии детей с ЗПР в нашей статье.
Особенности детей с задержкой психического развития
Как помочь ребенку в ЗПР? Какими могут быть виды задержки развития?