Развитие общения у детей от 0 до 7 лет

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Развитие коммуникации ребёнка начинается с момента его рождения; еще не умея говорить, малыш уже взаимодействует с родителями. В дальнейшем коммуникативные навыки постепенно усложняются, проходя несколько последовательных стадий, каждая из которых имеет свои цели и особенности.

Основные этапы развития коммуникации дошкольника

Развитие коммуникации ребёнка изучалось многими психологами. Наиболее оптимальной считается классификация М. И. Лисиной, которая выделяет формы общения в зависимости от потребностей, мотивов и используемых средств:

Ситуативно-личностная.

Ребёнок уже с рождения нуждается в доброжелательном внимании его родителей. Так как речь на этом этапе еще не развита, ребёнок привлекает внимание мимикой, жестами. Если ребёнок не получает этого внимания, у него появляется тревожность, а постоянный дефицит общения со взрослым часто приводит к проблемам в дошкольном развитии ребёнка.

Ситуативно-деловая.

Возникает примерно в возрасте полугода и остается ведущей лет до трех. Характеризуется наличием потребности в сотрудничестве со взрослым, вследствие чего ребёнок все время обращается к нему за помощью или одобрением. При этом, если до полутора лет ребёнок просто ждет помощи, в дальнейшем он предпочитает пробовать и действовать самостоятельно. Ситуативно-деловая форма общения является подготовкой к становлению активной речи ребёнка.

Внеситуативно-познавательная.

Выступает основной формой в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте ребёнок хочет узнать, как можно больше об окружающем мире, и источником этих знаний, как правило, становится взрослый. Вопросы не привязаны к конкретной ситуации — спросить, почему трава зеленая, ребёнок может и тогда, когда за окном лежит снег. Помогите ребёнку получить ответы на все вопросы, ведь так он выстраивает свое представление о мире и его всевозможных проявлениях.

Внеситуативно-личностная.

Возникает в 5-7 лет и является высшей формой общения для дошкольников. Центром здесь уже становятся не явления мира, а особенности межличностного взаимоотношения. Ребёнок уже готов узнать и понять, какие ощущения может испытывать другой человек, что он думает, и в зависимости от этого устанавливать отношения с самыми разными людьми. В этом возрасте ребёнок обращает внимание на то, как авторитетный для него взрослый оценивает действия окружающих, считая его примером для собственного поведения.

Ваше общение с ребёнком

Развитие общения у детей полностью связано с тем, как с ним общаются в семье, начиная с самого рождения. Коммуникации с родителями влияют сразу на несколько факторов. В первую очередь ребёнок воспринимает их речь как образец для подражания, пополняя свой пассивный запас слов и наблюдая за артикуляционными движениями. Как быстро заговорит ребёнок, будет напрямую зависеть от того, как общаются с ним родители. Появление речи возможно только в ситуации общения.

Важную роль в становлении мировоззрения ребёнка играет внутрисемейное общение. Дети, которым терпеливо разъясняли, что такое хорошо, а что такое плохо, при этом подкрепляя слова собственным поведениям, обладают более четкой системой моральных принципов, чем при отсутствии такого общения. Поэтому для полноценного и гармоничного развития ребёнка родителям всегда нужно найти время на общение с ним, ответы на вопросы, касающиеся разных сфер жизни, в том числе личностных отношений. Доверительное общение не только благотворно влияет на развитие, но и помогает сглаживать проявления возрастных кризисов.

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 21.03.2016 14:14, обновлено 17.04.2020 19:11
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Читайте также

Развитие общения детей дошкольного возраста
Какие этапы проходит малыш в возрасте от года до семи лет? Что важно знать о каждом из них?
Развитие навыков общения у детей
Как развить в ребенке общительность? Как помочь детям дошкольного возраста чувствовать себя уверенно с незнакомыми людьми? Читайте в нашей статье.
Что нужно знать о трудностях с общением у детей
Становление навыков общения дошкольника не всегда идет гладко. Ситуацию прокомментирует детский психолог-педагог.