Развитие ребенка: особенности восприятия

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Этапы развития ребёнка дошкольного возраста тесно связаны с периодами восприятия, которые наблюдаются в раннем младенческом возрасте, младшем дошкольном, среднем и старшем дошкольном возрасте. Каждому из них свойственны свои особенности развития, а все вместе они оказывают непосредственное влияние на формирование личности.

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста

Развитие ребёнка начинается с развития ощущений -- восприятия прикосновений, звуков, очертаний, иными словами оказывается задействована его сенсорная система. Начальным периодом в развитии у ребёнка восприятия считается возрастная категория с рождения и до 3-х лет. Конечно, огромное значение в этот период имеют врожденные рефлексы. Ребёнок появляется на свет с уже определенными задатками восприятия и поведения.

В первые 6 месяцев родители могут использовать для развития у ребёнка восприятия его рефлекторные способности. Можно сфокусировать внимание на отдельных предметах, приучать к тактильным ощущениям, используя развивающие предметы с разной поверхностью, к восприятию цветового спектра и звуковых эффектов. Все это поможет закрепить реакцию таких органов чувств как зрение, осязание и слух, которые играют определяющую роль в развитии детей раннего возраста.

Следующие полгода можно назвать познанием предметного мира. Помимо неосознанных манипуляций с вещами ребёнок постигает их назначение. В силу способности подражать он вполне может орудовать ложкой, повторяя движения родителей, манипулировать бутылочкой. В развитие детей раннего возраста начинают входить новые формы, цвета и материалы, они начинают осваивать их благодаря простейшим кубикам, лабиринтам, пирамидкам и предметам домашнего обихода. Мир начинает обрастать предметами и деталями, развитие ребёнка становится насыщенней, несмотря на то, что его действия большей частью еще неосознанны.

Программа развития ребёнка

Несмотря на то, что восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, в этот же период начинает зарождаться его предметная деятельность, а вместе с ней закладывается программа развития ребёнка в плане восприятия. Он начинает воспринимать все свойства предмета (цвет, форму, объём) как единое целое. При этом умеет выделить одно самое яркое, по которому и будет отличать этот предмет от остальных. Подобный способ восприятия заключается в распознании отдельных свойств предметов и их назначения. Эти качественные характеристики тесно связаны не только с восприятием, но и с игрой как неким действием. Программа развития ребёнка обрастает новыми подробностями, может быть непредсказуемыми, но ведущими к логическому выводу. Восприятие ребёнка выходит на новый уровень -- он должен убедиться в правильности своих ощущений, а в итоге в правильности увиденного, услышанного и воспринять их как данность. Так в сознании ребёнка рождается понятие правильного и неправильного, хорошего и плохого.

Цели и задачи развивающих игр сводятся не только к воспроизведению моментов из окружающей ребёнка жизни. С их помощью он постигает законы общения и взаимоотношений между людьми. Роль взрослого в развитии ребёнка и роль общения с ним становится практически определяющей для восприятия окружающего мира. Более того, восприятие внешнего мира способствует развитию новых навыков: речи, воображения, внимания и памяти. В процесс игры включаются новые элементы -- пазлы, мозаики и конструкторы, движущиеся игрушки с пультом управления.

К тому же с помощью взрослых уже можно делать элементарные аппликации, которые дадут понимание о частях и целом, причем в этом случае в качестве подручного материала можно использовать не только картон и бумагу, но и вату, нитки, засушенные листья, пуговицы и бусины. Для освоения цветовых решений подойдут альбомы-раскраски с готовыми контурными рисунками. Объёмные конструкции позволят развить пространственное восприятие и дадут понятие о возможностях изменить его. Все это способствует в первую очередь развитию зрительного восприятия у детей, но вместе с тем никак не умаляют развитие творческих способностей ребёнка. Восприятие в «предметном варианте» обладает несомненным преимуществом -- наглядностью.

Не менее важным и полезным в этот период для развития ребёнка окажется выполнение трудовых заданий. Например, одевая и раздевая куклу, малыш невольно спроецирует эти действия на себя и научится одеваться и раздеваться сам. А складывать игрушки можно по коробкам, в мешочки, расставлять на полках — тоже кропотливое и полезное занятие.

Помимо чисто механических и последовательных действий программа развития ребёнка во многом зависит от коррекции особенностей его восприятия со стороны взрослых. Например, стоит заострить внимание на деталях картины, дать пояснения к изображенной композиции. Таблица с выложенными на ней предметами позволит сориентироваться в таких понятиях как количество и форма, верх и низ, о том что находится справа и слева. Можно подключить и другие средства развития ребёнка, которые будут влиять не только на восприятие и наблюдательность, но и разбудят фантазию и желание делать что-то самому.

Развитие у ребёнка: восприятие и ощущения

Развитие у ребёнка: восприятие и ощущения

Развитие ребёнка в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) происходит через активное познание свойств предметного мира. Он уже может измерить предметы, совместить их, познакомиться с такими понятиями как форма, величина, объём, количество. Более того, он способен различить детали, из которых состоит предмет и отделить свойства предмета от него самого. Надо сказать, что в это время развитие детей раннего возраста происходит через постижение таких азов восприятия как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Можно сказать, что ребёнок начинает познавать суть вещей. Выбрать средства развития ребёнка для восприятия внешнего мира -- задача не из легких. К уже испытанным добавляется познавательный процесс -- мир становится не только предметным, но и вербальным.

В 5-6 лет к восприятию подключается мышление, память, воображение. Это важнейшие показатели развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря им рамки восприятия становятся шире, но при этом ослабевает внимание, ребёнок часто отвлекается и не может сосредоточиться на чем-то одном. Особенно трудно ему справится с восприятием времени, он не чувствует его течения и не в силах оценить длительность какого-либо процесса. Игровые занятия порой растягиваются на часы.

Восполнить этот «пробел» помогут цели и задачи развивающих игр, акцент на зрительном восприятии детей, роли взрослого в развитии ребёнка, а также занятия чтением и счетом. Особенно полезно сопровождать игру словесным комментарием, который поясняет последовательность совершаемых действий. Этот период детства отмечен новым этапом восприятия -- полным ходом идет познавательное развитие ребёнка.

Важно привести процесс восприятия в стройную систему, чтобы к школьному возрасту сформировать правильное и целостное понимание окружающего мира, и, тем самым, способствовать развитию других познавательных процессов.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 25.04.2016 15:38, обновлено 13.12.2019 11:59
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Витамины группы в и их влияние на состояние здоровья и интеллектуальное развитие детей / Левчук Л.В., Стенникова О.В. // Вопросы современной педиатрии 2009 Т. 8 №3

Читайте также

Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка?
Часто, услышав от ребенка небылицу, родители довольно резко реагируют. Узнаем, зачем нужны детям фантазии и помогают ли они личностному росту ребенка?
Развитие зрительного восприятия у детей
Как развивается зрительное восприятие у детей? Какими упражнениями заниматься с дошкольниками для развития зрения? Об этом вы узнаете из нашей статьи.
Развитие слухового восприятия у детей
Как должно развиваться слуховое восприятие у детей? Как развитие слуха влияет на речь ребенка? Читайте об этом в нашей статье.