22.08.2017 2116

Дети-киноактеры: разные судьбы

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Эти дети однажды проснулись знаменитыми. Яркая роль в юном возрасте принесла популярность, афиши и внимание назойливых поклонников, но не гарантировала постоянное признание и успех.

С громкой славой дети-актеры справлялись по-разному. Почему одним удалось стать признанными мастерами театра и кино, а судьбы других обернулись трагедией? Что влияет на развитие таланта, и существует ли рецепт вечного успеха, разбираемся на MedAboutMe

Российская фабрика актерских кадров

Российская фабрика актерских кадров

Выявлением детских талантов в России вот уже более сорока лет занят киножурнал «Ералаш».

Российская кузница актерских кадров воспитала не одно поколение детей-актеров, сумев разглядеть в обычных мальчишках и девчонках талантливых исполнителей.

Однако чтобы стать знаменитым актером, одной красоты мало. Обладатель лишь яркой индивидуальности или харизмы, как принято нынче говорить, способен привлечь внимание режиссера. Если к оригинальности прилагаются талант вкупе с исключительной работоспособностью, то успех обеспечен.

Дети-актеры, знакомые всем по нашумевшим фильмам, обладали творческим потенциалом в полной мере. Многим из них, стартовавшим в запоминающихся сюжетах юмористического журнала, «ералашное» прошлое помогло определиться с будущей профессией и продолжить путь к славе:

  • Александру Головину (телесериалы «Охота на асфальте», «Кадеты» и «Кадетство», кинофильмы «Сволочи», «Елки», «12 месяцев» и другие);
  • Ольге Кузьминой (сериал «Мамочки», «Универ», кинофильмы «Спальный район», «Успех любой ценой»);
  • Федору Стукову («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Родня», «Остров сокровищ»);
  • Анне Цукановой («Пять невест», «Дом солнца», «Царевна Лягушкина»);
  • Александру Лойе (сериал «Next», фильмы «Глаза», «Побег», «Белая ворона»).

Шоубизу тоже «перепало» из запасов популярного киножурнала. Влад Топалов, Глюкоза (Ионова), Сергей Лазарев и «татушка» Волкова тоже отметились в «Ералашных» сюжетах.

Съемки в юмористических короткометражках детского киножурнала подарили шанс талантливым детям, остальное сделали талант, помноженный на трудолюбие, целеустремленность и любовь к профессии. С момента выхода фильмов прошло немало времени, а многие маленькие артисты, повзрослев, продолжают радовать зрителей запоминающимися работами.

Личный опыт
Владимир Сычев, актер, Россия
Владимир Сычев, актер, Россия

Я родом из «Ералаша» и благодарен судьбе за подаренную возможность проявить свои таланты и направить неуемную энергию в нужное русло. Ребенок я был, прямо скажем, не примерный. Увлекался спортом, борьбой и в драках, конечно, регулярно участвовал. А еще мне хотелось быть клоуном. Поэтому в лицедейство меня тянуло с детства, но первые кинопробы я не прошел на студии им. Горького.

Мне было 12 лет, когда пригласили в «Ералаш». Здесь было проще освоиться, потому что работали на студии главным образом с детьми. Сюжеты брали практически все из жизни, играть было весело и легко. Даже съемки я всегда выбирал (была такая возможность!) по принципу: побольше веселья, поменьше занятости. В чем это выражалось? Например, предстояли съемки в Свердловске и в Ялте. На юге всего 15 дней, но ведь там интереснее.

С трудностями в актерской профессии впервые столкнулся после приглашения на «Мосфильф». Там были заняты знаменитости — Соломин, Табаков. Я-то, по сути, еще ребенок, а требования предъявляли по-взрослому. Очень помог в этом плане Леонид Филатов.

В общем, в школьные времена я больше снимался, чем учился. Больше десятка фильмов тогда было. «Попутчик», «Старый двор», «Лапта» - это все в то время. После окончания школы вопрос о поступлении не стоял — в ГИТИС и на актерский. Сейчас работы в кино, в театре и на телевидении хватает. «Исаев», «Любка», «Солнечное затмение» - это уже из взрослой актерской жизни. В «Бумере» у моего персонажа кличка Ералаш. Люблю театральную сцену. Там другие эмоции и контакт со зрителем.

В общем, спасибо «Ералашу».

Лучше бы они не взрослели

Лучше бы они не взрослели

Если бы время можно было остановить … Запомнившиеся детской непосредственностью и артистизмом, юные актеры повзрослели, но, к сожалению, для некоторых груз славы оказался слишком тяжкой ношей.
К началу кинокарьеры маленькие актеры, обычно, еще учились в школе. Постоянные съемки отвлекали от учебы и обычной детской жизни. Чтобы «звездный блеск» не затмил все прочее, нужно было либо самому обладать твердым характером, либо взрослым следовало вовремя остановить падение юной звезды с «высот» киноуспеха. К сожалению, не все юные дарования успешно преодолели этот этап пути.

Свобода от всех

Эдвард Ферланг вытащил счастливый билет, когда попал на съемки вместе со знаменитым Арнольдом Шварценеггером. Фильм-продолжение о Терминаторе принес ему всемирную славу и желание освободиться от опеки взрослых. Что сделал юный актер после завершения съемок? Подал в суд заявку на освобождение от опекунства дяди и тети. Ферланг выиграл процесс, но справиться с самостоятельностью не смог.
Свобода от всех обернулась вседозволенностью: наркотики, домашнее насилие, вождение в нетрезвом виде. Однако молодому дарованию еще был дан шанс закрепить успех и продолжить успешную кинокарьеру. Критики отметили работу молодого актера в «Американской истории икс», но участившиеся скандалы резко сократили предложения о съемках. Никому не нужен неуравновешенный актер у которого проблемы с законом. Мощный талант угас. Сейчас Эдварду поступают лишь предложения участвовать в малобюджетных проходных работах.

Дорога в никуда

Алексей Фомкин после съемок в «Гостье из будущего» был, пожалуй, самым популярным подростком в стране. Во всяком случае, в школе ему проходу не давали, выясняя «где миелофон». Талантливый, яркий, хорошо справляющийся со всеми заданиями режиссеров, Алексей, казалось, уверенно шел по дороге к славе. Однако частые пропуски занятий из-за съемок стали причиной получения справки вместо аттестата об образовании. Большие по тем временам гонорары собирали вокруг не самых лучших «друзей». Отсутствие предложений сниматься повзрослевшему «Коле Герасимову» привели его к нервному срыву, больнице, проблемам с алкоголем. После службы в армии Алексей недолго работал в театре, но был уволен за прогулы. Кинокарьера Фомкина закончилась, едва начавшись. Алексей уехал из Москвы во Владимирскую область. Там он когда-то отдыхал в детские годы, там же решил жить. Трагически погиб во время пожара.

Криминальный талант

20 лет мини-сериалы о приключениях друзей-пионеров, снятые по мотивам произведений А. Рыбакова, вызывали неподдельный интерес у зрителей. Неразлучная троица — Миша, Славик и Гена — были кумирами всех подростков. На экране у них  получились идеальные образы советских мальчишек: смелые, честные, всегда добиваются справедливости и защищают слабых. После выхода на экраны страны «Кортика» ребята проснулись знаменитыми. Появление юных героев  в «Бронзовой птице» и «Последнем лете детства» только умножило небывалую популярность. Им завидовали, восхищались, писали письма и признавались в любви.

К сожалению, не так радужно все было в реальной жизни. Двоих из неразлучной троицы уже нет в живых.

Трагично сложилась судьба экранного Миши Полякова. Он единственный из кинодрузей был москвич, да еще и родители работали на «Мосфильме». Умный и порядочный, с обостренным чувством справедливости, герой в фильме, Сергей Шевкуненко в обычной жизни не отличался примерным поведением. Состоящий в свои 13 лет на милицейском учете, подросток воплотил на экране просто идеального пионера-героя. Съемки в трилогии сделали его востребованным артистом. Шевкуненко участвовал в съемках еще двух приключенческих фильмов.

Популярность, самостоятельность и буйный нрав сделали свое дело. К 35 годам он успел 5 раз побывать «в местах не столь отдаленных», возглавлял бандитскую группировку и совсем был не похож на своего экранного героя. Убит в собственной квартире.

Лучше ли быть хорошим рабочим?

Игорю Шульженко (Славка) киносъемочная вольница так понравилась, что из примерного пионера до съемок он, по его словам, превратился в «законченного лентяя». Дважды поступал в разные институты, но ни один не закончил. В итоге стал плиточником. Его не стало в 2009.

Владимира Дичковского (Генку) узнают даже после стольких лет. Он пытался поступить в театральный — не сложилось. Работает водителем, живет в Минске и ни о чем не жалеет.

Печальный финал новогодней сказки

Судьба Маколея Калкина — пример того, как непомерные амбиции родителей могут загубить карьеру талантливого ребенка. После ошеломительного успеха киноистории о мальчике, забытом родителями дома, юному актеру прочили быстрый путь на вершину Голливуда. Однако требования отца Маколея (бывший актер), касающиеся неоправданно завышенных гонораров сына, привели к тому, что ребенка просто перестали приглашать на съемки. Парень пытался заняться музыкой, пробовал судиться с родителями, женился и вскоре развелся. С кинокарьерой покончено, но творчеством Маколей, все же, занимается — увлекся живописью.

Жизнь в зазеркалье

Возможно, Оля и Таня Юкины сыграли бы не только в сказках. Отважные пажи из «Королевства кривых зеркал» и близнецы из «Морозко» так и остались волшебными воспоминаниями о мире кино. После съемок в полюбившихся детям сказочных историях, мама запретила девочкам даже думать о кино. Потом была учеба в техникуме, работа в «Интуристе», замужество, даже заграничные поездки по ближнему зарубежью. Все рухнуло в 90-е. Изменилась жизнь в стране, пришли новые хозяева. Престижная работа сменилась «зазеркальем», в котором сестры не выжили.

Комментарий эксперта
Алена Грозовская, психолог
Алена Грозовская, психолог

Поговорим о детях известных актеров. Почему у одних карьера вслед за родителями идет как по маслу, а у других — максимум дешевые сериалы на НТВ или вообще никак?

Есть целые актерские династии. И это радует: значит, возможны одаренные дети у не менее одаренных родителей. Но, на мой взгляд, дело тут даже не в семейном таланте, хотя без него, конечно, трудно. Большинство успешных молодых отпрысков трудились и учились в поте лица и завоевывали себе место под солнцем не с помощью громких фамилий — это основная причина успеха.

Печально другое. Детишки, выросшие в лучах славы родителей, воспринимают как само собой разумеющееся то, что их светлое будущее уже определено: папа или мама пристроят в Щуку или ГИТИС и бац! Большое кино ждет своего героя. В этом — главная ошибка. Мастерам нужны яркие дарования. Им некогда и незачем «лепить звезду» из ничего. Режиссеры не слепые, да и актеров, действительно обладающих даром и пробивающих дорогу исключительно своими силами, вполне достаточно.

Есть второй тип звездных детей - отрицающие зависимость от знаменитых пап и мам.

Такая молодежь не приемлет, когда их заслуги приписывают звездной фамилии. Они терпеть не могут выражения «пошел по стопам отца/матери», на каждом шагу доказывают свою самостоятельность и полную независимость от родителей.

С одной стороны - желание доказать всему миру, что они тоже не лыком шиты. Это — сильный мотиватор и причина движения вперед, работы над собой, развития мастерства.

А с другой - многие, даже обладающие способностями, сознательно уходят от профессии родителей и становятся кем угодно, только не актерами.

Бывают и совсем печальные случаи - синдром одной детской роли. После одной удачной роли повзрослевшие дети-актеры остаются не у дел. Так как лучшее они уже сыграли, и мир запомнит их детьми. Например, как Кевина из «Один дома».

На мой взгляд, для того чтобы вырастить хорошего актера в артистической семье — нужно для начала спросить его о желании, а потом предоставить ему возможность самостоятельно принимать решение.