22.06.2017 2179

Европа vs Азия: где воспитывают ребенка успешнее?

Воспитание как процесс сопутствует всей истории человечества. Известные археологические находки свидетельствуют: проблемы воспитания детей занимали как обычных родителей, так и бездетных мудрецов с доисторических времен: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются родителей. Видимо, конец мира уже недалек» (жрец Ипувер, Египет, 1700 год до н.э.). Как заставить ребенка слушаться родителей? Надо ли его заставлять, или личное счастье важнее? Какой стиль воспитания выбрать? Современные медиа-авторитеты предлагают вместо привычных классификаций семейного воспитания новые позиции. Знакомимся: мать-тигрица, отец-волк, мама-дельфин, мать-дракон и другие варианты современных родителей.

Стили воспитания

Стили воспитания

Если спросить окружающих, какого стиля придерживались в их семье, то конкретный ответ получить будет непросто: родители в процессе взращивания ребенка, как правило, о методологии не задумываются, а действуют интуитивно. Кто-то берет за основу отношение своих собственных родителей, кто-то идет «от противного» или комбинирует желаемые и негативные варианты.

Хотя каждая семья по-своему уникальна и может при ближайшем рассмотрении предложить свои нюансы и взгляды на методы выращивания молодежи, классификаций стилей семейного воспитания меньше, чем семей. В целом они основываются на способах удовлетворения потребностей ребенка и ожиданиях родителей.

Характерные модели отношения родителей к ребенку в целом описывают одни и те же феномены. Например, по Д. Баумринд, в семье возможны три модели воспитания:

  • Авторитарная

Методы воспитания жесткие, требования суровые, наказание за проступки неизбежно, самостоятельность ограничена. От ребенка ждут, что он вырастет послушным, отличным исполнителем, с серьезным отношением к делу и личной ответственностью за все. По факту дети с сильным характером активно сопротивляются такому стилю и стремятся как можно раньше покинуть родной дом, дети более уступчивые вырастают робкими, несамостоятельными и замкнутыми личностями. И бунтари, и тихие дети во взрослом возрасте, тем не менее, могут копировать стиль воспитания и тиранить детей, супругов и пожилых родственников из-за потребности в компенсации за непростое детство;

  • Авторитетная

Эта модель выглядит оптимальной, ее еще называют демократическим стилем воспитания или сотрудничеством с детьми. Эта модель прекрасна для формирования гармоничной личности: теплые взаимоотношения в семье, учет мнения каждого сочетаются с контролем и воспитанием личным примером. Поощряется самостоятельность, растет уверенность ребенка в себе, умение общаться с окружающими и решать проблемы. Однако применять ее с раннего возраста специалисты не советуют: маленьким детям необходимы порой довольно строгие рамки, требования по соблюдению общественных норм и правил поведения. К кризису трехлетнего возраста авторитетное воспитание не подходит, увы;

  • Либеральная

Данная модель еще называется попустительской. Снисходительность родителей ко всем проявлениям характера ребенка, безусловная любовь, не знающая слова «нет» приводит к появлению избалованных, эгоцентричных, конфликтных и довольно ленивых взрослых, склонных попадать в неприятные истории, асоциальные группы. Хотя есть и исключения: из некоторых детей, воспитанных в условиях полной свободы, независимости и родительской поддержки во всем вырастают творческие личности с активной позицией и высоким уровнем самореализации. Но это — редкость, и зависит от врожденных особенностей характера.

Данная триада дополняется другими авторами: Э. Маккоби и Д. Мартин выделяют еще и индифферентную модель, иначе — попустительскую или гипоопеку. Крайняя форма такой модели — безнадзорность. Ребенок предоставлен самому себе, у него нет ограничений и правил, но нет и внимания и поддержки со стороны взрослых. Каким вырастет человек — зависит от внесемейных условий: при удачном педагоге в дошкольном или образовательном учреждении, хорошей компании друзей возможны чудеса. Но гармоничная личность в такой ситуации — скорее исключение, чем правило.

Разные авторы выделяют разные стили воспитания детей, и 6, и 8, и 12. Существуют понятия «воспитание в стиле кумира семьи», «кронпринца», Золушки, модель «ежовых рукавиц», культа болезни… Есть и национальные особенности: для Японии, например, характерно сочетание либерального стиля до пяти лет и достаточно жесткого и требовательного воспитания детей постарше. Ну а классический стиль с шутливым названием «идише мама», характерный для многих народов (в российском варианте это «мать-наседка» со своими культурными вариациями: потворствованием чаду и минимумом требований), знаком каждому хотя бы по анекдотам. При этом, несмотря на недовольство детей и множество шуток, модель «еврейской мамы» позволяет детям расти достаточно успешными личностями.

В основном стили основаны на сочетании вышеописанных или усилении отдельных аспектов процесса. Также, как и новые модели, которые пропагандируют современные родители, считающие своих детей самыми успешными, счастливыми, любимыми, самыми-самыми.

Знакомьтесь, мать-тигрица!

Знакомьтесь, мать-тигрица!

Эми Чуа, профессор Йельского университета, автор нашумевшей книги о воспитании детей, коренная китаянка. Она открывает для читателей мир восточноазиатских воспитательных обычаев, поставляющий сегодня удивительно целеустремленных, трудолюбивых и зачастую исключительно способных молодых людей, умеющих адаптироваться в обществе и при этом сохранять свои традиции. Так это выглядит снаружи и оценивается статистикой: количество китайских студентов в самых престижных учебных заведениях в последние годы очень выросло, дочери самой Чуа учатся в Гарварде и Йеле. Как же вырастить такого же умного, талантливого и при этом послушного родителям ребенка?

Эми Чуа
Эми Чуа

Многие не понимают, как китайским родителям удается выращивать хрестоматийно-успешных детей. Люди интересуются, что же такого делают китайцы, почему у них вырастает столько гениев в математике и музыкальных вундеркиндов... Я могу поделиться информацией, так как знаю, каково это. Вот что входит в список запретов для моих дочерей Софии и Луизы:

  • ночевки у друзей;
  • посещение детских праздников;
  • участие в школьных спектаклях;
  • жалобы на то, что им нельзя принимать участие в школьных спектаклях;
  • просмотр телевизора и компьютерные игры;
  • выбор внеклассных занятий по своему желанию;
  • любые оценки, кроме пятерок;
  • не быть отличниками по всем предметам, кроме физкультуры и театрального искусства;
  • играть на любом музыкальном инструменте, кроме фортепиано и скрипки;
  • не играть на фортепиано и скрипке.

В то время, как большинство американских родителей уверены, что главная задача — помогать ребенку развиваться, а еще «показывать, что учиться — это весело», Эми Чуа, и вместе с ней множество других взрослых знают, что дети всегда могут учиться еще лучше, что их достижения в учебе — показатель хорошего воспитания, а если ребенок не лучший в классе, то это родители не справляются со своими обязанностями. Например, китайцы, по сравнению с родителями «западного направления воспитания» тратят на домашние задания детей и зубрежку материала примерно в 10 раз больше времени. И «кто принес пятерку с минусом — тот опозорил свою семью».

Целеустремленность, жесткость требований (внеклассное занятие может быть только одно, и это одно должно принести медаль за успехи. Разумеется, золотую), система суровых наказаний, а также истерики, крики, угрозы, подкуп, ложь, критика и постоянный, ежеминутный контроль — признаки крайней, экстремально выраженной авторитарной модели воспитания. Почему же она работает с множеством китайских детей?

Во-первых, даже в семье «матери-тигрицы» обнаружился бунтарь: одна из дочерей в подростковом периоде начала протестовать против жестких рамок и выбрала теннис вместо навязываемого матерью занятия. И в родительской семье Эми Чуа случались отклонения от выбранного пути, правда, успешные. То есть происходит вынужденная коррекция модели.

Во-вторых, в таких семьях, помимо жесточайших условий, существует и высокая цель, и авторитетный пример: дети видят, как трудятся родители, сколько вкладывает в их воспитание мать, есть многочисленные примеры успешных (в деловом отношении) взрослых, которые прошли через подобную «дрессировку» в детстве. И да, это выражение любви и стремления к лучшему будущему для ребенка. Это тоже ощущается.

В-третьих, эта модель наиболее характерна для стран с азиатской культурой и менталитетом, где, к примеру, у подростков практически нет выраженного возрастного кризиса: не принято. Авторитарное воспитание существует в большинстве семей и альтернативы, мягко говоря, не приветствуются.

Тем не менее, исследования показывают: при смене места жительства в семьях иммигрантов из Восточной Азии через 2-3 поколения стиль воспитания смягчается, «демократизируется», уходят невероятно жесткие рамки, и 6 часов игры на скрипке каждый день сменяются чирлидингом или бейсболом по выходным. Закалка характера, подготовка к будущим сверхтрудностям оказываются не такими уж и нужными, если ты живешь не в джунглях или в сверхструктуризированной системе, в которой неумение различать цвета в 6 месяцев может означать невозможность поступить в университет. А в восточноазиатских странах набирает масштабы феномен хикамори — молодых людей, отказывающихся от работы, социальной жизни, не покидающих дом и живущих за счет родителей.

Эми Чуа подверглась жестокой критике со стороны основной массы родителей и специалистов за невероятную жестокость. Однако часть родителей (и бездетных людей, сожалеющих, что в детстве их желаниям слишком попустительствовали и не направляли твердой рукой) считают метод «мамы-тигрицы» действенным, правильным, хотя и очень энергозатратным. Вложить большую часть своей жизни исключительно в формирование будущего детей — своего рода подвиг, хотя взамен китайские родители ожидают, что за этот подвиг дети будут всю жизнь с ними расплачиваться. Видимо, поэтому в Китае не существует института домов для пенсионеров: престарелый родственник не может жить вне семьи, это немыслимый позор для всех.

В позиции Эми Чуа действительно много правильных мыслей, особенно в противопоставлении американизированному стилю воспитания, где принято постоянно хвалить детей, восторгаться малейшим усилием, поощрять заниматься только тем, что приносит удовольствие, давать ребенку множество прав и минимум обязанностей. На фоне всеобщего либерализма «мать-тигрица» выглядит обвинителем попустительства и флагманом успешного воспитания. По оценкам психологов, множественные неврозы, повышенная агрессия и замкнутость молодых китайцев в США — последствия именно таких методик. Все хорошо в меру.

Счастливые и успешные дети матери-дельфина

Счастливые и успешные дети матери-дельфина

После выхода книги о «матери-тигрице» в тренд вошли названия стилей воспитания по ассоциации с миром животных: папа-панда, мать-медведица, отец-волк… Противопоставляя или дополняя свой метод стилю Эми Чуа, разные родители предлагают свой опыт и отстаивают эффективность правил и взглядов на взращивание детей.

Как вырастить счастливых и успешных детей, не превращаясь в «мать-тигрицу»? Об альтернативном опыте рассказывает Шими Канг: свой стиль воспитания миссис Канг назвала «путем дельфина». Детский психиатр, мать троих детей, она противопоставляет метод «тигров» своей модели. Ее рассказы, правила и ситуации: следование за ребенком, предоставление ему возможности выбора, учет мнения, обучение самостоятельности и, в то же время, приучение к правилам и метод личного примера, описываемые доктором Канг в стиле историй и метафор, указывают на выбор ею наиболее удачного стиля воспитания для детей от 4-5 лет: авторитетного.

Шими Канг
Шими Канг

Наверное, вы думаете: «Неужели она и правда знает, в чем секрет правильного воспитания детей?» Мой ответ: «Да». Я знаю этот секрет, и вы его тоже знаете. Секрет родительства в том, что никакого секрета не существует. Универсального рецепта нет. Если вам вдруг показалось, что вы наконец выработали заветную волшебную формулу, подождите пару лет: ваш ребенок подрастет и изменится, или у вас появится еще один, и вам придется воспитывать этого ребенка совсем иначе.

В анализе принятых стилей воспитания Шими Канг не только подразделяет родителей-тигров на подтипы «вертолетов», «газонокосилок», «снегоочистителей», «пузырьковых пленок» (соответственно, модели, при которых взрослые «парят и контролируют», «изничтожают негативные проявления», «удаляют все препятствия с пути ребенка» или «обволакивают заботой»), но и выделяет новые метафорические названия.

Например, отец-волк как пример авторитарного стиля отличается жестокостью и склонностью выращивать гиперсамостоятельных и ответственных за свое поведение, здоровье и даже жизнь детей: запрет лезть в розетки будет подкреплен опытом контакта с электричеством, почему не стоит ходить без шапки и куртки в мороз, ребенок прочувствует после ангины и т. п. Зато ото всех нападок со стороны такой отец и сам защитит, и научит ребенка защищаться, причем не дожидаясь явной агрессии.

Мать-медведица, женская «альтернатива» отца-волка, — распространенный медийный персонаж, встречающийся и в реальной жизни. В кино нам показыв