22.06.2017 2954

Европа vs Азия: где воспитывают ребенка успешнее?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Воспитание как процесс сопутствует всей истории человечества. Известные археологические находки свидетельствуют: проблемы воспитания детей занимали как обычных родителей, так и бездетных мудрецов с доисторических времен: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются родителей. Видимо, конец мира уже недалек» (жрец Ипувер, Египет, 1700 год до н.э.). Как заставить ребенка слушаться родителей? Надо ли его заставлять, или личное счастье важнее? Какой стиль воспитания выбрать? Современные медиа-авторитеты предлагают вместо привычных классификаций семейного воспитания новые позиции. Знакомимся: мать-тигрица, отец-волк, мама-дельфин, мать-дракон и другие варианты современных родителей.

Стили воспитания

Стили воспитания

Если спросить окружающих, какого стиля придерживались в их семье, то конкретный ответ получить будет непросто: родители в процессе взращивания ребенка, как правило, о методологии не задумываются, а действуют интуитивно. Кто-то берет за основу отношение своих собственных родителей, кто-то идет «от противного» или комбинирует желаемые и негативные варианты.

Хотя каждая семья по-своему уникальна и может при ближайшем рассмотрении предложить свои нюансы и взгляды на методы выращивания молодежи, классификаций стилей семейного воспитания меньше, чем семей. В целом они основываются на способах удовлетворения потребностей ребенка и ожиданиях родителей.

Характерные модели отношения родителей к ребенку в целом описывают одни и те же феномены. Например, по Д. Баумринд, в семье возможны три модели воспитания:

  • Авторитарная

Методы воспитания жесткие, требования суровые, наказание за проступки неизбежно, самостоятельность ограничена. От ребенка ждут, что он вырастет послушным, отличным исполнителем, с серьезным отношением к делу и личной ответственностью за все. По факту дети с сильным характером активно сопротивляются такому стилю и стремятся как можно раньше покинуть родной дом, дети более уступчивые вырастают робкими, несамостоятельными и замкнутыми личностями. И бунтари, и тихие дети во взрослом возрасте, тем не менее, могут копировать стиль воспитания и тиранить детей, супругов и пожилых родственников из-за потребности в компенсации за непростое детство;

  • Авторитетная

Эта модель выглядит оптимальной, ее еще называют демократическим стилем воспитания или сотрудничеством с детьми. Эта модель прекрасна для формирования гармоничной личности: теплые взаимоотношения в семье, учет мнения каждого сочетаются с контролем и воспитанием личным примером. Поощряется самостоятельность, растет уверенность ребенка в себе, умение общаться с окружающими и решать проблемы. Однако применять ее с раннего возраста специалисты не советуют: маленьким детям необходимы порой довольно строгие рамки, требования по соблюдению общественных норм и правил поведения. К кризису трехлетнего возраста авторитетное воспитание не подходит, увы;

  • Либеральная

Данная модель еще называется попустительской. Снисходительность родителей ко всем проявлениям характера ребенка, безусловная любовь, не знающая слова «нет» приводит к появлению избалованных, эгоцентричных, конфликтных и довольно ленивых взрослых, склонных попадать в неприятные истории, асоциальные группы. Хотя есть и исключения: из некоторых детей, воспитанных в условиях полной свободы, независимости и родительской поддержки во всем вырастают творческие личности с активной позицией и высоким уровнем самореализации. Но это — редкость, и зависит от врожденных особенностей характера.

Данная триада дополняется другими авторами: Э. Маккоби и Д. Мартин выделяют еще и индифферентную модель, иначе — попустительскую или гипоопеку. Крайняя форма такой модели — безнадзорность. Ребенок предоставлен самому себе, у него нет ограничений и правил, но нет и внимания и поддержки со стороны взрослых. Каким вырастет человек — зависит от внесемейных условий: при удачном педагоге в дошкольном или образовательном учреждении, хорошей компании друзей возможны чудеса. Но гармоничная личность в такой ситуации — скорее исключение, чем правило.

Разные авторы выделяют разные стили воспитания детей, и 6, и 8, и 12. Существуют понятия «воспитание в стиле кумира семьи», «кронпринца», Золушки, модель «ежовых рукавиц», культа болезни… Есть и национальные особенности: для Японии, например, характерно сочетание либерального стиля до пяти лет и достаточно жесткого и требовательного воспитания детей постарше. Ну а классический стиль с шутливым названием «идише мама», характерный для многих народов (в российском варианте это «мать-наседка» со своими культурными вариациями: потворствованием чаду и минимумом требований), знаком каждому хотя бы по анекдотам. При этом, несмотря на недовольство детей и множество шуток, модель «еврейской мамы» позволяет детям расти достаточно успешными личностями.

В основном стили основаны на сочетании вышеописанных или усилении отдельных аспектов процесса. Также, как и новые модели, которые пропагандируют современные родители, считающие своих детей самыми успешными, счастливыми, любимыми, самыми-самыми.

Знакомьтесь, мать-тигрица!

Знакомьтесь, мать-тигрица!

Эми Чуа, профессор Йельского университета, автор нашумевшей книги о воспитании детей, коренная китаянка. Она открывает для читателей мир восточноазиатских воспитательных обычаев, поставляющий сегодня удивительно целеустремленных, трудолюбивых и зачастую исключительно способных молодых людей, умеющих адаптироваться в обществе и при этом сохранять свои традиции. Так это выглядит снаружи и оценивается статистикой: количество китайских студентов в самых престижных учебных заведениях в последние годы очень выросло, дочери самой Чуа учатся в Гарварде и Йеле. Как же вырастить такого же умного, талантливого и при этом послушного родителям ребенка?

Эми Чуа
Эми Чуа

Многие не понимают, как китайским родителям удается выращивать хрестоматийно-успешных детей. Люди интересуются, что же такого делают китайцы, почему у них вырастает столько гениев в математике и музыкальных вундеркиндов... Я могу поделиться информацией, так как знаю, каково это. Вот что входит в список запретов для моих дочерей Софии и Луизы:

  • ночевки у друзей;
  • посещение детских праздников;
  • участие в школьных спектаклях;
  • жалобы на то, что им нельзя принимать участие в школьных спектаклях;
  • просмотр телевизора и компьютерные игры;
  • выбор внеклассных занятий по своему желанию;
  • любые оценки, кроме пятерок;
  • не быть отличниками по всем предметам, кроме физкультуры и театрального искусства;
  • играть на любом музыкальном инструменте, кроме фортепиано и скрипки;
  • не играть на фортепиано и скрипке.

В то время, как большинство американских родителей уверены, что главная задача — помогать ребенку развиваться, а еще «показывать, что учиться — это весело», Эми Чуа, и вместе с ней множество других взрослых знают, что дети всегда могут учиться еще лучше, что их достижения в учебе — показатель хорошего воспитания, а если ребенок не лучший в классе, то это родители не справл