Как научить ребенка правильно произносить все звуки?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Когда ребёнок должен произносить все звуки родной речи и что делать, если у него это не получается? К пяти годам речь должна содержать все звуки, причем не порой и только, например, в начале слова — ребёнку уже положено говорить «чисто», без проглатываний слогов и звуков и замещений их в сложных словах. Добиться этого не всегда легко. Рассказываем, какие домашние упражнения и игры помогут детям достичь чистого произношения сложных звуков и как родителям закреплять эти звуки.

Свистящие и шипящие: как научить ребёнка говорить с, з, ш, ч, щ?

Твердые и мягкие свистящие и шипящие звуки в норме дети произносят уже в 3-3,5 года. Основа произношения таких звуков — освоение плавного выдоха без надувания щек. Поэтому если малыш пока не умеет так делать, начинаем тренировать артикуляционный аппарат. Что делать?

Дуйте! Мыльные пузыри, соломинки, свечки, легкие теннисные шарики — ваши лучшие помощники. Показывайте ребёнку, как можно сделать сильную струю воздуха и волны в ванне, при этом придерживая щечки ладошками, чтобы они не надувались.

Когда малыш освоит это упражнение и сможет дуть плавно и сильно, он готов к освоению новых звуков. Начинаем всегда со звука с.

Важно!

Учить произносить ребёнка звуки правильно должен взрослый без речевых нарушений — иначе малыш будет повторять ваше произношение и закреплять неправильное положение щек и языка во рту. Если такого взрослого нет, учите ребёнка по видеороликам или обратитесь к логопеду.

Как научить ребёнка говорить «с», «сь», «з», «зь», «ц»

Как научить ребёнка говорить «с», «сь», «з», «зь», «ц»

Произнесите звук «с» и попросите повторить. Отслеживайте мимику ребёнка: ему надо широко улыбнуться, а язык должен остаться внутри и прятаться за нижними зубами.

Если ребёнок все хорошо повторил, сразу же переходите к слогам «со», «са», «су» и так далее, и затем к словам.

Самая частая проблема при научении звуку «с» у детей — это высовывание языка. В таком случае попросите ребёнка сказать долгое «ииии» и подскажите, что язычок теперь надо спрятать. Если прятать не выходит, попросите сжать зубки, чтобы языку было некуда высовываться, и начинайте отрабатывать звук «с». Это можно назвать «песенкой воды». Дополнительный момент: можно нарисовать большие буквы С в виде дорожек на листе, чтобы ребёнок водил по ним пальчиком во время произношения.

Если и это не помогает, постановка звука «с» проводится с механической помощью: можно прижать язычок книзу с помощью черенка ложки. Кроме прижимания вниз важно помнить о том, что весь язык должен быть расположен по центру рта без увода в сторону, а посерединке должна быть «ложбинка» (тут поможет прижимание ватной палочкой). Обращайте внимание ребёнка на струю воздуха — она будет холодить центр языка.

Как только язычок примет нужное положение, пойте «песню воды». Для закрепления используйте «песню тишины»: вместе с ребёнком произносите «тсссссссс».

Факт!

Бывает, что ребёнок произносит звуки хорошо (или не очень), но путает свистящие и шипящие. В такой ситуации надо заниматься развитием речевого слуха до постановки звуков.

Мягкая пара «сь» к твердому «с» требует большего выгибания языка к небу. Звук «з» — подключения голоса к звуку «с». Чтобы ребёнок понял, положите его ладошку на его горло и дайте почувствовать напряжение мышц при звонких звуках.

Звук «зь» у детей появляется сам после освоения «с» и «з», сложности не возникают.

А вот звук «ц» — сложная задачка для малышей. Ставят его только когда ребёнок уже твердо освоил «с» и четко выговаривает «т». Как это делают?

Надо попросить малыша широко улыбнуться у зеркала и несколько раз проговорить «тс». Быстрое выговаривание этих звуков вместе дает нам «ц». Можно использовать «песню тишины», только произносить не «тсссс», а «тс-тс-тс-тс». Дальше — дело закрепления этого звука с помощью слогов и слов.

Учим ребёнка произносить «ш», «ж» и «ч»

Учим ребёнка произносить «ш», «ж» и «ч»

Звук «ш» осваивают после появления уверенного «с». Возьмите ложечку, попросите ребёнка сказать долгое «сссс», при этом ложкой приподнимите вверх язычок. Обратите внимания малыша на шипение и закрепляйте его в речи.

Кстати, такой же прием поможет освоить звук «ж» и даже «з», если он не дается. «Ж» произносят, как «ш», но с голосом (с ладошкой на горле), и для произнесения «з» надо приподнять надо самый кончик языка, и «включить» голос.

Для освоения звука «ч» нужен уверенный мягкий «ть». Покажите малышу, как повторять за вами «ть-ть-ть», и в процессе повторения нажмите ему на серединки щек пальцами с двух сторон. Так появится звук «ч».

Как научить ребёнка произносить «л» и «ль»?

Со звуками л и ль все сложнее. Сначала надо определить, всегда ли эта сложная буква выпадает из слова при произношении. Для этого нужно приготовить карточки с предметами и животными, в названии которых эти звуки присутствуют в разных сочетаниях и частях слова: лев, львенок, волк, школа и т. д.

Если малыш все произносит правильно, надо проверить произношение во фразах — нередко дошкольники выговаривают эти звуки в словах нормально, а в речи замещают другими.

Ну а чтобы научить ребёнка произносить «л» и «ль», играйте в игры.

Совет!

Путь приглашает к игре и объясняет правила игрушка, которой вы дадите имя со звуком «л».

Начните разучивать «песню самолета»: сверните из бумаги два самолетика и дуйте на них вместе. В процессе покажите, что кончик язычка тоже должен подняться вверх к зубам, и произносите «л».

Поиграйте в пароходы в ванне: положите кораблики, утят или просто пластмассовые кубики в воду, попросите ребёнка зажать кончик языка зубами и погудеть, как пароход. Потом попросите открыть и закрыть рот, пока он тянет звук «аааа». Должны появиться слоги «ла» и «ал». Напевайте любимый мотив ребёнка с «ла-ла-да». Осталось показать ему, как правильно прятать язычок за верхние зубы.

Если у малыша путаются «л» и в», обратите его внимание на различия между л и ль. Можно играть в сортировку: убирать фигурки и картинки с этими разными звуками в две разные коробки.

Когда звук «л» освоен, переходите к произношению «ль»: попросите ребёнка показать широкую улыбку и еще приподнять язычок. Обычно проблем не возникает.

Как научить ребёнка произносить звук р?

Как научить ребёнка произносить звук р?

Р — самая непростая для детей буква, означающий ее звук требует готовности артикуляционного аппарата, натренированного выдоха и сильных мышц языка. В среднем ребёнок способен произносить «р» в 5 лет.

Учить говорить «р» начинают с упражнений по подготовке артикуляционного аппарата — если он не «дозрел», ничего не выйдет. Какие упражнения помогут?

  • «Лошадки»: надо цокать языком, как будто это топают лошади.
  • «Чистим зубы»: в широкой улыбке надо водить языком по верхнему зубному ряду внутри. Важно: ребёнок не должен двигать нижней челюстью! Так же можно облизывать верхнюю губу.
  • «Дразним льва»: надо расслабить язычок, высунуть его изо рта и поболтать вверх-вниз. При этом еще и порычать.
  • «Дятел»: часто и быстро произносить «д», постукивая языком по верхним зубам.

Чтобы ребёнок мог сильно и направленно дуть, делают такие упражнения:

  • Возьмите кусочек ваты или комок бумаги, положите на ладонь. Ребёнок должен выложить мягкий язычок на нижнюю губу и так сдуть вату.
  • Сдувать вату с поднятым вверх кончиком языка.
  • Катайте карандаши по столу с помощью выдоха, запускайте самолетики, дуйте на незадувающиеся свечки (они вновь загораются после сильного выдоха).

Больше упражнений для исправления дефектов речи вы найдете в отдельной статье.

Важно!

Не сообщайте ребёнку, что он учится говорить «р»: такое нередко приводит к горловому произношению, которое сложно исправлять. Скажите, что вы учитесь рычать, как тигр!

Такие игры помогут подготовить ребёнка к звукам «р» и «р». А появляется звук при упражнении «дятел» или спонтанно, или можно попробовать чуть придержать язычок ребёнка черенком ложки, чтобы он начал вибрировать.

Данные упражнения готовят артикуляционный аппарат к произношению «р» и «рь». Если вы регулярно занимаетесь несколько месяцев, а результатов нет, обратитесь за помощью к логопеду.

Кроме логопедических упражнений не забывайте о мелкой моторике: игры с крупами, собирание бусинок, мозаики, лепка и пальчиковые игры — ваши лучшие друзья. О том, что можно предложить совсем малышам и детям постарше, читайте в статье «Пальчиковые игры от нуля до 7 лет: как делать гимнастику для пальцев?».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 19.05.2017 01:34, обновлено 21.09.2022 21:26
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Логопедическая помощь в современных условиях / Агранович З. Е. // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения 2013 №1
Актуальные проблемы современной логопедии / Сапрыкина Н.И., Коновалова Е.Г. // Инновационная наука 2019 №6

Читайте также

Упражнения с язычком или как сделать речь ребенка красивой
Развитие речи у ребенка индивидуально. Расскажем вам, с помощью каких упражнений можно улучшить произношение.
Логопедические развивающие игры, их виды
Желаете поставить ребенку речь? Тогда без логопедической развивающей игры не обойтись, с ней корректировка речевых нарушений произойдет эффективней.
Как научить ребенка читать?
Как научить ребенка читать? С чего начать – с кубиков Зайцева, методики Тюленева, букваря Жуковой? Нет, начинаем с… музыкальных инструментов!
Развитие речи у детей от 0 до года: как, зачем, почему?
Родителям будет интересно узнать о речевом развитии детей с рождения и до года. Можно помочь ребенку «разговориться», и мы расскажем, как это сделать.
Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь
Секреты воспитания детей раннего возраста для правильного развития речи. Как? Зачем? Почему?
День логопеда
Международный день логопеда отмечается 14 ноября. Как определить, что вашему ребенку нужен логопед. Уровни речевого развития.