Полезное и интересное рисование с ребенком

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнок развивается благодаря условиям, которые создают ему дома родители, педагоги в детском саду или школе. Познавательная система – память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь – формируется под воздействием специальных развивающих игр и упражнений. Чем чаще дети будут погружены в исследовательские и игровые процессы, тем качественнее будет протекать их развитие.

Кроме познавательной системы, у ребёнка развивается психика. Иногда, на этом пути он сталкивается с преградами. Например: страхи, комплексы, психологические травмы, стрессы. Маленький ребёнок, словно губка, «впитывает» в себя все, что происходит с ним и то, какие процессы случаются рядом. Поэтому, часто, ему нужна поддержка, для того, чтобы опыт и неприятные события не смогли помешать его гармоничному развитию, становлению характера, не отразились негативным образом на психике.

Взрослый человек, когда ему плохо и требуется помощь, идет к психологу или обращается к друзьям и близким людям. Ребёнок не имеет возможности принимать такие решения. Поэтому его эмоциональное состояние зависит от того, какую помощь ему смогут оказать родители.

Дети учатся через игру и творческую деятельность. Также, с помощью этих методов времяпрепровождения, детская психика имеет свойства восстанавливаться после травмирующих событий, неприятностей, переживаний. В данной статье будут подробно рассмотрены методики, упражнения и игры, в основе которых лежит рисование с детьми. Каким образом с помощью занятий изобразительной деятельностью можно наладить психоэмоциональный фон ребёнка? Как помочь ему избавиться от страхов, комплексов, тревог и стресса? Каково влияние совместного рисования с ребёнком на детско-родительские отношения?

Рисование и психика ребёнка

Рисование и психика ребёнка

Маленькие дети не способны анализировать собственные чувства и говорить о них – подобная рефлексия подвластна только взрослым людям. Подавленные эмоции, страх, тревога – когда ребёнок чего-то испугался, расстроился, фантазирует о чем-то важном для себя, печалится – остаются невыраженными и «отравляют» сознание и жизнь. Признаки в детях, по которым родители могут заметить этот процесс:

  • Раздражение.
  • Плаксивость.
  • Гнев, агрессивность.
  • Аутоагрессия.
  • Апатия.
  • Кошмары, нарушения сна.
  • Подавленность.
  • Регресс в развитии.
  • Тревога.
  • Нежелание отпускать родителей.
  • Страхи одиночества, темноты, монстров.
  • Нервный тик.
  • Частые истерики.
  • Быстрая утомляемость.

Рисование – метод, с помощью которого спрятанные чувства могут найти выход и освободить детское сознание. Как это происходит?

  • Все, что рисует ребёнок на бумаге, касается его. Часто, его рисунки выступают проекцией внутреннего мира, того, что он чувствует, о чем думает и мечтает, чего боится, о чем переживает и волнуется.
  • Часто дети берутся за рисование бессознательно – рисуют карандашами и красками несвязные линии и мазки, без заданного сюжета и инструкции взрослых. Так ребёнок освобождается от чувств, которые его переполняют, его сознание опустошается и он чувствует себя лучше.
  • Рисование – это метод, который связывает ум ребёнка с его бессознательными процессами. Поэтому, психологи и арт-терапевты часто используют изобразительные средства, для того чтобы помочь детям исцелиться от психологических травм и наладить эмоциональное состояние.

Упражнения с детьми

  • Рисование на стекле. Дети очень любят все необычное, то, с чем они еще не сталкивались или то, что в обыденной жизни находится под запретом. Если ребёнку предложить рисовать на стекле, он будет испытывать восторг. Стекло должно представлять собой ровный квадрат или прямоугольник, подойдет такое, которое обычно вставляется в фоторамку. Важно, чтобы его края были обработаны и изолированы, чтобы ребёнок не поранился. Поверхность стекла следует немного смочить водой. Дать ребёнку кисть – пусть наносит краску так, как ему хочется, смешивает цвета. После этого нужно взять чистый лист бумаги и приложить к рисунку на стекле. Его можно покрутить на нем, прижать. На бумаге отпечатается рисунок.

Глядя на него, можно фантазировать. То, что скажет ребёнок, может свидетельствовать о том, что для него важно. Кто-то видит котенка, кто-то монстра, кто-то – папу, который давно не приезжал. По ответам ребёнка можно судить о том, что важно для него, что тревожит, пугает, радует, волнует. Рисунок, после этого, можно дорисовать вручную. «Превратить» монстра в бабочку, нарисовать папе автомобиль или самолет, чтобы он поскорее приехал и так далее. Так, дети получают возможность отразить тревогу или другие неприятные чувства, не держать их в себе и, приняв ситуацию, успокоиться.

  • Упражнение «Автопортрет». Следует подготовить большой лист, размером с ребёнка. Это может быть ватман или обратная сторона обоев. Ребёнку предлагается лечь спиной на лист. Родитель обводит его силуэт. Вместе они дорисовывают лицо, волосы, одежду. Это упражнение очень полезно детям с низкой самооценкой, неуверенностью в себе. Они получают возможность взглянуть на себя со стороны, увидеть и «прорисовать» свои сильные стороны, начать гордиться достижениями, почувствовать внутренний стержень. Портрет должен получиться уверенным, позитивным, ребёнок должен радоваться и гордиться собой, глядя из позиции внешнего наблюдателя.
  • Рисование частями тела. Особенно смелые родители могут использовать упражнение, которое является телесно-ориентированным и будет полезно детям с повышенной тревогой, замкнутым характером, стеснительностью. Нужно закупить пальчиковые краски, которые легко отмыть и отстирать. Застелить пол защитным материалом. Приготовить большие листы. Рисовать можно пальцами, ладошками, локтями, коленями, стопами и даже животом. Детей очень веселят такие упражнения и эксперименты с красками. Кроме того, родители по-другому воспринимаются для них – предстают более свободными, живыми, близкими, счастливыми.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям

  • Для рисования с ребёнком можно использовать представленные упражнения и техники. Однако, не стоит пытаться самостоятельно ставить ему диагноз, о том, например, что у него психологическая травма и требуется помощь. Если у родителей есть подобные подозрения, то, стоит показать его детскому психологу.
  • Во время рисования родители не должны быть строгими и ставить детям рамки и условия – творческий процесс является свободным. То, что ребёнок может самовыражаться в нем, делать то, что подсказывает ему его бессознательное – несет в себе одну из главных ценностей.
  • Не нужно заставлять ребёнка рисовать, если он не хочет, расстроен или у него есть другие важные дела, которыми он желает заняться.
  • Процесс рисования важно наполнять радостными эмоциями, и каждое упражнение подводить к счастливому завершению.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 17.02.2019 14:05, обновлено 17.04.2020 18:17
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Полезные игрушки, которые не купишь в России
Красота, прочность и польза для развития: игрушки, которые не продают в России.
Игрушки для ребенка от 0 до 2 лет
Ни один ребенок не обходится без игрушек. Они не только увлекают кроху в мир интересного, но и развивают. Какие же игрушки должны быть у малыша от 0 до 2 лет?
Новая жизнь Lego: идеи для творческих родителей
Не знаете, куда девать мешки с конструктором? Узнайте, какие поделки и вещи можно из него изготовить.
Подбираем развивающую игрушку в зависимости от возраста ребенка
MedAboutMe собрал лучшие рекомендации по выбору правильных развивающих игрушек.
Игры детей ХХ века: без вести пропавшие
Игры, которым стоит научить своих детей и внуков: MedAboutMe приглашает вспомнить забытые игры.
Какие игрушки лучше покупать детям
Подбирая ребенку игрушку, нужно учитывать его возраст и уровень развития.