Скрининг при беременности: родить нельзя прервать
Автор - врач терапевт
Диденко Владимир АндреевичЭксперт
Голубев Михаил АркадьевичХорошие результаты анализов крови при проведении скрининга беременных и отсутствие патологических изменений при ультразвуковом исследовании плода позволяют вздохнуть с облегчением будущей матери и наслаждаться своим статусом дальше, готовиться к предстоящей встрече с малышом. А «плохие» результаты, напротив, становятся причиной серьезных переживаний: здоровым ли родится малыш, можно ли будет ему помочь, стоит ли вынашивать беременность дальше? В этой статье мы обсудим, какова роль врача при консультировании женщин, оказавшихся перед нелегким выбором. Может ли врач склонять женщину к прерыванию беременности?
В чем роль скрининга при беременности?
Что такое скрининг? В переводе с английского это слово означает — отбор, просеивание. В медицине скрининг применяется для выявления отдельных групп пациентов, у которых повышен риск развития тех или иных болезней. Скрининг проводится абсолютно всем будущим мамам, которые встали на учет по беременности. Это нужно для того, чтобы выявить тех женщин, у которых повышен риск рождения ребенка с серьезными проблемами здоровья. К таковым относятся тяжелые пороки развития и распространенные генетические болезни.
К скрининговым методам обследования беременных женщин относится:
- Ультразвуковое исследование плода (трехкратно за беременность);
- Определение в венозной крови матери уровня гормона b-ХГЧ и особого белка РАРР-А (при сроке беременности 10-14 недель).
- Определение в венозной крови матери уровня белка альфа-фетопротеина и неконъюгированного эстриола.
После получения результатов анализов крови и оценки определенных маркеров УЗИ рассчитывается индивидуальный риск рождения ребенка с хромосомной патологией. При высоком риске наличия у ребенка хромосомной аномалии его родителям предлагается пройти еще одно обследование: исследование кариотипа плода.
Однако эта диагностика является инвазивной. Что же исследуют врачи? Ворсины хориона, амниотическую жидкость, пуповинную кровь, клетки плаценты. Менее чем в 1% случаев инвазивная диагностика сама по себе способствует самопроизвольному прерыванию беременности. Об этом должны информироваться все пациентки. Однако исследование кариотипа дает результат с точностью 99,9% о том, есть ли у ребенка хромосомная патология и какая.

У моей подруги были сомнительные результаты скрининга в 12 недель беременности. Был повышенный риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Она уже выслушала много мнений с разных сторон о том, как быть дальше. Я была ее последней «станцией». Я врач, и мое мнение она очень уважает. Я сказала, что на ее месте пошла бы на амниоцентез обязательно. И в случае подтверждения синдрома Дауна или другой генетической тяжелой болезни избавилась бы от беременности. Да, жестко. Но, по-моему, это гуманно по отношению к неродившемуся ребёнку. Кому он потом нужен будет? Да, его полюбят мама и папа. А потом? Родители уйдут из жизни, а он останется — слабо социально адаптированный взрослый человек. Я спросила, готова ли она посвятить больному ребенку всю свою жизнь? Ради чего? Готова ли она, что ее может бросить муж, что придется уволиться с работы, чтобы ухаживать за ним? Готова ли жить на мизерные деньги и тратить все средства на реабилитацию и развитие ребенка? Подруга стала говорить, что это «солнечные» дети, и они имеют право на жизнь. Я сказала, что не все такие дети «солнечные», бывают, наоборот, очень агрессивные. И что бы ни говорили по телевизору о таких детях, жить-то с инвалидом придется именно ей и ей же воспитывать. Мы поссорились. Она ожидала поддержки и сочувствия. А я так жестко с ней поговорила. В итоге она согласилась на исследование, все прошло благополучно. Анализ показал, что она носит ребенка с нормальным кариотипом. Уже скоро родится наша Ева. Но отношения с подругой напряженные до сих пор. Вероятно, она разочаровалась во мне.
Грубые пороки развития врач выявляет визуально на УЗИ. Нередко требуется несколько исследований с привлечением более опытных специалистов и более точной аппаратуры.
Почему это так важно: выявить проблемы здоровья задолго до появления малыша на свет?
- Во-первых, нужно определиться, в каком лечебном учреждении целесообразно провести роды с целью обеспечения ранней специализированной помощи новорожденному.
- Во-вторых, необходимо выбрать оптимальный способ родоразрешения при ожидании больного ребенка.
- В-третьих, важно определиться с тем, стоит ли вообще вынашивать данную беременность или же ее лучше прервать.
Последнее решение дается особенно тяжело, особенно в случае желанной беременности. Некоторые родители решают во что бы то ни стало доносить беременность до конца и дать ребенку право на жизнь, хотя при ряде заболеваний их шансы на это крайне низки. Примером такого порока является анэнцефалия — отсутствие больших полушарий головного мозга.
Другие же родители, напротив, хотят родить исключительно здорового ребенка и прерывают беременность даже в том случае, когда выявляется нетяжелый порок, который успешно корригируется оперативным путем или же вообще не ухудшает качества жизни. Примерами пороков, которые успешно корригируются являются расщелина неба и верхней губы, гастрошизис (дефект передней брюшной стенки).

Меня трясет от слова «аборт». Как можно убить своего ребенка? Недавно моя коллега на работе (она гораздо старше меня, но у нас дружеские отношения) поделилась со мной печальной новостью: «У меня племянница беременна, пошла на УЗИ, а там сказали, что у ребенка левой ножки нет до колена. Одно бедро. Врачи сказали, что прерывать беременность надо». Я спросила: «А вы как считаете? Что вы ей сказали?» Она ответила: «Как это что? Я сказала, чтоб не переживала. Потом здорового родит. Ну зачем, скажи, неполноценного рожать? Зачем эта обуза?» Мне стало плохо, я почувствовала, что просто закипаю изнутри. Я сказала ей резко: «А если ваша внучка потеряет ногу в ДТП, но останется жить, вы ее тоже убьете, чтоб она не была вам обузой?» Коллега тоже повысила голос и сказала, что я не имею права так говорить и вмешиваться в их семейные дела. Мы сильно поругались в тот день, но каждая так и осталась при своем мнении.
Ну и конечно, есть такие родители, которые принимают взвешенное решение, опираясь на доводы перинатального консилиума. В ряде случаев родители принимают решение прервать беременность, если шансы на жизнь и выздоровление ребенка крайне низки (например, при комбинированных тяжелых пороках развития, неоперабельных пороках сердца).
В ситуациях, когда есть за что бороться и есть методы лечения заболевания и коррекции порока (или хотя бы шанс на это), родители принимают решение вынашивать ребенка и рожать его в специализированном учреждении. Примерами таких пороков являются некоторые пороки сердца, спинномозговая грыжа, диафрагмальная грыжа.

Первого ребенка я родила в 20 лет. Беременность и роды были легкими, малыш родился здоровым. На второго ребенка, так уж получилось, я решилась только в 35 лет. Да, поздно, но мой второй муж очень хотел малыша. Меня предупредили, что в таком возрасте и беременность тяжело протекает, и ребенок может с отклонениями родиться. После первого же скрининга врач сказала, что она не зря предупреждала: толщина воротникового пространства у ребенка больше нормы. Да еще и показатель РАРР-А из венозной крови оказался чуть ниже нормы. То есть, сказали, ребенок может родиться с генетическим заболеванием, в частности с синдромом Дауна. Я заплакала прямо в кабинете. Врач стала меня утешать, что есть специальное исследование, называется амниоцентез. И после него мне дадут 100% ответ, есть ли у ребенка синдром Дауна. Я согласилась и записалась на эту процедуру. Потом стала читать об исследовании, и оказалось, что сама по себе процедура прокола плодного пузыря небезопасна и может спровоцировать выкидыш. Я стала сомневаться в ее необходимости. Обсудили ситуацию с мужем. Он сказал: «А если подтвердится синдром Дауна, ты на аборт что ли пойдешь?» Я не знала, что ответить, вернее не знала, что я буду делать в таком случае. Но по глазам мужа поняла, что аборт неприемлем. Это наш ребенок, мы его любим и очень ждем. Мы отказались от амниоцентеза. Всю беременность я изучала информацию о детях с синдромом Дауна. Не скажу, что готовилась, но хотела получить как можно больше информации об этом заболевании. Когда у меня начались схватки, и я поступила в родильное отделение, у меня случилась ис