01.09.2017 3150

«Спокойной ночи, малыши!»: проверено детьми

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

1 сентября — день рождения телепередачи, достойной записи в «Книге рекордов Гиннесса». Главная «дошколятская» программа «Спокойной ночи, малыши!» одолела 50-летний рубеж и продолжает собирать у телеэкранов детвору. В чем причина ее неувядающей популярности и почему во время эфира дети дружно усаживаются перед экранами телевизоров не один десяток лет, размышляет MedAboutMe.

Пожелаем баю-бай

Пожелаем баю-бай

А вы знали, что колыбельную в передаче «Спокойной ночи, малыши!» поют не только для детей? Оказывается и куклы, участвующие в программе, тоже отдыхают. Во время съемки игрушечные персонажи нагреваются, поэтому после передачи им нужно отдохнуть. Кукловоды уверены в том, что температура их подопечных повышается из-за энергии актера, когда он старается «оживить» персонаж.

Отдыхают кукольные артисты на специальной лестнице. Там они остывают, успокаиваются и засыпают до следующего эфира. Так что слова колыбельной песенки о том, что усталые игрушки тоже спят, — это о куклах-артистах.

С ними выросла вся Россия

Долгожители бывают не только среди людей. Неподражаемые «Спокушки» более полувека живут в телепространстве, не растеряв при этом маленьких поклонников и преодолевая взрослые трудности в кризисные времена.

Не одно поколение жителей России знакомы с компанией кукольных зверюшек. Верный пес Филя, благоразумный Степаша, взбалмошный Хрюша и любопытная Каркуша — реальные кандидаты в друзья родителям, бывшим детьми в СССР, их детям, выросшим в эпоху перемен и внукам, живущим в век компьютерных технологий.

Музыкальные заставки к передаче менялись за многие годы ее существования, но лучшая из них, написанная Аркадием Островским, убаюкала не одну тысячу малышей. Слова песенки о спящих игрушках и книжках написала поэтесса Зоя Петрова. Впервые малыши услышали исполнение Валентины Дворяниновой, затем песенку пела еще одна тетя Валя — Толкунова. Голос Олега Анофриева и сейчас «укладывает» спать миллионы ребятишек.

За многие годы в программе менялись ведущие, появлялись другие персонажи, она переезжала со студии на студию и меняла каналы, но главное сохранить сумела — она остается лучшим и любимым развлечением для детей оригинального формата.

Личный опыт
Лариса Котельникова, Калининград, мама 20-летней дочери
Лариса Котельникова, Калининград, мама 20-летней дочери

Огромное спасибо всем, кто участвует в создании передачи «Спокойной ночи, малыши!» за тепло и доброту, которую вы отдаете детям. Да, что там, и взрослые тоже с удовольствием отвлекаются от своих «вечных» дел и устраиваются перед телевизором, чтобы ненадолго отвлечься и отдохнуть душой, встретиться со знакомыми с детства зверюшками. Я, например, в восторге от шебутного Хрюши, а его особенный голосок мы узнаем всегда.

Моя дочь выросла на этой передаче и, надеюсь, мои внуки ее еще застанут. Это — одна из программ (к сожалению, немногих), где все весело и просто, хорошо и спокойно и всегда добро побеждает зло.

Уверена, что придумывать такие передачи могут только люди с чистой душой. Желаю всем, кто причастен к ее появлению в эфире, счастья, здоровья и удачи во всем!

Рождение передачи-легенды

Рождение передачи-легенды

Программы для детей на советском телевидении, естественно, были. Например, «Выставку Буратино» создавали специально для того, чтобы пробудить у школьников интерес к рисованию, а юные «Знайки» с увлечением следили за сюжетами тележурнала «Хочу все знать!». Однако все это было интересно детям постарше, малыши же долгое время оставались без собственной передачи.

Идея создания подобной программы витала в воздухе, а помог, как всегда, случай. Валентина Федорова (в те годы главный редактор программ для юного поколения) побывала в Германии. Там она и узнала, что на телевидении ГДР существует цикл передач для самых маленьких зрителей, рассказывающих о приключениях песочного человечка.

Так жизнь расставила все по местам. Вернувшись из поездки, Федорова организовала работу по созданию первой отечественной телепередачи для малышей.

Сначала заставкой были черно-белые часы, стрелки которых выставляли в зависимости от времени появления в эфире.

Выход программы в 70-е годы запомнился зрителям цветной заставкой. «Пластилиновый» мультфильм, предваряющий программу, появился в начале 80-х годов.

Личный опыт
Из воспоминаний режиссера Наталии Викторовны Сокол, стоявшей у истоков передачи
Из воспоминаний режиссера Наталии Викторовны Сокол, стоявшей у истоков передачи

Я пришла на телевидение в 1952 году. До встречи с главной детской передачей страны было еще далеко.

В те поры мы на телевидении во всем подражали «старшему брату» — театру. Донашивали, что называется, его одежду. В чем это выражалось? Например, завершение передачи отмечалось закрытием занавеса перед камерой. Так вот я, как помощник режиссера, тянула шнурки этих «шторок» и регулярно получала выговоры на планерках за то, что «криво закрывала» программу.

Творческую самостоятельность я получила лишь став ассистентом режиссера, когда мы в 1964 году начали работать над созданием вечерней сказки для малышей.

Задумывалась новая передача, как «баюкалка» для маленьких детей. Главное содержание программы — рассказать о добре и зле, защите слабых и честности на понятном детям языке сказок, стихов, рассказов.

Много было споров о названии, но в итоге решили, что лучшее — «Спокойной ночи, малыши!». С ним она и вышла в эфир в первый день сентября 1964 года.

Времена были трудные. Бюджет передачи в то время был всего 150 рублей. Выкручивались, как могли. Очень помогала поистине всенародная любовь. Однажды нам понадобился реквизит (т.е. игрушки) для программы. Я отправилась в детский магазин. Когда я рассказала, что именно и для чего мне нужно, продавщицы вручили целую коробку «дефектных» игрушек: безволосая кукла, мишка с одним глазом, машинка без колеса и еще много чего полезного для нас. Все это мы отремонтировали, привели в порядок и потом долго еще использовали игрушки для «театра на столе». Во время передачи приглашенный актер рассказывал сказочную историю, переставляя игрушечных персонажей по столу.

Время показало, что наша любимая «баюкалка» продолжает оставаться популярной многие десятилетия.

«Дорогое» удовольствие

«Дорогое» удовольствие

Поначалу выпуски вечерней сказки для малышей мало напоминали современные. На экране появлялась простая черно-белая картинка, иллюстрирующая текст за кадром. За кадром звучал текст. Как умудрялась редактор программы уговорить знаменитых художников-мультипликаторов, работавших на «Мультфильме», сделать иллюстрации к очередной передаче — загадка. Мизерный бюджет программы нужно было распределить так, чтобы знаменитые Мильчин, Курчевский, Серебряков, Котеночкин согласились делать рисунки. А ведь читать текст приглашали тогда актеров из МХАТа. Поработать в детской передаче «бабушками-дедушками» или «рыбаками-охотниками» соглашались корифеи русского театра — Е.М.Шатрова, А.Н.Грибов, П.М.Массальский, И.А.Любезнов, Б.Н.Чирков, В.И.Хохряков, В.А.Сперантова, Э.А.Быстрицкая, В.И.Талызина. Воистину — все лучшее делалось для детей.

Кукольные персонажи в передаче появились позднее. Помогали в этом специалисты театра Сергея Образцова. «В гости» на передачу приходил зайчишка Тепа вместе с Буратино. Позже компания увеличилась, и добавились кот с собачкой Чижиком.

Потом появились Шустрик, Шишига, Мямлик и другие сказочные герои. Учитывая, что все передачи шли тогда «в живую», сбоев и ошибок актеры и ведущие просто не могли допустить. Работу за режиссерским