01.09.2017 3182

«Спокойной ночи, малыши!»: проверено детьми

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

1 сентября — день рождения телепередачи, достойной записи в «Книге рекордов Гиннесса». Главная «дошколятская» программа «Спокойной ночи, малыши!» одолела 50-летний рубеж и продолжает собирать у телеэкранов детвору. В чем причина ее неувядающей популярности и почему во время эфира дети дружно усаживаются перед экранами телевизоров не один десяток лет, размышляет MedAboutMe.

Пожелаем баю-бай

Пожелаем баю-бай

А вы знали, что колыбельную в передаче «Спокойной ночи, малыши!» поют не только для детей? Оказывается и куклы, участвующие в программе, тоже отдыхают. Во время съемки игрушечные персонажи нагреваются, поэтому после передачи им нужно отдохнуть. Кукловоды уверены в том, что температура их подопечных повышается из-за энергии актера, когда он старается «оживить» персонаж.

Отдыхают кукольные артисты на специальной лестнице. Там они остывают, успокаиваются и засыпают до следующего эфира. Так что слова колыбельной песенки о том, что усталые игрушки тоже спят, — это о куклах-артистах.

С ними выросла вся Россия

Долгожители бывают не только среди людей. Неподражаемые «Спокушки» более полувека живут в телепространстве, не растеряв при этом маленьких поклонников и преодолевая взрослые трудности в кризисные времена.

Не одно поколение жителей России знакомы с компанией кукольных зверюшек. Верный пес Филя, благоразумный Степаша, взбалмошный Хрюша и любопытная Каркуша — реальные кандидаты в друзья родителям, бывшим детьми в СССР, их детям, выросшим в эпоху перемен и внукам, живущим в век компьютерных технологий.

Музыкальные заставки к передаче менялись за многие годы ее существования, но лучшая из них, написанная Аркадием Островским, убаюкала не одну тысячу малышей. Слова песенки о спящих игрушках и книжках написала поэтесса Зоя Петрова. Впервые малыши услышали исполнение Валентины Дворяниновой, затем песенку пела еще одна тетя Валя — Толкунова. Голос Олега Анофриева и сейчас «укладывает» спать миллионы ребятишек.

За многие годы в программе менялись ведущие, появлялись другие персонажи, она переезжала со студии на студию и меняла каналы, но главное сохранить сумела — она остается лучшим и любимым развлечением для детей оригинального формата.

Личный опыт
Лариса Котельникова, Калининград, мама 20-летней дочери
Лариса Котельникова, Калининград, мама 20-летней дочери

Огромное спасибо всем, кто участвует в создании передачи «Спокойной ночи, малыши!» за тепло и доброту, которую вы отдаете детям. Да, что там, и взрослые тоже с удовольствием отвлекаются от своих «вечных» дел и устраиваются перед телевизором, чтобы ненадолго отвлечься и отдохнуть душой, встретиться со знакомыми с детства зверюшками. Я, например, в восторге от шебутного Хрюши, а его особенный голосок мы узнаем всегда.

Моя дочь выросла на этой передаче и, надеюсь, мои внуки ее еще застанут. Это — одна из программ (к сожалению, немногих), где все весело и просто, хорошо и спокойно и всегда добро побеждает зло.

Уверена, что придумывать такие передачи могут только люди с чистой душой. Желаю всем, кто причастен к ее появлению в эфире, счастья, здоровья и удачи во всем!

Рождение передачи-легенды

Рождение передачи-легенды

Программы для детей на советском телевидении, естественно, были. Например, «Выставку Буратино» создавали специально для того, чтобы пробудить у школьников интерес к рисованию, а юные «Знайки» с увлечением следили за сюжетами тележурнала «Хочу все знать!». Однако все это было интересно детям постарше, малыши же долгое время оставались без собственной передачи.

Идея создания подобной программы витала в воздухе, а помог, как всегда, случай. Валентина Федорова (в те годы главный редактор программ для юного поколения) побывала в Германии. Там она и узнала, что на телевидении ГДР существует цикл передач для самых маленьких зрителей, рассказывающих о приключениях песочного человечка.

Так жизнь расставила все по местам. Вернувшись из поездки, Федорова организовала работу по созданию первой отечественной телепередачи для малышей.

Сначала заставкой были черно-белые часы, стрелки которых выставляли в зависимости от времени появления в эфире.

Выход программы в 70-е годы запомнился зрителям цветной заставкой. «Пластилиновый» мультфильм, предваряющий программу, появился в начале 80-х годов.

Личный опыт
Из воспоминаний режиссера Наталии Викторовны Сокол, стоявшей у истоков передачи
Из воспоминаний режиссера Наталии Викторовны Сокол, стоявшей у истоков передачи

Я пришла на телевидение в 1952 году. До встречи с главной детской передачей страны было еще далеко.

В те поры мы на телевидении во всем подражали «старшему брату» — театру. Донашивали, что называется, его одежду. В чем это выражалось? Например, завершение передачи отмечалось закрытием занавеса перед камерой. Так вот я, как помощник режиссера, тянула шнурки этих «шторок» и регулярно получала выговоры на планерках за то, что «криво закрывала» программу.

Творческую самостоятельность я получила лишь став ассистентом режиссера, когда мы в 1964 году начали работать над созданием вечерней сказки для малышей.

Задумывалась новая передача, как «баюк