В каких случаях ребенку нужен нейропсихолог?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Нейропсихология — одно из самых популярных направлений в настоящее время в работе с детьми. В каких случаях ребёнок нуждается в помощи нейропсихолога? Как специалист работает с детьми? Какие методы нейропсихологии зарекомендовали себя как самые эффективные?

Психика ребёнка и нейропсихология

Психика ребёнка и нейропсихология

Детская нейропсихология — это и один из разделов клинической психологии, который занимается изучением мозговых особенностей и их связи с поведением ребёнка. Специалистами доказано, что детская психика и ее процессы тесно связаны с особенностями познавательной системы ребёнка — памятью, воображением, вниманием, мышлением, речью, восприятием, эмоциями. Нейропсихологи занимаются изучением поведения ребёнка посредством подробного анализа его мозговых особенностей. Специалисты в этой области считают, что созревание отделов головного мозга оказывает прямое влияние на поведение детей и их психическое развитие.

Почему родители, которых беспокоит поведение ребёнка, все чаще обращаются за помощью к детскому нейропсихологу? Специалистами доказано, что поведенческие нарушения ребёнка, такие как неусидчивость, гиперактивность, низкая успеваемость при хороших интеллектуальных показателях, тесно связаны с созреванием и особенностями отделов головного мозга. В практике нейропсихологов, ребёнок меняет поведение в лучшую сторону, и у него наступает прогресс, когда специалист в этой сфере применяет к нему специальные методы работы.

Мозг и психика ребёнка отличаются пластичностью. По этой причине дети, когда нуждаются в психологической помощи и поддержке, реагируют на них гораздо быстрее, нежели взрослые при необходимости справиться с психологической травмой. По этой же причине, ребёнок гораздо быстрее идет на поправку. Нейропсихолог изучает психические процессы при поражении мозговых дисфункций и определяет область поражения, которая связана с тем или иным видом психической деятельности. Это позволяет специалисту быстро определить нарушение, составить алгоритм действий и помочь ребёнку.

Когда ребёнку нужен нейропсихолог?

Нейропсихолог необходим детям в следующих случаях:

  • диагностика ранних поражений отделов головного мозга;
  • плохая координация движений;           
  • слабый уровень мелкой моторики — ребёнок не справляется с такими заданиями как лепка, письмо, работа с природным материалом, манипулирование с предметами;
  • низкая успеваемость в школе — ученик испытывает затруднения при счете, выполнении домашнего задания, чтения, пересказа, слушания;
  • низкий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения;
  • нарушение в развитии тонуса мышц — ребёнок ощущает слабость или наоборот, возбудимость;
  • дефицит внимания с гиперактивностью;
  • речевые нарушения;
  • трудности со сном;
  • проблемное поведение, трудности с установлением контактов.

Часто, к нейропсихологу ребёнок отправляется по рекомендации врача-невролога. Он рекомендует специалиста в случаях, если у детей обнаруживаются дисфункции подкорковых и стволовых образований. Нарушение крупной и мелкой моторики, также, являются показателями к работе с нейропсихологом. Любое дисгармоничное развитие психики, речи, мышечных отделов, познавательной сферы является показателем для получения консультации специалиста, диагностики и дальнейшей коррекционной работы.

Работа специалиста с детьми

Работа специалиста с детьми

В нейропсихологии выделяется несколько этапов работы с детьми.

  • Первый этап диагностический. Психолог определяет характер и особенности взаимодействия головного мозга с глубинными структурами, выявляет работу познавательных процессов ребёнка. На этом этапе, также, обнаруживаются причины нарушения поведения, которые вызваны психическими и органическими патологиями. Специалист устанавливает видимые и возможные причины нарушения развития и поведения.
  • Второй этап. Происходит подбор методов лечения, который должен отвечать выявленным нарушениям. К ним относятся психотерапевтические методы, а также медикаментозное лечение. План работы с каждым ребёнком разрабатывается индивидуально, учитывая его индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности.
  • На третьем этапе происходит непосредственно коррекционная и восстановительная работа. Нейропсихологи считают, что, здоровая психика ребёнка зависит от состояния его моторики, восприятия и сенсорной системы. Поэтому, для прямого влияния на детское поведение и эффективности работы необходимы диагностика и восстановление этих функций. Игры — подвижные и психотерапевтические — и лекарственные препараты позволяют достичь хорошего результата и положительно влияют на психофизиологическую систему детского организма. Доза медикаментов, предназначенных ребёнку, определяется индивидуально и в большинстве случаев является минимальной.

Как меняется поведение ребёнка, после эффективной работы с нейропсихологом?

  • дети становятся менее импульсивными, повышается самоконтроль и саморегуляция;
  • процессы поведения становятся управляемыми родителями или самим ребёнком;
  • гиперактивность снижается, работоспособность выходит на средний уровень, заменяя собой медлительность;
  • действия ребёнка приобретают координированность;
  • улучшается способность ориентации в пространстве и по отношению к своему телу;
  • дети начинают лучше писать, читать, улучшается уровень памяти и внимания;
  • развиваются пространственное, абстрактное мышление;
  • ребёнок все чаще начинает пользоваться логикой и объективным восприятием информации из внешнего мира и своих реакций;
  • повышается уровень личной самостоятельности и ответственности;
  • энергичность и внутренние ресурсы, до этого времени блокированные, выходят на первый план: ребёнок приобретает учебную и познавательную мотивацию, пользуется своей любознательностью, которая в раннем и дошкольном возрасте является двигателем психофизиологического развития;
  • повышается общая сосредоточенность не только на деле, которое вызывает интерес, но, также и на том, которое надо выполнить, соблюдая учебный план;
  • дети осваивают работу по инструкции взрослых — учителей, родителей — и без труда следуют заданному алгоритму.

Советы родителям

  • Помощь нейропсихолога может потребоваться во время переживания ребёнком возрастного кризиса, адаптационного периода во время поступления в учебное заведение, переезда на новое место жительства, смены жизненных условий.
  • Профилактикой обращения к специалисту служит умение не перегружать ребёнка дополнительным образованием в раннем возрасте.
  • Репетиторство и строгое наказание не приведут к желаемому результату, а лишь могут ухудшить психофизиологическое состояние ребёнка.
  • Чем раньше родители вместе с ребёнком посетят детского нейропсихолога, тем эффективней будет полученный результат в виде нормализации поведения и отдельных структур головного мозга. Таким образом, маленький пациент получает возможность полностью восстановить психическую деятельность и познавательную сферу.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 14.01.2019 11:17, обновлено 17.04.2020 18:19
Рейтинг статьи:
4,8

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Читайте также

Как помочь ребенку стать уверенным в себе?
Как помочь ребенку поверить в себя? Упражнения и рекомендации.
Школьный буллинг: особенности реакции детей и действия родителей
Правильная борьба с преследованиями и издевательствами над ребенком как в раннем возрасте, так и в школе.
Страх темноты у ребенка: причины и помощь
С наступлением ночи ребенка охватывает страх и паника. Как помочь ему избавиться от страха темноты?
Как нельзя успокаивать детей?
«У кошки заболи, у собаки заболи…» – Как правильно жалеть ребенка?
Как предотвратить и остановить истерику у ребенка?
Почему у ребенка случаются истерики и как успокоить его?
Сказкотерапия для детей дома: с чего начать?
Как воспитывать и «лечить» ребенка с помощью сказок?