Как защитить первоклассника от стресса?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Стресс — распространенное явление в жизни человека. Не застрахованы от него также и дети. Особенно ребёнок подвергается стрессу, когда у него происходят важные жизненные события — кризисный возраст, переезд на новое место или переход в другую школу, рождение младшего брата или сестры, болезнь, поступление в первый класс.

Дети не понимают, что у них случился стресс так, как это могут понять взрослые. Когда человек вырастает, у него за плечами скапливается определенный опыт общения, отношений, реакций и поведения. Он может управлять ими в соответствии со своими желаниями и потребностями. Люди способны контролировать внутренние и внешние процессы, которые происходят у них в жизни, а ребёнок, в силу возраста, этого делать не умеет. Часто он, подвергшись стрессу, вовсе не понимает, что с ним случилось, поэтому не может себе помочь так, как это на его месте сделал бы взрослый человек. Поэтому эту роль — следить за психическим состоянием и настроением детей и при необходимости оказывать им помощь — должны взять на себя родители.

Стресс у детей проявляется как сниженная активность, подавленное настроение, отказ от пищи и игр, нежелание общаться с друзьями и браться за любимые занятия. Также они могут потерять сон или испытывать трудности с засыпанием. Не всегда дети, на вопрос, что с ними случилось, могут дать четкий ответ и полностью объяснить ситуацию. В младшем школьном возрасте они продолжают жить чувствами, поэтому, чтобы понять, что с ребёнком, могут только родители, если отталкиваются от его эмоциональных проявлений.

Когда стресс связан с обучением, дети, как правило, отказываются вставать по утрам, испытывают напряжение, если речь заходит о школе.

О том, какие стрессы могут быть у первоклассника, пойдет речь в этой статье.

Дети и школа

Дети и школа

Переход от дошкольного детства к школьному должен быть постепенным. Если это не так и родители резко забирают у ребёнка все игры, не позволяют проводить много времени с друзьями, ограничивают его свободу и веселье, то у него может случиться стресс. Такое подход не является бережным и заботливым для детской психики.

В каждой школе знают о том, что существует период адаптации.

Это означает, что прежде чем выставлять к первокласснику новые требования и приучать его жить по незнакомому режиму, ему нужно дать время привыкнуть к тому, что он теперь школьник. Адаптационный период длится от нескольких месяцев до года. В это время дети успевают запомнить и привыкнуть к тому, что вставать и ложиться надо в одно и то же время, выполнение уроков — теперь их основная деятельность, что у них новая социальная роль — ученик — и они должны ей соответствовать. Такой постепенный переход дает детям возможность учиться без стресса и лишних переживаний.

Отношения ребёнка и педагога

Кроме родителей ребёнок сталкивается в своей жизни с другими взрослыми, которые воспитывают его и обучают. В детском саду — это воспитатели, в школе — первая учительница. От того, какие отношения сложатся с ней, будет во многом зависеть школьная успеваемость и настроение первоклассника.

В настоящее время многие родители понимают важность первого учителя, поэтому стараются познакомиться с ним заранее, заботясь о том, чтобы ребёнок получил не только знания, но и был уважаем как личность.

Отношения с учительницей могут не сложиться по нескольким причинам: отсутствие личной симпатии, сложное поведение ребёнка, нарушения в его развитии. Общение между педагогом и учеником в классе может портиться, если они не понимают и не уважают друг друга, ребёнок не слушает, что ему говорят, а учитель не осуществляет индивидуальный подход. Тогда оба могут испытывать враждебность и негативные чувства. В таких случаях дети переживают сильный стресс.

Часто они в таком состоянии отказываются посещать школу, не желают делать уроки, могут испытывать страх перед классом или педагогом. Взрослые, чтобы предупредить подобные случаи, должны знать, что происходит у ребёнка в школе, интересоваться его делами, следить за настроением, поддерживать контакт с учителем — спрашивать, как ребёнок ведет себя, как занимается и какие есть рекомендации и пожелания для его обучения дома. Это позволит сблизиться с педагогом и заниматься развитием в одном направлении, что положительно скажется на развитии и адаптации школьника.

Уроки и стресс

Уроки и стресс

Уроки в жизни ребёнка — следующий травмирующий фактор, который может вызвать стресс. Если взрослые резко приучают его к строгой дисциплине, требуют безоговорочного подчинения, хороших оценок, заставляют много писать и считать против воли, то у него могут появиться не только отрицательные эмоции, но и ненависть к учебе в целом.

Выполнение уроков, как и привыкание к школьному режиму, тоже стоит делать постепенным. Поговорите с учителем — какая нагрузка лучше всего подходит для ребёнка, и не заставляйте его делать больше, чем позволяют возрастные и психические особенности.

Во время выполнения домашнего задания, если ребёнку сложно справляться с ним, делайте перерывы. Первое время находитесь рядом, если есть такая необходимость. Меньше ругайте и больше обращайте внимание на успехи. Поощряйте детей и не сравнивайте их с другими.

Как родителям помочь ребёнку

Как родителям помочь ребёнку

Что делать, если стресс все-таки случился и ребёнок чувствует себя плохо, когда речь заходит о школе, плачет, отказывается посещать занятия, не хочет делать уроки или у него наблюдаются другие проявления стресса? Для начала следует выяснить, в чем причина. Однако, не стоит пытать ребёнка, добиваясь от него немедленного ответа. Спрашивайте спокойно, ровным голосом, лучше сесть рядом, смотреть прямо в глаза. Будьте сами уверены и не тревожны — ребёнок должен понимать, что он может довериться взрослому, а для этого тот должен выглядеть и быть надежным.

Не торопите детей — дайте им возможность довериться вам. Ребёнок должен понимать, что после того, как он признается, что его тревожит, ему не станет хуже, его не поругают, не накажут и так далее. Скажите, что переживаете за него, любите и вам не все равно, что с ним происходит.

Вспомогательные методы для установления причин стресса у первоклассника и помощи ему — это обращение к психологу, откровенный разговор с учительницей и искреннее, доброжелательное отношение к школьнику в семье. Если он будет чувствовать поддержку от родителей, то, во-первых, снижается риск появления стресса, а вторых, дети учатся сами говорить взрослым о том, что их расстроило и вызвало негативные эмоции.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 02.10.2017 16:43, обновлено 17.04.2020 18:44
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Школьные экзамены: как помочь ребенку пережить стресс?
Школьный экзамен является для подростка не просто проверкой уровня знаний, но еще и серьезным психологическим испытанием.
Первопричина детского стресса: перинатальное поражение ЦНС
Перинатальное поражение центральной нервной системы – диагноз может пугать родителей. Как формируется поражение и что делать, если патология выявлена?
Школа и стресс
Стресс – это не только проблема взрослых людей. Школьники испытывают колоссальные моральные перегрузки, зачастую это начинается уже в первых классах.
Опасность стрессов у детей
У детей бывают положительные и отрицательные стрессы, которые по-разному влияют как на физическое, так и эмоциональное здоровье.
Роль болезней и стресса в задержке полового созревания мальчиков
Задержка полового созревания у мальчиков – тема особая. Если на фоне других мальчишек сын кажется совсем ребенком, когда нужно беспокоиться?