Дети
Кибербуллинг: новая форма опасных отношений в детском коллективе
4
04.11.2018
716

Кибербуллинг: новая форма опасных отношений в детском коллективе


Автор
Наталия Сулейманова


Вместе с развитием технических средств и распространением социальных сетей совершенствуются и формы опасных отношений между людьми. Одна из самых опасных и травмирующих разновидностей конфликта — травля одноклассника группой детей или подростков. С недавних пор широкое распространение получил англоязычный термин «буллинг» (от bully— издеваться над кем-то). Другой разновидностью буллинга является моббинг — травля сотрудника коллегами или начальником. И самая новая и опасная форма травли — кибербуллинг — издевательства в интернете.

Когда отношения в коллективе становятся опасными?

Травля в детских коллективах существовала во все времена. Сегодня даже встречаются случаи опасных отношений между детьми в детском саду. Как правило, жертвами буллинга оказываются дети или подростки, чье поведение или внешний вид отличается от остальных. В группе риска по возникновению конфликтных отношений со сверстниками находятся «очкарики», дети с лишним весом или другими ярко выраженными дефектами внешности или поведения.

Психика детей и подростков предполагает сплоченность. Поэтому для школьника важно признание друзей и одноклассников. Ведь в жизни «белых ворон» часто возникают конфликтные отношения и травля. Группы одноклассников нередко объединяются против кого-то. Трагичность одиночества жертвы заключается в невозможности с кем-то объединиться, поскольку одноклассники, сохраняющие нейтралитет сами боятся стать жертвами агрессоров, и предпочитают делать вид, что их не касаются конфликтные отношения.

Агрессорами становятся дети или подростки, для которых насилие является нормой. Чаще всего, они усваивают семейную модель поведения, видя родительские конфликты или становясь жертвами морального или физического насилия. Они считают это нормой и в детском коллективе «срываются» на более слабых и неспособных к организованному противодействию.

Последствия буллинга в школе или интернете могут быть самыми трагичными — от простого нежелания идти в школу до депрессии и суицидальных мыслей. Чтобы бороться с травлей, необходимы комплексные меры противодействия со стороны родителей, педагогов, психологов и самих детей.

Подростки-жертвы кибербуллинга и агрессоры

Подростки-жертвы кибербуллинга и агрессоры

Кибербуллинг — более сложная разновидность травли, чем просто издевательства и побои в школе. Одна из основных сложностей — установление личностей агрессоров, которые могут появляться в социальных сетях под вымышленными именами. К кибербуллингу относятся видеоролики с участием жертвы, картинки или надписи издевательского или оскорбительного содержания, размещенные на страницах жертв в социальных сетях.

Жизнь подростков проходит в школе или в интернете. Социальные сети позволяют увидеть записи, видео или изображения непристойного содержания не только одноклассникам жертвы, но и огромному количеству других пользователей. Если в реальном школьном коллективе агрессором может стать подросток, обладающий физической силой  или ребенок влиятельных и богатых родителей, то в интернете все гораздо проще. Анонимность дает агрессору возможность притворяться кем угодно.

Поскольку значительная часть жизни подростков сосредоточена в социальных сетях, то они выкладывают на своих страницах большое количество различной информации, которая может быть использована против них. Во многих случаях они просто не умеют сортировать информацию и отличать допустимое от недопустимого, например, по неосторожности выкладывают в сети адрес и телефон или слишком личные фотографии. Отсутствие реальной информации об агрессоре усугубляет негативное состояние жертвы.

Часто кибербуллинг переходит и в реальную жизнь подростков. Среди печальных последствий кибербуллинга не только депрессия или суицидальные настроения жертвы, но и возможные ответные акты агрессии против инициаторов травли. Доведенный до отчаяния подросток способен не только покончить с собой, но и совершить массовое убийство даже без поиска реальных агрессоров.

Помощь подростку или ребенку в борьбе с кибербуллингом должны оказать, прежде всего, значимые взрослые — родители, учителя, психологи. Именно им следует уделять больше времени общению с детьми, в том числе, и по вопросам информационной безопасности.

Что можно сделать для борьбы с кибербуллингом в жизни подростков?

Что можно сделать для борьбы с кибербуллингом в жизни подростков?

Хотят этого люди или нет, но интернет давно стал частью их жизни. А это значит, что появились более изощренные методы преступлений и издевательств над человеком. Поэтому и детям, и взрослым необходимо осваивать культуру общения в интернете и соблюдать правила информационной безопасности.

Сочетание неокрепшей психики и интернет-зависимости подростка может привести к печальным последствиям. Этим умело пользуются всевозможные «ловцы душ» , организаторы «групп смерти» и просто хулиганы, желающие использовать какую-либо информацию против жертвы. К сожалению, родители подростка не всегда придают этому значение в силу занятости или кажущейся незначительности ситуаций.

Признаками конфликтных и нездоровых ситуаций в интернете или реальной жизни является подавленное состояние ребенка после виртуального общения, ухудшение успеваемости или нежелание идти в школу. Если родители замечают это, то, прежде всего, необходимо поговорить с ребенком. Ругать его ни в коем случае не следует.

Если имя и фамилия агрессора известны, то к решению проблемы необходимо привлечь и его родителей, а также классного руководителя. При серьезности угроз или невозможность установить личность обидчика, может потребоваться обращение в правоохранительные органы. Вся информация — видеоролики, сообщения или изображения, наносящие вред психическому или физическому здоровью ребенка, должна быть сохранена.

Ребенок или подросток может позаботиться о собственной информационной безопасности при помощи взрослых. Родителям следует объяснить ему, что существует информация только для личного пользования. Лучшим способом реакции на агрессию в интернете является игнорирование обидчика. Это же правило действует и в реальной жизни, но следовать ему способны только люди с высокой самооценкой.

Чем меньше информации о себе оставляет человек в социальных сетях, тем меньше «пищи» у тех, кто может использовать ее против него. Об этом необходимо помнить не только детям, но и взрослым. Использование социальных сетей только по важным вопросам не только не даст лишнего повода для конфликтов или разновидностей буллинга, но и освободит человека от ненужного «белого шума», вызывающего зависимость от электронных средств.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008