Дети
Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?
4.4
08.04.2017
1203

Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?


Автор
Анжелика Кузьмина


Содержание

Дети ни минуты не могут проводить на одном месте. Что это — баловство или гиперактивность? По данным исследований, почти 20% детей нашего времени страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Отражается ли это на психологическом развитии ребенка и как вести себя родителям в этом случае, расскажет MedAboutMe.

Особенности ребенка: что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Особенности ребенка: что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Едва начав одно дело, малыш бросает его и берется за другое. Высыпает из коробки игрушки, тут же бежит на кухню, опрокидывая на бегу тарелку с печеньем. Смутившись, начинает убирать, но снова бросает и бежит в комнату. В результате день превращается в бессмысленную беготню. Родители жалуются, что ребенок постоянно что-нибудь роняет или ломает. Ну просто ребенок-катастрофа. Что с этим делать?

Единого мнения о причине появления СДВГ не существует. Одни говорят, что его причиной является нарушение в развитии головного мозга в результате внутриутробного кислородного голодания либо родовой травмы. Другие утверждают, что этот синдром появляется из-за изменений в производстве гормона дофамина, отвечающего, помимо всего остального, за мотивацию, а также способность концентрировать свое внимание. Какими бы ни были причины подобного поведения, родителям слишком активных детей приходится несладко. К изматывающим в физическом плане дням в дошкольном возрасте вполне способны добавиться и трудные ночи, когда ребенок пойдет в первый класс.

Неуемная энергия, а также неспособность сосредоточить свое внимание считаются в обществе большим недостатком, который часто бывает наказан посредством плохих оценок. Подобных детей называют плохо воспитанными либо хулиганами. Любопытно, что у мальчиков такой синдром наблюдается чаще, нежели у девочек. Однако есть и положительные новости — обычно в подростковом возрасте эти особенности ребенка уходят в прошлое. В 13—14 лет гиперактивные в прошлом дети совсем не отличаются от своих ровесников, успеваемость их тоже заметно улучшается.

Но если к этому времени ребенку уже успели внушить, что с таким поведением и неусидчивостью он ничего в жизни не добьется, то проявления гиперкинетического синдрома способны его подвести. Дети, уверовавшие, что они «плохие и трудные», нередко идут в компанию к плохим и трудным, вливаясь в подростковые группировки. И там оказываются кстати их смелость, непредсказуемость, нетерпимость к наставлениям и наказаниям.

Чтобы подобного не случилось и развитие ребенка шло в правильном направлении, родные и близкие малыша должны задуматься об этом гораздо раньше.

Тест на психику: как диагностировать СДВГ у детей?

Тест на психику: как диагностировать СДВГ у детей?

В чем отличие просто подвижного ребенка от гиперактивного? Существует тест на психику, по которому врачи определяют СДВГ у детей. Если насчитывается более, чем шесть признаков невнимательности, а также больше шести — гиперактивности, а также импульсивности, есть смысл получить консультацию специалистов — невролога и детского психолога.

Признаки детской невнимательности:

  • ребенок не придает значения деталям, поэтому делает ошибки в процессе выполнения задания;
  • не способен концентрировать свое внимание, отвлекается на посторонние вещи;
  • создается ощущение, что он не слышит то, что ему говорят;
  • не может завершить начатое дело, причем причиной этого не является протест или непонимание задачи;
  • сталкивается со сложностями при планировании самостоятельной деятельности;
  • пытается уклониться от выполнения заданий, требующих большой затраты времени;
  • имеет привычку часто терять свои вещи;
  • легко отвлекается на воздействие внешних раздражителей;
  • отличается регулярной забывчивостью.

Признаки детской гиперактивности:

  • вертится, проявляет беспокойство;
  • не способен долгое время находиться на одном месте, вскакивает на уроках;
  • часто демонстрирует привычки бесцельной двигательной активности — бегает, прыгает, влезает туда, куда нельзя;
  • у него не получается заниматься делом тихо и спокойно;
  • всегда находится в возбужденном состоянии;
  • излишне болтливый, заставить замолчать иногда не представляется возможным.

Признаки импульсивности:

  • в большом количестве случаев отвечает на поставленный вопрос, не обдумав ответ, а иногда не дослушав его;
  • ему сложно терпеливо дождаться, когда придет его очередь;
  • не дает возможности разговаривать остальным людям, постоянно прерывает собеседников.

Развитие ребенка: рекомендации родителям

Развитие ребенка: рекомендации родителям

Чтобы обеспечить нормальное физическое и психологическое развитие ребенка, нужно придерживаться рекомендаций психолога:

  • Не стараться сдерживать собственные чувства. В случае, если появляется злость либо раздражение — следует сказать об этом ребенком, может даже прикрикнуть. А если малышу удалось доставить радость взрослым, нужно радоваться по-настоящему и хвалить его, не ограничиваясь дежурной фразой: «вот так бы всегда».
  • Оценивать действия, а не особенности ребенка. Гиперактивному малышу и так в избытке перепадает замечаний, критики и наставлений. Можно просто сообщить: «Мне не нравится, когда ты не убираешь свои вещи. У меня от этого портится настроение». Но ни в коем случае нельзя говорить: «Можешь не ждать от меня ничего хорошего, потому как ты — неряха».
  • Дать ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении. Для этого можно установить дома спортивный уголок, чтобы он мог залезть на шведскую стенку, когда ему захочется, повисеть на спортивных кольцах, покататься на качелях.
  • Нужно позволять малышу бегать на площадке или кататься с горок столько, сколько ему хочется. Имеет смысл записать его в одну из спортивных секций.
  • Дети не в состоянии предвидеть будущее, не умеют планировать свои действия. Поэтому взрослые должны помочь им не только планировать, но и оценивать последствия своих поступков. Например, ребенку нужно объяснять, почему нельзя делать так или иначе.
  • Ни при каких обстоятельствах нельзя участвовать в публичном обсуждении поведения своих детей. Родители — это единственная и надежная защита ребенка. Он должен знать, что есть люди, которые его любят и поддерживают.
  • Чаще говорить малышу о своих чувствах, объяснять нравственную суть ситуации, в которую он иногда попадает. Дети поверхностны в собственной эмоциональности и не всегда могут понять, чем вызвали недовольство взрослых.
  • Обратиться к детскому психологу. Он сможет рассказать, в чем заключаются особенности ребенка, а также с какими сложностями придется иметь дело родителям. Он посоветует, что нужно делать и чего нельзя. Например, психологи считают, что слова «будь внимательнее» и «не отвлекайся» не принесут никакой пользы. А попытки усадить надолго гиперактивного ребенка вряд ли увенчаются успехом.
  • Скорректировать питание. Некоторые специалисты утверждают, что большое количество детей, страдающих СДВГ, испытывает недостаток магния. Причем в осенние, зимние и весенние месяцы этот дефицит ощущается больше всего. Поэтому в меню детей желательно включать такие продукты: зеленые овощи, крупы, злаки и продукты, содержащие витамин В1, способствующий лучшему усвоению магния. Витамин В1 содержится в бананах, картофеле, запеченном в кожуре, гречневой крупе, буром рисе.